Мастер-класс
Организация деятельности учащихся на основе решения учебных задач.
.
Азеева Джамиля
Джафяровна
Традиционный взгляд:
Основная задача школы- дать хорошие прочные знания .
«Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными и, следовательно, не готовыми к будущему».
Ч.В. Элиот
ФГОС
«Смена образовательной парадигмы(цели). Вместо передачи суммы знаний- развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности».
В чем принципиально изменились требования к результату?
ФГОС: каким образом можно получить результат?
Организовать деятельность учеников!
Три уровня учебных задач:
- общая учебная задача к курсу в целом;
- учебные задачи к главам;
- учебные задачи к отдельным
параграфам.
Учебная задача это:
задача, решение которой позволяет проанализировать господствующую тенденцию развития в течение определённого периода, нацеливает на понимание сущности явления. Она выводится из исходного противоречия, т.е. противопоставления явлений, которое нуждается в объяснении, но одновременно зримо и понятно учащимся.
А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко «История России, XX- начало XXI века».
УЗ к курсу «История России, XX- начало XXI века».
Почему XX век стал веком России?
УЗ к теме II «Россия в годы Первой революции».
Какие вопросы, стоящие перед страной, революция сумела решить, а какие- нет? Почему?
УЗ параграфу«Революция:начало, ход».
Кто виноват в развязывании революции?
- 1. Почему в начале XX века Россия вступила на революционный путь развития?
- 2. Как вы думаете, революция 1905-1907 гг. это закономерный процесс в истории России?
- 3. Можно ли было избежать революции 1905-1907 гг?
- Вводно- мотивационная часть (5-7 минут):
- Определение темы, выделение учителем в совместной деятельности с учащимися исходного противоречия и формулирование учебной задачи урока; определение её места в системе учебных задач;
- Собственно учебная деятельность учащихся (15-20 минут):
- Самостоятельный поэтапный поиск учащимися ответа на поставленную учебную задачу с опорой на сведения, содержащиеся в учебнике или ином источнике информации;
- Контроль и коррекция полученного результата (10-15 минут)
Тема урока: ««Кровавое воскресенье»- начало первой русской революции».
Стр. 27-28 учебника
Журнал «Вопросы истории» 1996г.-№4.-С. 175
Учебная задача
Кто виноват в развязывании революции?
Собственно учебная деятельность учащихся
Вариант I
Совместная работа всего класса над составлением таблицы: «революция 1905-1907 гг».
период
революции
Что происходило в этот период?
Значение.
Собственно учебная деятельность учащихся
Вариант II
- -- Исследовательская работа на основе анализа исторических источников.
- -- Кластерный метод.
- Составление таблицы об отношении различных политических партий к революции;
- Революция в оценках современников;
- Составление презентации: «Кровавое воскресенье»;
- Короткие (на 5-7 минут) выступления по темам, которые соприкасаются с основной темой урока, но вместе с тем несколько содержательно от неё обособлены.
Кластерный метод
Манифест
17 октября
1905 г.
Причины
революции
Первая русская
революция
«кровавое
воскресенье»
Всероссийская
Политическая
стачка
Булыгинская
дума
ИП (исходное противоречие):Мирная демонстрация- обстрел.
УЗ (учебная задача):Кто виноват в развязывании революции?
ОУД (организация учебной деятельности учащихся):работа по кластеру, анализ статьи из журнала.
ОР (ожидаемый результат):В сложившихся условиях модернизации России революция была неизбежна. «Кровавое воскресенье» стало толчком давно назревших противоречий. Самодержавное правительство сами того не понимая зажгли «огонь революции».
Параллель с жизнью. А зачем нужны нам эти учебные задачи? А что нужно человеку, чтобы жить хорошо?
Деньги!?
ИП - деньги не падают с неба!
УЗ - как заработать деньги? Что для этого нужно?
Организация учебной деятельности.
Здоровье
ЗОЖ (нет алкоголю,
нет сигаретам,
нет наркотикам,
да спорту )
Образование
Профессия
Работа
Деньги
ОР : Любимое занятие, позволяющее удовлетворить материальные потребности человека. Успешная, счастливая личность.
« Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. Будем же искать, и примерять те способы обучения, которыми будут довольны ученики».
Л.Н. Толстой
Спасибо за внимание.