СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфография. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие прикладного курса по русскому языку 

в 10 классе

Тема: Орфография. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

Цель: учащиеся будут совершенствовать навык применения основных типов орфограмм правописания -н-и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий , изученных в 5–9 классах, формировать умения выстраивать порядок действий при решении орфографических задач, воспитывая внимание к морфологическому значению слова.

Тип занятия:комбинированный.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Орфография. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи»

Дата:



Занятие прикладного курса по русскому языку

в 10 классе

Тема: Орфография. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.

Цель: учащиеся будут совершенствовать навык применения основных типов орфограмм правописания -н-и -нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий , изученных в 5–9 классах, формировать умения выстраивать порядок действий при решении орфографических задач, воспитывая внимание к морфологическому значению слова.

Тип занятия:комбинированный.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

На основе наблюдений сформулировать обобщенное правило правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий; вывести формулу обобщенного правила.

Для лучшей организации урока потребуются двойные листы, на них вычерчивается таблица, которая будет заполняться поэтапно.

Заготовка выглядит следующим образом:

Основные 
правила

Части речи

Формула правила

существительное

прилагательное

наречие

причастия (полные, краткие)

отглагольные прилагательные

 

 

 

 

 

 

 

 Для описания правил используются уже известные по словообразовательному разбору условные знаки:  приставка  , суффикс, корень  ,  зависимые слова

основа

2. Анализ материала, предложенного для наблюдения.

На доске и в тетрадях записываются слова: конный, конник; ценный, ценность.

Так как наблюдение и анализ материала будут проходить примерно по одной схеме, то учащимся на этом этапе урока раздаются заранее приготовленные листки с вопросами и заданиями, на которые всякий раз нужно обращать внимание.

Вопросы и задания

Ответы

Определите части речи в левой колонке и в правой (см. тетрадь)

 

Произведите словообразовательный разбор слов, графически обозначьте части слов

 

Определите, что общего в данных словах (в корне, в основах, в суффиксах)

 

 

Какой можно сделать вывод?

В правой колонке – существительное, в левой – прилагательное

 

 

 

Основы (производящие) оканчиваются на н, слова образуются с помощью суффикса -н-

 

В словах с основой на н, образованных с помощью суффикса -н-, пишется нн

Вывод: правило правописания -нн- в обеих частях речи (существительном и прилагательном) общее.

– Выведите формулу правила. 

– Заполните первый пункт таблицы (на доске и в тетрадях).

3. Этап первичной проверки понимания изученного.

Материал для наблюдения: утренний; общественный; соломенный; агитационный.

– Какие части речи записаны? (Имена прилагательные.)

– Как образованы данные слова? (От существительных.)

– Заполните второй столбик.

Утренний ? утро

общественный ? общество

соломенный ? солома

агитационный ? агитация

– Что общего в записанных словах? (Все данные слова – прилагательные, они образованы от существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-, в которых пишется -нн-.)

– Заполните второй пункт таблицы.

Формула приобретает следующий вид:

Материал для наблюдений (слайд).

– Перепишите слова в тетради, выделите суффиксы.

– Какие части речи вы записали? (Прилагательные.)

– А теперь давайте определим, от какой части речи образованы данные слова? (От существительных.)

– Запишите их рядом.

– Назовите  суффиксы,  с помощью  которых образовались эти слова? (-ан-, -ян-, -ин-.) Какое значение они имеют? (Указывают на материал, из которого что-то сделано, и на принадлежность чему-то.)

– Что  общего  в  правописании суффиксов -ан-, -ян-, -ин-(Одна буква н.)

– Из этого правила есть исключения – это слова стеклянный, оловянный, деревянный, которые пишутся с нн. Кроме того, надо отличать по значению слова ветреный, ветряная.

– Заполните третий пункт таблицы.

Формула приобретает следующий вид:

Материал для наблюдения (слайд):

торжественно ? торжественный

ценно ? ценный

искренно ? искренний

– К  какой части речи относятся слова левого столбика? (Это наречия.) Сколько н в словах, от которых наречия образованы?

– Какой вывод о правописании н и нн в наречиях можно сделать? (В наречии пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано.)

– Заполните четвертый пункт таблицы.

Вид формулы:

Учитель дополняет, что этому же правилу подчиняется правописание н и нн в кратких прилагательных (ценный – ценна – ценно; ветреный – ветрена – ветрено).

К концу урока таблица приобретает следующий вид:

Основные 
правила

Части речи

Формула 
правила

Первый блок

Второй блок

прилагательное

существительное

наречие

причастие (полное, кратное)

отглагольные прилагательные

1. Слова, образованные с по-мощью н от ос-новы на н нн

пленный ? плен +  + ый

пленник ? плен +  + ник

 

 

 

2. Слова, образованные с по-мощью  
 ? нн

станци-ый ? станция, торжест? торжество

 

 

 

 

3. Слова, образованные от существительных с помощью   ? н

Исключения:

 но:стеклянный, оловянный, деревянный

 

 

 

 

4. Столько н, сколько в слове, от которого оно образовано

 

 

торжественно ? торжественный, искренне ? искренний, плотно ? плотный

 

 

нн ? нн

н ? н

 

4. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя»: обобщение по всему первому блоку правил, формулировка правила правописания н и нн в существительных, прилагательных, наречиях.

Первая серия упражнений выполняется по типу – «вначале объясни – потом запиши». Учащиеся закрепляют все образцы графической фиксации умственных действий при мотивировке изученных орфограмм. Например:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!