Тема: «Организация детского чтения в семье».
Однажды прикоснувшись к удивительному миру книг, человек может оказаться в нём навсегда. Литература, воспитывая чувства, возвышает душу человека, наполняет его внутренний мир, делает его благородным, гуманным.
Если книга оказывает глубокое воздействие на взрослых, то на детей её влияние ещё более сильное.
Ещё Н. К. Крупская говорила, что детский возраст – возраст, когда все впечатления воспринимаются особо остро и оставляют глубокий след на всю жизнь. Нередко книга, прочитанная в детстве, определяет дальнейший трудовой и творческий путь человека.
Очень важно, как можно раньше приобщить детей к чтению. И очень важную роль в этом играет не только школа, но и семья ребёнка.
Большую роль играет в жизни ребёнка сказка. Она учит добру, жизненной мудрости. В сказке дети отрываются от реальной жизни и переходят в царство волшебства, сталкиваются с явлениями и чувствами как жизнь и смерть, любовь и ненависть, добро и зло. Слушая сказки, дети учатся сопереживать героям (персонажам) и тем самым воспитываются у них добрые чувства, побуждающие их к хорошим добрым поступкам.
Читая книги, ребёнок развивает речь, память, внимание, мышление, интерес к учёбе, новым знаниям.
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играет незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотечки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает интерес детей к книге.
Для того чтобы приучить детей к самостоятельному чтению, можно использовать различные приёмы.
Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекратить. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что было дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжит читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.
Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого - либо рассказа. Младший школьник спросит: «Что было дальше?» В ответ ему нужно дать книгу.
Родители должны очень терпеливо и неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора и название книг. Перед чтением бывает полезно спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал.
Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитывая 5- 6 страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав последнюю страницу и узнав судьбу героев, дети продолжают читать менее внимательно, а иногда просто оставляют её. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она закончится.
Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно.
Важно научить ребёнка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое: «Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают? То выражают их лица и позы?»
Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью вопросов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это происходило? Что тебе понравилось больше всего? И пр.»
Очень хорошо, если в семье практикуется чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать их интересы и увлечения. Для этого выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, а завтра сын или дочь. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения – не более 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.
Хорошо когда родители дети делятся впечатлениями о прочитанном. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.
И в конце хочется вспомнить слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот кому не доступно искусство чтения,- невоспитанный человек, нравственный невежда.