СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыты по теме " Основные процессы жизнедеятельности растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыты по теме " Основные процессы жизнедеятельности растений"»

 Основные процессы жизнедеятельности растений

Основные процессы жизнедеятельности растений

1.Опыт, доказывающий наличие корневого давления 1. срезать стебель на высоте 10см 2. на пенек надевают короткую резиновую трубку, со стеклянной трубкой 3.полить почву теплой водой, она поднимается по трубке и вытекает 4.полить очень холодной водой, вода не вытекает Вывод: поглощение воды корнем зависит от её температуры. Холодная вода плохо поглощается корнем .

1.Опыт, доказывающий наличие корневого давления

  • 1. срезать стебель на высоте 10см
  • 2. на пенек надевают короткую резиновую трубку, со стеклянной трубкой
  • 3.полить почву теплой водой, она поднимается по трубке и вытекает
  • 4.полить очень холодной водой, вода не вытекает
  • Вывод: поглощение воды корнем зависит от её температуры. Холодная вода плохо поглощается корнем .
2. Опыт, доказывающий передвижение воды и минеральных солей по древесине Возьмите срез побега, окрасившийся в опыте, и рассмотрите его.  На срезе хорошо заметно, что у ветки, поставленной в воду, чернила окрасили только древесину. В опыте чернила как бы заменяли минеральные соли, растворенные в воде. Минеральные соли поднимаются от корня вверх по стеблю, как подкрашенная вода по древесине. Вспомните строение стебля. Вам станет ясно, что вода с растворенными в ней минеральными солями поднимается по сосудам древесины.

2. Опыт, доказывающий передвижение воды и минеральных солей по древесине

  • Возьмите срез побега, окрасившийся в опыте, и рассмотрите его.
  • На срезе хорошо заметно, что у ветки, поставленной в воду, чернила окрасили только древесину.
  • В опыте чернила как бы заменяли минеральные соли, растворенные в воде. Минеральные соли поднимаются от корня вверх по стеблю, как подкрашенная вода по древесине.
  • Вспомните строение стебля. Вам станет ясно, что вода с растворенными в ней минеральными солями поднимается по сосудам древесины.
Веточки бальзамина и цветки подснежника в чистой и подкрашенной воде Если же в воду, подкрашенную чернилами, вы поставите листья герани с длинными черешками или маленькие веточки комнатного растения бальзамина, то увидите, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки.

Веточки бальзамина и цветки подснежника в чистой и подкрашенной воде

  • Если же в воду, подкрашенную чернилами, вы поставите листья герани с длинными черешками или маленькие веточки комнатного растения бальзамина, то увидите, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки.
3. Образование крахмала в листьях растения 1. поместить растение в темный шкаф, чтобы произошел отток питательных веществ 2. вырезать на черном конверте фигуру 3. через 3 дня поставить растение на свет, конверт надеть на лист 4. через 10 часов лист срезать и снять конверт 5. опустить лист в кипящую воду 6. затем в горячий спирт, в нем хлорофилл хорошо растворяется, спирт окрасится, лист обесцветится 7. промыть водой, налить слабый раствор йода 8. крахмал синеет от йода, на той части листа куда попадал свет Вывод: в освещенной части листа образовался крахмал

3. Образование крахмала в листьях растения

  • 1. поместить растение в темный шкаф, чтобы произошел отток питательных веществ
  • 2. вырезать на черном конверте фигуру
  • 3. через 3 дня поставить растение на свет, конверт надеть на лист
  • 4. через 10 часов лист срезать и снять конверт
  • 5. опустить лист в кипящую воду
  • 6. затем в горячий спирт, в нем хлорофилл хорошо растворяется, спирт окрасится, лист обесцветится
  • 7. промыть водой, налить слабый раствор йода
  • 8. крахмал синеет от йода, на той части листа куда попадал свет
  • Вывод: в освещенной части листа образовался крахмал
4. Опыт, доказывающий необходимость СО 2 для образования органических веществ

4. Опыт, доказывающий необходимость СО 2 для образования органических веществ

Опыт, доказывающий необходимость СО2 для образования органических веществ Выставим на свет на куске стекла под стеклянным колпаком веточку зелёного растения. Края колпака смажем вазелином.  Рядом с растением под колпак поставим стакан с раствором едкой щёлочи. 3. Вскоре под колпаком углекислый газ будет поглощён едкой щёлочью. Воздух, содержащий углекислый газ, проникнуть под колпак не может, так как края его смазаны вазелином и плотно прижаты к стеклу. Через двое суток снимем колпак с растения, срежем один лист и проверим, образовался ли в его клетках крахмал. При обработке раствором йода лист не посинеет. Значит, крахмала в листе нет. Следовательно, крахмал образуется в листьях только при наличии в воздухе углекислого газа. Для образования сахара нужны углекислый газ, поступающий через устьица, и вода, которую поглощают корни из почвы.

Опыт, доказывающий необходимость СО2 для образования органических веществ

  • Выставим на свет на куске стекла под стеклянным колпаком веточку зелёного растения. Края колпака смажем вазелином.
  • Рядом с растением под колпак поставим стакан с раствором едкой щёлочи.

3. Вскоре под колпаком углекислый газ будет поглощён едкой щёлочью. Воздух, содержащий углекислый газ, проникнуть под колпак не может, так как края его смазаны вазелином и плотно прижаты к стеклу.

  • Через двое суток снимем колпак с растения, срежем один лист и проверим, образовался ли в его клетках крахмал. При обработке раствором йода лист не посинеет.
  • Значит, крахмала в листе нет.

Следовательно, крахмал образуется в листьях только при наличии в воздухе углекислого газа. Для образования сахара нужны углекислый газ, поступающий через устьица, и вода, которую поглощают корни из почвы.

5. Опыт доказывающий выделение зеленым растением кислорода на свету 1. возьмем две банки , опустим зеленые растения 2. Наполним банки углекислым газом и плотно закроем 3. одну банку поставим на яркий свет, другую в темный шкаф 4. через сутки откроем банки и опустим в них горящие лучинки 5. в первой банке лучинка не гаснет, а продолжает гореть Вывод: зеленые растения выделяют кислород только на свету

5. Опыт доказывающий выделение зеленым растением кислорода на свету

  • 1. возьмем две банки , опустим зеленые растения
  • 2. Наполним банки углекислым газом и плотно закроем
  • 3. одну банку поставим на яркий свет, другую в темный шкаф
  • 4. через сутки откроем банки и опустим в них горящие лучинки
  • 5. в первой банке лучинка не гаснет, а продолжает гореть
  • Вывод: зеленые растения выделяют кислород только на свету
6. Выделение кислорода элодеей Побеги элодеи опускают в сосуд с водой и сверху накрывают воронкой. На конец воронки надевают пробирку с водой. Растение выставляют на свет на двое-трое суток. На свету элодея выделяет пузырьки газа. Они скапливаются в верхней части пробирки, вытесняя воду. пробирку аккуратно снимают и вносят в нее тлеющую лучинку. Лучинка ярко вспыхивает. Вывод :в колбе накопился газ, поддерживающий горение кислород.

6. Выделение кислорода элодеей

  • Побеги элодеи опускают в сосуд с водой и сверху накрывают воронкой.
  • На конец воронки надевают пробирку с водой. Растение выставляют на свет на двое-трое суток.
  • На свету элодея выделяет пузырьки газа. Они скапливаются в верхней части пробирки, вытесняя воду.
  • пробирку аккуратно снимают и вносят в нее тлеющую лучинку. Лучинка ярко вспыхивает.
  • Вывод :в колбе накопился газ, поддерживающий горение кислород.
7. Опыт, доказывающий дыхание органов растения В одну помещаем побеги растений, срезанные накануне эксперимента, в другую – морковь, в третью – несколько десятков разбухших горошин. Все банки плотно закрываем крышками и помещаем в темный шкаф. Через сутки можно проверить, как изменился в банках состав воздуха, опустив в каждую из них зажженную спичку. Она везде будет тухнуть, так как в процессе дыхания поглотился весь кислород.

7. Опыт, доказывающий дыхание органов растения

  • В одну помещаем побеги растений, срезанные накануне эксперимента, в другую – морковь, в третью – несколько десятков разбухших горошин.
  • Все банки плотно закрываем крышками и помещаем в темный шкаф.
  • Через сутки можно проверить, как изменился в банках состав воздуха, опустив в каждую из них зажженную спичку. Она везде будет тухнуть, так как в процессе дыхания поглотился весь кислород.
8. Опыт показывающий необходимость воздуха для дыхания корней 1. в два одинаковых сосуда с водой, в которой растворены все необходимые растениям  минеральные вещества поместим по два одинаково развивающихся проростка фасоли или подсолнечника  2. Воду в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. На поверхность воды во втором сосуде нальем тонкий слой растительного масла. Масло задерживает поступление воздуха в воду. 3. Через некоторое время растения во втором сосуде перестанут расти, зачахнут и в конце концов погибнут.  Гибель растений наступает из-за недостатка воздуха, необходимого для дыхания  корень . Вывод: Корни, как и все другие органы растения, дышат.  При дыхании клетки корня поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

8. Опыт показывающий необходимость воздуха для дыхания корней

  • 1. в два одинаковых сосуда с водой, в которой растворены все необходимые растениям  минеральные вещества поместим по два одинаково развивающихся проростка фасоли или подсолнечника 
  • 2. Воду в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. На поверхность воды во втором сосуде нальем тонкий слой растительного масла. Масло задерживает поступление воздуха в воду.
  • 3. Через некоторое время растения во втором сосуде перестанут расти, зачахнут и в конце концов погибнут.
  • Гибель растений наступает из-за недостатка воздуха, необходимого для дыхания  корень .
  • Вывод: Корни, как и все другие органы растения, дышат.  При дыхании клетки корня поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
9. Опыт, доказывающий испарение воды листьями Поместим в колбу отдельный побег, не отрезая его от растения. Горлышко колбы закроем ватой. Через некоторое время на внутренних стенках колбы появляются капельки воды.   Её испарили листья растения.

9. Опыт, доказывающий испарение воды листьями

  • Поместим в колбу отдельный побег, не отрезая его от растения.
  • Горлышко колбы закроем ватой.
  • Через некоторое время на внутренних стенках колбы появляются капельки воды.
  •   Её испарили листья растения.
10. Опыт, доказывающий испарение воды листьями Поместим в пробирку с водой побег растения и нальём туда немного растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла (без растения) оставим для контроля.

10. Опыт, доказывающий испарение воды листьями

  • Поместим в пробирку с водой побег растения и нальём туда немного растительного масла.
  • Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла (без растения) оставим для контроля.
Уже на следующий день уровень воды в пробирке с растением значительно понизится, а уровень воды в контрольной пробирке останется прежним.  Вывод:  побеги растений испаряют воду .
  • Уже на следующий день уровень воды в пробирке с растением значительно понизится, а уровень воды в контрольной пробирке останется прежним. 
  • Вывод:  побеги растений испаряют воду .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя