Организация инклюзивного образования: проблемы и перспективы
Автор: Вагапова Э.Г.,
учитель русского языка и литературы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». С изменениями и дополнениями от 7 марта 2018 г.
[Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:0
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). URL: http://base.garant.ru/70862366/
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). URL: http://base.garant.ru/70860670/#friends
В ФЗ инклюзивное образование определяется как
основа «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»
Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Ст.2 ч.16 ФЗ «Об образовании в РФ»
1. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2181-р Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 гг. в новой редакции [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru).URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70169216/#ixzz5Ivh2kgHp 2. Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [сайт]. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B D%D1%82%D1%8B/8588
Проблемы внедрения инклюзивного образования 1.Проблема недостаточности материально-технической базы 2. Нехватка узких специалистов- логопедов, психологов, дефектологов, специалистов лечебной физкультуры – для сопровождения включающего обучения. 3. Проблема профессиональной и психологической неготовности педагога к работе с детьми ОВЗ. 4. Отсутствие учебников, учебно-методических комплектов, методических пособий, программ для работы с детьми ОВЗ. 5. Ограничения социокультурного и психологического сознания людей по отношению к людям с инвалидностью. 6. Отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса. 7. Сложность в получении аттестата по окончании школы для детей с серьезными нарушениями. 8. Слабые возможности получения профессионального образования и выхода на рынок труда. 9. Сложности с оплатой труда учителей, работающих в инклюзивном классе.
Создание условий для инклюзивного обучения
- Организационно-методическое обеспечение
- Положение о приеме детей с ОВЗ в школу
- Положение об аттестации детей с ОВЗ в условиях ИО
- Положение об индивидуальных учебных планах и вариативных образовательных программах
- Положение об инклюзивном классе
- Локальные акты о психолого-педагогическом сопровождении ИО
1.Дифференцированные УП и образовательные программы(по типам ОВЗ)
2. Индивидуальные учебные планы и вариативные образовательные программы
3. Планы воспитательной работы школы, класса
4.Повышение квалификации учителей по вопросам включенного обучения
Создание условий для инклюзивного обучения
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Адаптивная образовательная среда
- Специальная психолого-педагогическая поддержка (психолог, дефектолог, логопед)
- Тьюторское сопровождение
- Организация работы психолого-педагогического консилиума школы
- Развитие толерантных отношений, взаимодействия между субъектами образовательных отношений.
1. Доступность помещений школы (безбарьерная среда)
2. Коррекционно-развивающая предметная среда для обучения и социализации
3. Помещения (зоны) для отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления
Варианты инклюзивного включения детей с ОВЗ
- 1.Включение в процесс обучения в класс ОУ при организации сопровождения во время ОП
- 2.Частичное включение ребенка с ОВЗ в ОП ОУ с использованием дистанционных технологий
- 3. Включение в ОП ОУ через реализацию программ дополнительного образования
- 4. Сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, работающими с детьми различных видов нарушений
Содержание ИО
1.Индивидуальные занятия со специалистами
Тематические родительские собрания и консультации специалистов по вопросам инклюзии.
2. Активные действия в специально организованной среде.
С педагогами
3. Фронтальные занятия.
Педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы, посещение учителями инклюзивного класса.
4.. Прием пищи.
5. Сон по необходимости.
6. Праздники тематические, экскурсии, летняя оздоровительная площадка.
Этапы организации процесса ИО
- Комплектование контингента обучающихся с ОВЗ.
- Создание нормативных, организационно-методических, психолого-педагогических условий, адаптивной образовательно-воспитательной среды.
- Осуществление образовательных отношений по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (сопровождение,организация обучения и личностного развития)
- Постоянное информирование родителей об особенностях и перспективах ИО детей с ОВЗ через различные формы взаимодействия (родительские собрания, индивидуальные беседы, размещение информации в чатах, на стендах и на сайте ОУ.
- Результат и мониторинг личностного развития и качества обучения.
- Понимание обществом проблемы инвалидности.
- Полноценное образование для детей с ОВЗ.
- Адаптация и интеграция в общество детей с ОВЗ.
- Общение со сверстниками, приобретение навыков коммуникации, уверенности в себе и в своих силах.
- Воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности.
Ожидаемые результаты инклюзивного образования для общества в целом и для ребенка с ОВЗ
Принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в ОУ
- Индивидуальный подход и дифференцированность
- Целостность ( в масштабах класса)
- Системность (академические знания, социальные навыки, оценивание, прогнозирование)
- Непрерывность
- Создание ситуации успеха и обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательных отношений
- Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения
Благоприятные факторы, влияющие на создание модели инклюзивного образования
1.Финансовые ресурсы: выделены целевые средства на создание безбарьерной среды
2.Кадровый ресурс: высокий профессионализм педагогов и медицинского работника, их подготовка и желание работать с детьми с ОВЗ
3.Имеется рабочая группа, занимающаяся разработкой модели ИО
4. Система психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного обучения
5.Нормативно-правовое обеспечение
6.Материально-техническое обеспечение
Принципы ИО
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Идеология инклюзивного образования
- Исключение любой дискриминации детей пр создании особых условий для детей с ОВЗ
- Развитие общего образования на основе физической и организационной доступности для всех детей, в том числе с ОВЗ
- Развитие гибких подходов, основанных на отношении к детям как к людям с различными потребностями в обучении
- Положительных эффект от инклюзии для всех детей