СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и методика проверки домашних работ учащихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

При обучении учащихся математике надо стремиться организовывать их домашнюю работу так, чтобы обеспечить хорошее закрепление материала урока.

Как бы хорошо не  проводились уроки по математике или по другому предмету, они не могут обеспечить навыка в самостоятельной работе, воспитание которого является важнейшей задачей школы. Этот навык формируется только с помощью правильной организации работы по выполнению домашних заданий и тщательного контроля за  их выполнением.

Просмотр содержимого документа
«Организация и методика проверки домашних работ учащихся»

Базовая Наталья Владимировна,

учитель математики

МОУ гимназии №2,

г. Волгоград.


Организация и методика проверки домашних работ учащихся


При обучении учащихся математике надо стремиться организовывать их домашнюю работу так, чтобы обеспечить хорошее закрепление материала урока.

Как бы хорошо не проводились уроки по математике или по другому предмету, они не могут обеспечить навыка в самостоятельной работе, воспитание которого является важнейшей задачей школы. Этот навык формируется только с помощью правильной организации работы по выполнению домашних заданий и тщательного контроля за их выполнением.

Домашняя работа ученика – важная составная часть учебно-воспитательного процесса. Во время ее выполнения закрепляются знания, совершенствуются навыки, а также решаются важные педагогические задачи – развитие и воспитание школьников. Организация домашнего задания всегда была актуальной проблемой и продолжает оставаться таковой в настоящее время. В современных условиях поиск путей изменения целей, форм, методов, объема домашнего задания ориентируется на обучаемого, строится с учетом интересов, склонностей, возможностей ученика. Важно и то, что в процессе домашней работы каждый ученик осуществляет самоконтроль, что предполагает умение анализировать свои знания, находить свои недочеты и ошибки и затем исправлять их. Это наиболее сложная деятельность учащихся, требующая особой заботы со стороны учителя. Работа в данном направлении воспитывает у учащихся убежденность в знаниях, уверенность в своих силах, формирует потребность заниматься исследовательской деятельностью, развивает навыки самообразования, творческую самостоятельность.

Очень важно, чтобы домашнее задание ученик получал не после звонка, а в начале, в середине или в конце урока, в зависимости от его содержания. Надо определить при этом, какие указания следует дать всем и какие отдельным ученикам.

Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащихся и их применения в интересах всего классного коллектива. Используйте индивидуальные домашние задания для развития способностей особо одаренных детей.

В жизни получается так, что каждый учитель стремиться задать на дом по своему предмету как можно больше. Ученику приходится выполнять несколько заданий и объем становиться большим, что не исключена перегрузка. Одной из основных причин перегрузки являются недостатки в проведении уроков, нерациональное использование учебного времени, плохое усвоение школьниками изучаемого материала, перенос основной работы по его закреплению на дом. Поэтому не только возрастает объем домашнего задания, но и затруднение по его выполнению. Непосильные задания приучают ребенка к недобросовестному отношению к своим обязанностям.

При выполнении домашнего задания ученик должен затрачивать не более 50% объема аудиторной нагрузки.

Домашние задания можно разделить на три вида:

1 – доработка материала, разработанного на уроке. Учащиеся продумывают все, что они слышали на уроке, используя записи и учебник, учат то, что подлежит запоминанию, пробуют воспроизводить, дополняют своими примерами.

2 – самостоятельное решение задач, оно сочетается с доработкой материала, разобранного в классе.

3 – работа над новым материалом по подготовке к следующему уроку. Это вид заданий мало используется, но если правильно поставлен, то дает хорошие результаты, особенно если учитель отвечает на возникшие вопросы учащихся, если он обобщает частные случаи, с которыми ученики познакомились.

Чтобы оказать помощь слабым учащимся при выполнении домашних заданий нужно:

1. Разъяснение по решению упражнений в классе.

2. Консультации во внеурочное время.

3. Письменные консультации, карточки инструкции по решению задач и по работе с книгой.

Положительные результаты оказываются при работе сильных учащихся со слабыми.

Домашние задания обесцениваются, если не налажена проверка их выполнения.

Проверку домашней работы можно проводить так:

1) На перемене консультанты постоянно проверяют домашнюю работу определенной группы учащихся и в специальный журнал ставят отметку, учитываю чистоту, безошибочность, аккуратность. В начале урока рассказывают учителю, кто какие оценки получил, при этом выясняется, кто нуждается в дополнительной помощи после уроков, кто не выполнил домашнюю работу и кто выполнил только частично.

2) Систематически проверять домашнюю работу обходя класс в начале урока.

3) Выборочная проверка тетрадей с последующем анализом.

4) Перед уроком или в начале у доски 1-2 ученика записывают решение домашней работы, далее идет обсуждение этой работы, проверяются результаты.

5) Периодически в начале урока ребятам предлагается проверочная работа, аналогичная домашнему заданию, чтобы убедиться в самостоятельности выполнения.

6) Проверка тетрадей учителем, с последующими замечаниями и указанием в них ошибок.

7) Проверка с помощью интерактивной доски и др.

Проверка домашней работы помогает учителю выяснить, какая часть материала наиболее слабо усвоена, выявить учеников, не работающих дома, не справляющихся с теми или иными упражнениями и вовремя принять необходимые меры по ликвидации пробелов в знании учащихся.

Поэтому каждому учителю рекомендуется:

при помощи постоянного контроля добиться того, чтобы у учеников не было сомнений обязательно ли выполнять заданное вами домашнее задание;

использовать разные формы контроля, которые будут зависеть от цели, вида и содержания домашнего задания и отношения учащихся к его выполнению;

определить, что вы будете оценивать, как будете оценивать, предполагается ли за это отметка, исходя из условий и ее воспитательного воздействия;

если учениками домашнее задание не выполняется, ищите причины этого и способы их устранить;

если работа не выполнена в срок, она должна быть выполнена позже;

проверка домашнего задания это неизбежная часть и необходимое дополнение хорошего урока.

Гармоничное сочетание разных методов и форм подачи и проверки домашнего задания влияют на формирование самостоятельности учеников, повышения уровня их мотивации к обучению. Важнейшая задача учителя – сформировать у учащихся положительное отношение к учению при выполнении домашнего задания.

Список литературы:

  1. Древелов Х., Хесс Д., Век Х. Домашние задания. – М.: Просвещение, 1989. – 234 с.

  2. Гребень З.И. Домашние задания – это интересно // Русский язык и литература. – 2006. – № 7. – С. 19–23.

  3. Иваниенко О.А. Развитие личности в процессе выполнения домашнего задания // Издательский дом “Первое сентября”. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/502880/ – Загл. с экрана. – Яз. Рус.

  4. Пидкасистый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2001. – 536 с.

  5. Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М.: Детская литература, 1986.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!