Организация игровой деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС
(Из опыта работы Куон И.Т., ВКК, МБОУ Лицей №3 г. Воронеж)
«В игре раскрывается перед детьми мир,
раскрываются творческие способности личности.
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития»
/В.А. Сухомлинский/
В соответствии с внедрением в систему образования ФГОС НОО на сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться.
В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.
Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.
Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство - это время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.
Все игры, используемые в ходе учебного процесса требуют от детей:
- воспроизводящей деятельности;
- исполнительской деятельности;
- преобразовательской деятельности;
- поисковой деятельности;
Работая в начальных классах, а именно в этом возрасте, как известно всем, дети очень любят играть, упор в своей работе делаю на игровые технологии. Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, дидактическая, игра-путешествие. Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в деятельность, но особенно в игровую.
Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра.
Дидактическая игра - это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно происходит формирование необходимых УУД.
Содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков.
Игра может быть проведена на любом этапе урока:
В своей деятельности так же использую игры на разных этапах урока.
В начале урока математики можно провести игры:
«Поймай мячик» - цель игры закрепление таблицы умножения и деления. « Найди свое место» - цель, встать в порядке возрастания или убывания.
В середине урока русского языка использую игры такие, как:
«Назови основу»- цель игры, закрепление главных членов предложения.
«Найди свою пару»- узнать как дети усвоили написание слов с сочетанием – ца, -тся или –ться.
«Доскажи словечко», и т.д.
В конце урока:
«Отгадай слово»- может использоваться и на уроках русского языка и литературного чтения.
«Найди лишнее слово» - развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, мышления, памяти.
Так же при проверке домашнего задания по литературному чтению проводятся игры-инсценировки, игра-пантомима, «Угадай героя», «Шифровки», «Цветик-семицветик»
Игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение.
В рамках дидактической игры цели обучения достигаются через решение игровых задач (путешествие, драматизация и др.) Урок-путешествие, или как сейчас модно - квест «Освобождение принцессы» - 2016 г, октябрь, территория Кремля в г. Казань. Чтобы освободить принцессу нужно проявить знания в истории.
Урок-игра «Помоги Незнайке» - 2018 г, март. В рамках проектно-исследовательской работы «Теперь читать умею я...».
Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.
На уроке-игре детям гораздо интереснее, но все-таки игра не должна подменять учебу, а игровой интерес – познавательный интерес. Безусловно, в начальных классах игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, взвешивая все «за» и «против».
Деловые игры. Данная технология создает особый эмоциональный настрой, который способствует активизации процесса обучения. Согласно исследованиям участниками усваивается 90% информации, формируются навыки работы в команде. («Дом, который построю Я», «Свое дело» ит.д.)
Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». На сегодняшний день актуальность игровых технологий не угасла.
Игровые технологии успешно применяются на комбинированных уроках, уроках – контроля и коррекции, уроках совершенствования знаний и умений, уроках-презентациях, во внеурочной деятельности и, конечно, способствуют формированию общих, профессиональных, социальных, гражданско-общественных, социокультурных компетенций, компетенций в бытовой сфере, включая физкультуру и спорт
В заключении хочу отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно.