Консультация для родителей и воспитателей
«Организация и проведение утренней гимнастики»
Консультацию подготовила инструктор
по физической культуре Чернова С.А.
Утренняя гимнастика, являясь одной из форм организации физического воспитания в дошкольных учреждениях, способствует решению оздоровительных и воспитательных задач.
Первоочередной задачей в проведении утренней гимнастики является укрепление здоровья, правильное физическое развитие, формирование осанки у детей. Это достигается ежедневным проведением в определенное время в гигиенической обстановке правильно подобранных физических упражнений, под влиянием которых активизируется деятельность всех органов и систем в организме, повышаются физиологические процессы обмена, увеличивается потребление кислорода.
Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию правильной осанки, предупреждению развития плоскостопия. Кроме оздоровительного значения, утренняя гимнастика способствует решению ряда воспитательных задач: помогает организованно начать день, воспитывает привычку ежедневно делать упражнения, дисциплинирует детей, приучает дружно, согласованно действовать в коллективе, быть выдержанным, а так же развивает физические качества (ловкость, силу, быстроту, выносливость).
Утреннюю гимнастику полезно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то во время выполнения движений необходимо обеспечить доступ свежего воздуха - это способствует лучшему снабжению организма кислородом.
Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, лѐгких материалов, на ногах - удобная обувь Какой должна быть утренняя гимнастика?
1. Регулярной, систематической. Оздоровительный эффект достигается с помощью систематического выполнения.
2. Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомления ребенка.
3. Доступной. Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.
4. Постепенной. От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.
5. Разнообразной. Заменять упражнения на новые, чтобы поддерживать интерес ребенка. В зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья продолжительность утренней зарядки составляет: 4-5 лет - 6-8 минут; 5-6 лет - 8-10 минут; 6-7 лет - 10-12 минут. Также увеличивается количество упражнений в зависимости от возраста ребенка: от 4-5 упражнений для младшего возраста и 6-8 упражнений для старшего дошкольного возраста. Ребенок должен выполнять все упражнения четко и энергично, сохраняя правильное положение туловища, особенно следить за своей осанкой.
Что включает в себя комплекс упражнений для утренней гимнастики? Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части: вводную, основную, заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание. Вводная часть: решает не только психологическую задачу: организовать, активизировать внимание детей, вызвать интерес, но и подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений и начинается с различных видов ходьбы (на носочках, пятках, боком, с высоким подниманием колен) и бега с последующей ходьбой. Это небольшая разминка.
Основная часть: в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. В основную часть входят упражнения для рук, плечевого пояса и спины, упражнения на укрепление мышц туловища и формирование правильной осанки, упражнения для ног, улучшающие кровообращение и подвижность в суставах.
Заключительная часть: ее назначение снизить физическую нагрузку, спокойное состояние ребенка. В заключительной части проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию: упражнения на восстановление дыхания, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки, самомассаж и другие.
Чтобы утренняя гимнастика оказывала на детей хорошее воздействие, воспитателю необходимо провести соответствующую подготовку: 1.правильно подобрать упражнения, знать с какой целью и сколько раз его можно повторять, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, 2.подготовить необходимые пособия и атрибуты, место для занятий. 3.Проводить гимнастику живо, эмоционально, держать в поле зрения всех детей и следить за выполнением упражнения каждым ребенком.
4. Желательно утреннюю гимнастику проводить с музыкальным сопровождением. Музыка оказывает эмоциональное воздействие на детей, дисциплинирует их, воспитывает чувство прекрасного, развивает слух, приучает детей выполнять движения согласовано, в одном темпе.
Для проведения утренней гимнастики можно использовать нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы (комплексы сюжетные, танцевально-ритмических движений и др).
Итак, утренняя гимнастика, как ежедневная форма занятий физическими упражнениями в детском саду, без сомнения, прививает любовь к активной двигательной деятельности, способствуют гармоничному и своевременному развитию всех функциональных систем организма ребенка, а значит, закладывает базис здорового образа жизни будущего человека.