Дата:
Занятие прикладного курса по русскому языку
в 10 классе
Тема: Орфография. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
Цель: учащиеся будут совершенствовать навык применения основных типов орфограмм правописания -н-и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий , изученных в 5–9 классах, формировать умения выстраивать порядок действий при решении орфографических задач, воспитывая внимание к морфологическому значению слова.
Тип занятия:комбинированный.
Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
На основе наблюдений сформулировать обобщенное правило правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий; вывести формулу обобщенного правила.
Для лучшей организации урока потребуются двойные листы, на них вычерчивается таблица, которая будет заполняться поэтапно.
Заготовка выглядит следующим образом:
Основные правила | Части речи | Формула правила |
существительное | прилагательное | наречие | причастия (полные, краткие) | отглагольные прилагательные |
| | | | | | |
Для описания правил используются уже известные по словообразовательному разбору условные знаки: приставка , суффикс, корень , зависимые слова
основа
2. Анализ материала, предложенного для наблюдения.
На доске и в тетрадях записываются слова: конный, конник; ценный, ценность.
Так как наблюдение и анализ материала будут проходить примерно по одной схеме, то учащимся на этом этапе урока раздаются заранее приготовленные листки с вопросами и заданиями, на которые всякий раз нужно обращать внимание.
Вопросы и задания | Ответы |
Определите части речи в левой колонке и в правой (см. тетрадь) Произведите словообразовательный разбор слов, графически обозначьте части слов Определите, что общего в данных словах (в корне, в основах, в суффиксах) Какой можно сделать вывод? | В правой колонке – существительное, в левой – прилагательное Основы (производящие) оканчиваются на н, слова образуются с помощью суффикса -н- В словах с основой на н, образованных с помощью суффикса -н-, пишется нн |
Вывод: правило правописания -нн- в обеих частях речи (существительном и прилагательном) общее.
– Выведите формулу правила.
– Заполните первый пункт таблицы (на доске и в тетрадях).
3. Этап первичной проверки понимания изученного.
Материал для наблюдения: утренний; общественный; соломенный; агитационный.
– Какие части речи записаны? (Имена прилагательные.)
– Как образованы данные слова? (От существительных.)
– Заполните второй столбик.
Утренний ? утро
общественный ? общество
соломенный ? солома
агитационный ? агитация
– Что общего в записанных словах? (Все данные слова – прилагательные, они образованы от существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-, в которых пишется -нн-.)
– Заполните второй пункт таблицы.
Формула приобретает следующий вид:
Материал для наблюдений (слайд).
– Перепишите слова в тетради, выделите суффиксы.
– Какие части речи вы записали? (Прилагательные.)
– А теперь давайте определим, от какой части речи образованы данные слова? (От существительных.)
– Запишите их рядом.
– Назовите суффиксы, с помощью которых образовались эти слова? (-ан-, -ян-, -ин-.) Какое значение они имеют? (Указывают на материал, из которого что-то сделано, и на принадлежность чему-то.)
– Что общего в правописании суффиксов -ан-, -ян-, -ин-? (Одна буква н.)
– Из этого правила есть исключения – это слова стеклянный, оловянный, деревянный, которые пишутся с нн. Кроме того, надо отличать по значению слова ветреный, ветряная.
– Заполните третий пункт таблицы.
Формула приобретает следующий вид:
Материал для наблюдения (слайд):
торжественно ? торжественный
ценно ? ценный
искренно ? искренний
– К какой части речи относятся слова левого столбика? (Это наречия.) Сколько н в словах, от которых наречия образованы?
– Какой вывод о правописании н и нн в наречиях можно сделать? (В наречии пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано.)
– Заполните четвертый пункт таблицы.
Вид формулы:
Учитель дополняет, что этому же правилу подчиняется правописание н и нн в кратких прилагательных (ценный – ценна – ценно; ветреный – ветрена – ветрено).
К концу урока таблица приобретает следующий вид:
Основные правила | Части речи | Формула правила |
Первый блок | Второй блок |
прилагательное | существительное | наречие | причастие (полное, кратное) | отглагольные прилагательные |
1. Слова, образованные с по-мощью н от ос-новы на н ? нн | пленный ? плен + + ый | пленник ? плен + + ник | | | | |
2. Слова, образованные с по-мощью ? нн | станци-ый ? станция, торжест? торжество | | | | | |
3. Слова, образованные от существительных с помощью ? н Исключения: | но:стеклянный, оловянный, деревянный | | | | | |
4. Столько н, сколько в слове, от которого оно образовано | | | торжественно ? торжественный, искренне ? искренний, плотно ? плотный | | | нн ? нн н ? н |
4. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя»: обобщение по всему первому блоку правил, формулировка правила правописания н и нн в существительных, прилагательных, наречиях.
Первая серия упражнений выполняется по типу – «вначале объясни – потом запиши». Учащиеся закрепляют все образцы графической фиксации умственных действий при мотивировке изученных орфограмм. Например: