СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах в начальной школе.

Задачи:

1) раскрыть сущность групповой работы;

2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;

3) обсудить особенности реализации технологии на разных предметах;

4) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.


Ход мастер-класса

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

СЛАЙД № 6

- Тема нашего мастер-класса «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО».

- Итак, давайте определимся с понятием – что же такое групповая работа? (Рассуждение участников).

- Подводим итоги: групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.

- Какова же основная цель групповой работы? (Рассуждение участников).

СЛАЙД №7 (1 щелчок)

- Итак, основная цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

- Обсудим с Вами, какие задачи решаются в ходе групповой формы работы? (Рассуждение участников).

СЛАЙД №7 (по 2 щелчку)

- Задачи групповой формы работы:

1. Активизация познавательной деятельности.

2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.).

4. Совершенствование межличностных отношений в классе.


- Какие есть способы деления ребят на группы, поделитесь своим опытом? (Рассуждение участников).


СЛАЙД №8

- Сейчас мы с Вами немного поиграем.

СЛАЙД №9

- Предлагаю участникам по цепочке произнести фразу «Я – учитель» с разной интонацией - задумчиво, с удовольствием, с гордостью, ласково.

- И теперь вам необходимо распределиться на 4 группы: «Задумчивые», «Довольные», «Гордые», «Ласковые» (садимся по группам, раздать листочки, ручки).

- Вот мы с вами готовы к дальнейшему изучению и обсуждению темы. Разделив вас на группы, я дам вам возможность ощутить на себе положительные стороны групповой работы. В ходе мастер-класса каждой группе предстоит составить кластер по обсуждаемой нами теме.

- Предлагаю вам при помощи кластера систематизировать наши знания. (В верхней части листа оформим понятие «групповая работа».

- Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.

- В любой работе есть свои правила. Вам сейчас надо записать правила для работы в паре или группе. Потом обсудим и зачитаем. (На работу даётся 5 минут).

- По одному правилу зачитываем в группе по очереди, если у Вас есть такое правило, поднимите руку.

СЛАЙДЫ №10 и №11

- Давайте порассуждаем о плюсах и минусах групповой работы. (Рассуждение участников). Плюсы и минусы групповой работы. (Обсуждение в группах)

- При выполнении работы в группе, бывает очень шумно, дети не слушают и не слышат друг друга, ссорятся. Работу по предупреждению и исправлению ошибок, конечно же, надо вести с 1 класса.

- Предлагаю Вам сыграть в игру. Итак, игра «Однорукие»: перед вами на столе лежит набор для работы: конверт с фигурами и клей. Разложите весь набор перед собой.

- Представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину. - Ваша задача собрать пазлы в одну картинку, не разговаривая между собой, т. е. молча. (Выполнение работы участниками).

- При групповой работе, когда выполните задание, возьмитесь за руки и поднимут их вверх, обозначает, что они закончили работу и готовы к ответу.

- Данная игра учит детей общаться невербальными способами и приучает учащихся к слаженной работе в группе, когда результат зависит не от одного человека, а от работы коллектива.

- Проводя эту игру, со своим классом, я обратила внимание, что с каждой новой игрой учащиеся быстрее справляются с заданием. А умение договариваться без слов помогает и в других видах работы.

- Например, дети могут без слов сказать, кто должен в этот момент встать и ответить, при работе в группе, если лидер сам отвечает то, он показывает на себя, если должен ответить товарищ, он указывает на него.

- Таким образом, наглядный пример показал, что при использовании групповой формы работы вполне реально сохранить тишину и выполнить предложенное задание.



-Какие виды групповой работы Вы используете со своими детьми? (Рассуждение в группах)

СЛАЙД №12

-Видов групповой работы бесчисленное множество, но я бы хотела поделиться с вами теми видами, которые я использую в своей практической деятельности.

Виды групповой работы:

Работа в парах.

• Мозговой штурм.

• Игра «Продолжи».

• Охота за сокровищами.

• Снежный ком.

• Мозаичная группа или Пазлы.

Работа в парах оказывает неоценимую помощь. Её я использую в своей работе довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению. У них вырабатываются навыки совместной работы. Чтобы работать таким образом, потребовалось определенное время.

Мозговой штурм - метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – активизация мышления учащихся и развитие умения краткого, четкого изложения мыслей. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.

Мозговой штурм

В моей практике методом мозгового штурма был использован в виде решения задач такого плана:

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

2. Как можно определить время, если нет часов?

3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?

4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?


- В ходе данного задания у учащихся развивается логическое мышление, умение выстраивать алгоритм действий в той или иной ситуации, развивается речь.

Игра «Продолжи»

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Данную игру я использую на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, на уроках литературного чтения при чтении произведений «по цепочке»). К этой игре мы с вами вернемся в заключении мастер-класса. (Составление кластера).

Охота за сокровищами

Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком

Суть данной дидактической игры, цель которой развитие навыков аудиальной памяти, состоит в том, что первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Игру «Снежный ком» я люблю использовать на уроках русского языка в работе со словарными словами. Так, дети друг за другом повторяют словарные слова, добавляя каждый раз своё, тем самым идет повторение и запоминание перечня словарных слов. (Составление кластера).

Пазлы

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы.

Так, например, в 1 классе при изучении темы «Растения» дети были разделены на 3 группы. 1-ая группа изучала деревья, 2-ая – кустарники, а третья – травы. Каждая группа, изучив свою часть темы, представляла полученный результат, который помог обобщить всю тему полностью. В заключение работы делались выводы.

В процессе выполнения задания я следила за работой в группе, помогая конструктивно вести диалог, используя фразы-шаблоны:

• Какие группы растений вы изучали?

• Каковы признаки деления растений на группы?

• Какие названия растений относятся к каждой группе?


- А какова роль учителя, когда дети работают в группе? (Рассуждения в группах)

СЛАЙД №13

- Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

1. Он может контролировать.

2. Организовывать.

3. Оценивать работу учеников.

4. Участвовать в работе группы.

5. Предлагать участникам разные варианты решений.

6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.


Выводы:

- В заключение хотелось бы отметить, что в групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически.

СЛАЙД №14

Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т. е. выделение способа её выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.

Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса.

Спасибо за внимание!

































Задумчивые



Довольные



Гордые



Ласковые


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!