Организация экскурсии «Жизнь зимующих птиц» в начальной школе.
Цель: учить наблюдать за зимними изменениями в жизниптиц, делать выводы; расширять знания об окружающем мире, развивать речь и мышление; воспитывать бережное отношение к природе, понимание ценности и красоты родной природы.
Задачи экскурсии:
сформировать у учащихся общее представление о зимующих птицах;
показать красоту и разнообразие птиц, приспособленность к жизни зимой;
познакомить, с некоторыми видами птиц;
расширить знания учащихся о птицах.
Структура экскурсии:
вводная беседа;
коллективное наблюдение;
индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
фотографирование;
заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
Отгадайте загадки:
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...(снегири)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает. (Воробей)
- Как называются птицы, остающиеся у нас на зимовку?
- Что изменилось в их поведении?
Трудно птицам зимой, особенно в сильные морозы и метели, много птиц гибнет от холода и голода.
Морозы
Морозы жестокие в этом году...
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку:
в ее конуре такой же морозище,
как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Наблюдение за птицами:
Примерный размер ( в соответствии с эталонами – воробей, ворона, курица);
Цвет птицы;
Что ест;
Где сидит;
Чем занята птица;
Зарисовать след птицы;
Зарисовать траекторию(путь, линию) полета;
Результаты предыдущих наблюдений
На уроках окружающего мира мы узнали, что есть перелетные птицы и зимующие и что птицам, которые остаются зимовать на Родине, нужна наша помощь. И именно поэтому мы решили больше узнать о зимующих птицах – где они живут, чем питаются. Мы решили устроить птичью столовую. Родители помогли сделать нам кормушки. Мы повесили их в школьном саду и дома, вели наблюдения за гостями, которые с удовольствием посещали наши кормушки. После того как мы повесили кормушки, мы заметили, что птиц на территории школы и нашего двора дома стало больше. Наблюдая за птицами, мы обратили внимание на то, что утром птиц всегда больше, чем днем. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками. Сытой птице мороз не страшен. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв и синиц. Наблюдая мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку. Редкими гостями были дятлы. Они появлялись два раза в день. Дятлы цеплялись коготками за ствол дерева и клевали подвешенное сало. Также им нравились семечки. А вот ягодами однажды полакомился дрозд-рябинник.Это был неожиданный гость. В первый день он прилетел один. А на следующий день их было уже два. Дрозды несколько дней лакомились ягодами, а когда ягоды закончились, то этих птиц больше мы не видели. Несколько раз появлялся хищник– ястреб. Он срывал привязанные кусочки сала и уносил с собой. А однажды он поймал воробышка… Кормушки наши изредка посещали вороны и сороки. Таким образом, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы поможем им пережить холодный период года и сохраним их численность.
После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:
Зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших погодных условиях.
В нашем посёлке рядом с человеком зимуют воробьи, синицы, сороки, вороны, дятлы, дрозды, хищные птицы.
Зимой птицам очень трудно. Они ждут нашей помощи.
Птицы могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма.
И человек может помочь перезимовать птицам, развешивая кормушки.
Кормушки надо развешивать с расчетом того, чтобы у птиц была возможность хорошего обозрения окружающего пространства, чтобы быстро среагировать на опасность /кошку/.
Бортики у кормушек не должны быть высокими и острыми.
Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.
Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки.
Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корм надо засыпать с вечера, а во время морозов и метелей корм надо засыпать каждый вечер.
Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
Кормить нужно регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Надо знать основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, просо, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, сырое мясо, говяжий жир.
Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них).
Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.