СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация групповой работы на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы организации групповой работы  на уроках информатики

Просмотр содержимого документа
«Организация групповой работы на уроках информатики»

Организация групповой работы на уроках информатики


Цель применения групповой работы на уроках – вызвать интерес обучающихся к предмету, повысить их познавательную активность, учить критическому мышлению, развивать навыки интерактивного диалога. Применять групповую работу, с моей точки зрения, рационально тогда, когда доступен учебный материал для работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах. 
Групповая работа применяется для того, чтобы   научить детей разговаривать, научить их думать, мыслить, слушать и слышать. При организации групповой работы я старалась учитывать как уровень усвоения обучающимися необходимых знаний и умений, так и их способности и интерес к изучению предмета «Информатика».

Я считаю, что на разных этапах каждого урока раздела «Создание и преобразование информационных объектов» целесообразно использовать коллоборативную, групповую работу, так как она позволяет вовлечь всех обучающихся в активный процесс изучения и закрепления нового материала. Это очень важно в условиях сокращения учебного времени на изучение информатики при неизменном большом объеме изучаемого материала.

Моя деятельность при организации групповой работы состояла в объединении обучающихся в группы и, при необходимости, корректировке состава группы, разработке и подборе заданий, и оценивании деятельности обучающихся.

Одной из целей урока по теме «Виртуальная и дополненная реальности» было рассмотреть и объяснить назначение виртуальной и дополненной реальности. Для ее достижения я объединила учащихся в 3 группы по 4 человека с учетом того, чтобы в каждой группе был 1 сильный учащийся. Так как это был первый опыт групповой работы в данной группе, роли между учащимися я разделила сама и объяснила, что каждый из них должен делать. Считаю удачным такое решение, потому что наблюдение за групповой деятельностью обучающихся на других уроках показало, что они научились распределять роли между собой, учитывая индивидуальные особенности каждого. У каждой группы было свое задание: первая группа должна была найти в предложенном материале назначение виртуальной реальности, вторая группа – назначение дополненной реальности, третья группа – общее для виртуальной и дополненной реальности. Результатом групповой работы стало совместное создание диаграммы Венна. Я считаю, что поставленная цель урока была достигнута с помощью именно групповой работы. Ребята делились своими идеями, не боялись высказываться, было видно, что им нравится такой формат работы.

Урок «Человек в виртуальной реальности» полностью прошел в групповом формате работы. Перед обучающимися была поставлена цель объяснить факторы и возможные последствия влияния компьютерных игр, созданных с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности, на психическое и физическое здоровье человека. На данном уроке при объединении в 4 группы по 3 человека учитывались личные симпатии обучающихся, так как предполагалась творческая работа по созданию проекта. Учащиеся внутри группы смогли распределить обязанности, выбрали лидера, который затем организовывал работу внутри группы. Учащиеся в группах провели мини-исследование и подготовили проект-презентацию, которую потом защищали перед остальными обучающимися. Однако в одной из групп принцип распределения по симпатиям сыграл отрицательную роль, так как учащиеся были слишком расслаблены, веселились вместо того, чтобы делать работу и, как следствие, подготовили слабый проект. При публичной защите проекта тоже выявились сложности. Не все учащиеся с охотой шли выступать к доске индивидуально, поэтому я предложила им групповую защиту. Тогда они почувствовали себя увереннее, и защита прошла хорошо. Групповая форма работы позволила создать благоприятные условия для формирования навыков организаторской и исследовательской работы, формирования рефлексивных способностей обучающихся.

На уроке по теме «Создание 3D-виртуального тура» объединение обучающихся в пары происходило по принципу наличия у одного из них смартфона с предустановленным мобильным приложением, так как в группе есть обучающиеся из семей с низким уровнем дохода и у них нет таких телефонов. Парная работа помогает обучающимся выполнить задание практической работы качественно, они учатся сотрудничать, советуются друг с другом, как лучше выполнить съемку, с какого ракурса получатся лучшие фотографии и т.д. В данном случае эффективность групповой (парной) работы проявилась в скорости и качестве выполнения задания. Практически каждый учащийся успешно проявил себя в ходе обсуждения выполнения задания, выработки совместных решений. Кроме того, такая форма работы позволяет снизить уровень тревожности обучающихся, страх оказаться неуспешным, а также позволяет приобрести опыт ведения диалога, умение аргументировать свою точку зрения, что немаловажно на современном этапе развития общества.

На четвертом уроке по теме «Web-проектирование» на этапе изучения и закрепления нового материала обучающиеся после изучения теоретического материала, в группах обсуждали и принимали совместное решение о том, как будет выглядеть главная страница сайта, какова будет структура сайта и т.д., используя метод «Трехшаговое интервью». На данном уроке учащиеся были объединены в 3 группы по 4 человека по принципу «сильный-слабый». В процессе наблюдения за обучающимися в ходе урока для себя я сделала вывод, что объединение учащихся в группы по принципу «сильный-слабый» не всегда положительно сказывается на результате работы, когда более слабый учащийся боится высказать свое мнение, в правильности которого он не уверен, и полагается на более сильных учащихся, которые лучше знают, как решить поставленную задачу. Поэтому для оценивания работы внутри группы я раздавала чек-листы, в которых нужно было оценить вклад каждого, его активность в процессе выполнения задания.

Я буду и в дальнейшем использовать групповую работу на уроках, так как увидела, что несмотря на некоторую трудоемкость подготовительной работы к организации групповой работы, плюсов у нее очень много. Это и снижение уровня тревожности обучающихся, страха оказаться некомпетентным в решении каких-то задач. Это повышение мотивации к обучению, эффективности усвоения материала. При совместном выполнении заданий происходит процесс взаимообучения, так как каждый обучающийся вносит свой вклад в достижение результата работы группы. Групповая работа позволяет развивать коммуникативные навыки обучающихся, содействует их личностному росту, улучшает психологический климат в группе.