СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация действий при жестоком обращении с детьми

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жестокое обращение с ребенком- это актуальная тема нашего времени. В данном докладе речь идет о том, как выявить подобное обращение и какой алгоритм действий должен быть проделан, при выявлении жестокого обращения с ребёнком.

Просмотр содержимого документа
«Организация действий при жестоком обращении с детьми»

Организация действий при жестоком обращении с детьми

Жестокое обращение с ребенком- это актуальная тема нашего времени. Я работаю в дошкольном образовательном учреждении с 2015 года, педагогом-психологом. Множество синяков по разным частям тела, полость рта полностью из гнилых зубов, которыми больно есть, замкнутость и не желание общаться со взрослыми, не выводящийся круглогодично педикулез, сыпь по телу, которая покрыта гнойничками, неряшливость в сопровождении с едким запахом, всё это я наблюдаю у некоторых дошкольников уже более 8ми лет. Маленькие дети в силу своей беспомощности, подвергаются регулярной критики и унижению со стороны взрослых.

Физическое насилие – это действия с применением физической силы в целях причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства.

Психологическое насилие включает в себя совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека.

Физическое и психологическое насилие часто начинается с запугивания – угроз в устной или письменной форме, физических нападок и других действий с целью внушить страх, подчинить жертву, принудить ее к совершению каких-либо действий.

Так какие действия должны быть организованны сотрудниками образовательных учреждений по профилактике жестокого обращения с детьми?

В первую очередь нужно ознакомится с документами которыми можно будет руководствоваться, перечислю некоторые из множества:

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редактирован от 05.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации"

- Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ (редактирован от 21.11.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

- Так же Конвенцией о правах ребенка Статье 3 прописано

Пункт 2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Пункт 3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Семейным кодексом Российской Федерации Статья 56. Право ребенка на защиту

Пункт 3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Жестокое обращение, сопряженное с невыполнением обязанностей по воспитанию ребенка запрещено законом под угрозой наказания, то есть является преступлением, предусмотренным статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ)

Исходя из контекста статьи 156 УК РФ в ее взаимосвязи со сложившейся судебной практикой под жестоким обращением следует понимать:

- невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру или причиняемым последствиям носит жестокий характер: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм, влекущее за собой, к примеру, педикулез, чесотку и прочее, невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку и другое;

- активные действия, идущие в разрез с основными обязанностями субъекта воспитательной деятельности, которые состоят в применении к ребенку недопустимых методов воспитания и обращения, включающих в себя все виды физического, психического и сексуального насилия над детьми.

Жестокое обращение с детьми ( несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет ) включает в себя любую форму плохого обращения , допускаемого родителями , опекунами , попечителями ( другими членами семьи ребенка ) , педагогами , воспитателями , представителями органов правопорядка .

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35.). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность 

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них (ст.ст.110-113, 115-119, 124, 125, 131-135, 156, 157 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

ст. 69 Семейного кодекса РФ (лишение родительских прав),

ст. 73 Семейного кодекса РФ (ограничение родительских прав),

ст. 77 Семейного кодекса РФ (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

- Работники образовательных организаций должны обращать внимание на особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему

Очевидные «внешние» признаки, на которые необходимо реагировать

специалистам ОУ:

• асоциальное поведение ребенка;

• ребенок пропускает , не посещает регулярно ДОО;

• у ребенка на теле травмы, следы насилия;

• ребенок побирается;

• ребенок грязно или не по сезону одет;

• семья ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;

• наличие какой- либо информации о фактах жестокого обращения с

детьми;

Алгоритм деятельности специалистов образовательного учреждения в

случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком

• Каждый работник ОУ обязан немедленно прийти на беседу и/или письменно сообщить об этом директору ОУ.

• Информируются родители (законные представители).

• Директор самостоятельно или по его поручению педагог (в присутствии

психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.

• Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.

• При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком,

письменно информируются прокуратура, органы социальной защиты,

которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.



Предусмотрено множество различных статьей, для того чтобы действовать по закону. Никакое насилие в отношении детей не имеет оправдания, и любое насилие может быть предупреждено.