Основные процессы жизнедеятельности растений
1.Опыт, доказывающий наличие корневого давления
- 1. срезать стебель на высоте 10см
- 2. на пенек надевают короткую резиновую трубку, со стеклянной трубкой
- 3.полить почву теплой водой, она поднимается по трубке и вытекает
- 4.полить очень холодной водой, вода не вытекает
- Вывод: поглощение воды корнем зависит от её температуры. Холодная вода плохо поглощается корнем .
2. Опыт, доказывающий передвижение воды и минеральных солей по древесине
- Возьмите срез побега, окрасившийся в опыте, и рассмотрите его.
- На срезе хорошо заметно, что у ветки, поставленной в воду, чернила окрасили только древесину.
- В опыте чернила как бы заменяли минеральные соли, растворенные в воде. Минеральные соли поднимаются от корня вверх по стеблю, как подкрашенная вода по древесине.
- Вспомните строение стебля. Вам станет ясно, что вода с растворенными в ней минеральными солями поднимается по сосудам древесины.
Веточки бальзамина и цветки подснежника в чистой и подкрашенной воде
- Если же в воду, подкрашенную чернилами, вы поставите листья герани с длинными черешками или маленькие веточки комнатного растения бальзамина, то увидите, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки.
3. Образование крахмала в листьях растения
- 1. поместить растение в темный шкаф, чтобы произошел отток питательных веществ
- 2. вырезать на черном конверте фигуру
- 3. через 3 дня поставить растение на свет, конверт надеть на лист
- 4. через 10 часов лист срезать и снять конверт
- 5. опустить лист в кипящую воду
- 6. затем в горячий спирт, в нем хлорофилл хорошо растворяется, спирт окрасится, лист обесцветится
- 7. промыть водой, налить слабый раствор йода
- 8. крахмал синеет от йода, на той части листа куда попадал свет
- Вывод: в освещенной части листа образовался крахмал
4. Опыт, доказывающий необходимость СО 2 для образования органических веществ
Опыт, доказывающий необходимость СО2 для образования органических веществ
- Выставим на свет на куске стекла под стеклянным колпаком веточку зелёного растения. Края колпака смажем вазелином.
- Рядом с растением под колпак поставим стакан с раствором едкой щёлочи.
3. Вскоре под колпаком углекислый газ будет поглощён едкой щёлочью. Воздух, содержащий углекислый газ, проникнуть под колпак не может, так как края его смазаны вазелином и плотно прижаты к стеклу.
- Через двое суток снимем колпак с растения, срежем один лист и проверим, образовался ли в его клетках крахмал. При обработке раствором йода лист не посинеет.
- Значит, крахмала в листе нет.
Следовательно, крахмал образуется в листьях только при наличии в воздухе углекислого газа. Для образования сахара нужны углекислый газ, поступающий через устьица, и вода, которую поглощают корни из почвы.
5. Опыт доказывающий выделение зеленым растением кислорода на свету
- 1. возьмем две банки , опустим зеленые растения
- 2. Наполним банки углекислым газом и плотно закроем
- 3. одну банку поставим на яркий свет, другую в темный шкаф
- 4. через сутки откроем банки и опустим в них горящие лучинки
- 5. в первой банке лучинка не гаснет, а продолжает гореть
- Вывод: зеленые растения выделяют кислород только на свету
6. Выделение кислорода элодеей
- Побеги элодеи опускают в сосуд с водой и сверху накрывают воронкой.
- На конец воронки надевают пробирку с водой. Растение выставляют на свет на двое-трое суток.
- На свету элодея выделяет пузырьки газа. Они скапливаются в верхней части пробирки, вытесняя воду.
- пробирку аккуратно снимают и вносят в нее тлеющую лучинку. Лучинка ярко вспыхивает.
- Вывод :в колбе накопился газ, поддерживающий горение кислород.
7. Опыт, доказывающий дыхание органов растения
- В одну помещаем побеги растений, срезанные накануне эксперимента, в другую – морковь, в третью – несколько десятков разбухших горошин.
- Все банки плотно закрываем крышками и помещаем в темный шкаф.
- Через сутки можно проверить, как изменился в банках состав воздуха, опустив в каждую из них зажженную спичку. Она везде будет тухнуть, так как в процессе дыхания поглотился весь кислород.
8. Опыт показывающий необходимость воздуха для дыхания корней
- 1. в два одинаковых сосуда с водой, в которой растворены все необходимые растениям минеральные вещества поместим по два одинаково развивающихся проростка фасоли или подсолнечника
- 2. Воду в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. На поверхность воды во втором сосуде нальем тонкий слой растительного масла. Масло задерживает поступление воздуха в воду.
- 3. Через некоторое время растения во втором сосуде перестанут расти, зачахнут и в конце концов погибнут.
- Гибель растений наступает из-за недостатка воздуха, необходимого для дыхания корень .
- Вывод: Корни, как и все другие органы растения, дышат. При дыхании клетки корня поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
9. Опыт, доказывающий испарение воды листьями
- Поместим в колбу отдельный побег, не отрезая его от растения.
- Горлышко колбы закроем ватой.
- Через некоторое время на внутренних стенках колбы появляются капельки воды.
- Её испарили листья растения.
10. Опыт, доказывающий испарение воды листьями
- Поместим в пробирку с водой побег растения и нальём туда немного растительного масла.
- Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла (без растения) оставим для контроля.
- Уже на следующий день уровень воды в пробирке с растением значительно понизится, а уровень воды в контрольной пробирке останется прежним.
- Вывод: побеги растений испаряют воду .