СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация инклюзивного образования: проблемы и перспективы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет систематизировать, актуализировать знания по включенному обучению

Просмотр содержимого документа
«Организация инклюзивного образования: проблемы и перспективы»

Организация инклюзивного образования: проблемы и перспективы Автор: Вагапова Э.Г., учитель русского языка и литературы

Организация инклюзивного образования: проблемы и перспективы

Автор: Вагапова Э.Г.,

учитель русского языка и литературы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». С изменениями и дополнениями от 7 марта 2018 г.  [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:0 2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). URL: http://base.garant.ru/70862366/ 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). URL: http://base.garant.ru/70860670/#friends
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». С изменениями и дополнениями от 7 марта 2018 г.

[Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:0

2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). URL: http://base.garant.ru/70862366/

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). URL: http://base.garant.ru/70860670/#friends

В ФЗ инклюзивное образование определяется как основа «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»

В ФЗ инклюзивное образование определяется как

основа «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»

Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.   Ст.2 ч.16 ФЗ «Об образовании в РФ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Ст.2 ч.16 ФЗ «Об образовании в РФ»

1. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2181-р Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 гг. в новой редакции [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru).URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70169216/#ixzz5Ivh2kgHp  2. Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [сайт]. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B D%D1%82%D1%8B/8588

1. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2181-р Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 гг. в новой редакции [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru).URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70169216/#ixzz5Ivh2kgHp 2. Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации [сайт]. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B D%D1%82%D1%8B/8588

 Проблемы внедрения инклюзивного образования  1.Проблема недостаточности материально-технической базы  2. Нехватка узких специалистов- логопедов, психологов, дефектологов, специалистов лечебной физкультуры – для сопровождения включающего обучения.  3. Проблема профессиональной и психологической неготовности педагога к работе с детьми ОВЗ.  4. Отсутствие учебников, учебно-методических комплектов, методических пособий, программ для работы с детьми ОВЗ.  5. Ограничения социокультурного и психологического сознания людей по отношению к людям с инвалидностью.  6. Отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса.  7. Сложность в получении аттестата по окончании школы для детей с серьезными нарушениями.  8. Слабые возможности получения профессионального образования и выхода на рынок труда.  9. Сложности с оплатой труда учителей, работающих в инклюзивном классе.

Проблемы внедрения инклюзивного образования 1.Проблема недостаточности материально-технической базы 2. Нехватка узких специалистов- логопедов, психологов, дефектологов, специалистов лечебной физкультуры – для сопровождения включающего обучения. 3. Проблема профессиональной и психологической неготовности педагога к работе с детьми ОВЗ. 4. Отсутствие учебников, учебно-методических комплектов, методических пособий, программ для работы с детьми ОВЗ. 5. Ограничения социокультурного и психологического сознания людей по отношению к людям с инвалидностью. 6. Отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса. 7. Сложность в получении аттестата по окончании школы для детей с серьезными нарушениями. 8. Слабые возможности получения профессионального образования и выхода на рынок труда. 9. Сложности с оплатой труда учителей, работающих в инклюзивном классе.

Создание условий для инклюзивного обучения Нормативное обеспечение Организационно-методическое обеспечение Положение о приеме детей с ОВЗ в школу Положение об аттестации детей с ОВЗ в условиях ИО Положение об индивидуальных учебных планах и вариативных образовательных программах Положение об инклюзивном классе Локальные акты о психолого-педагогическом сопровождении ИО 1.Дифференцированные УП и образовательные программы(по типам ОВЗ) 2. Индивидуальные учебные планы и вариативные образовательные программы 3. Планы воспитательной работы школы, класса 4.Повышение квалификации учителей по вопросам включенного обучения

Создание условий для инклюзивного обучения

  • Нормативное обеспечение
  • Организационно-методическое обеспечение
  • Положение о приеме детей с ОВЗ в школу
  • Положение об аттестации детей с ОВЗ в условиях ИО
  • Положение об индивидуальных учебных планах и вариативных образовательных программах
  • Положение об инклюзивном классе
  • Локальные акты о психолого-педагогическом сопровождении ИО

1.Дифференцированные УП и образовательные программы(по типам ОВЗ)

2. Индивидуальные учебные планы и вариативные образовательные программы

3. Планы воспитательной работы школы, класса

4.Повышение квалификации учителей по вопросам включенного обучения

Создание условий для инклюзивного обучения Психолого-педагогическое сопровождение Адаптивная образовательная среда Специальная психолого-педагогическая поддержка (психолог, дефектолог, логопед) Тьюторское сопровождение Организация работы психолого-педагогического консилиума школы Развитие толерантных отношений, взаимодействия между субъектами образовательных отношений. 1. Доступность помещений школы (безбарьерная среда) 2. Коррекционно-развивающая предметная среда для обучения и социализации 3. Помещения (зоны) для отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления

Создание условий для инклюзивного обучения

  • Психолого-педагогическое сопровождение
  • Адаптивная образовательная среда
  • Специальная психолого-педагогическая поддержка (психолог, дефектолог, логопед)
  • Тьюторское сопровождение
  • Организация работы психолого-педагогического консилиума школы
  • Развитие толерантных отношений, взаимодействия между субъектами образовательных отношений.

1. Доступность помещений школы (безбарьерная среда)

2. Коррекционно-развивающая предметная среда для обучения и социализации

3. Помещения (зоны) для отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления

Варианты инклюзивного включения детей с ОВЗ 1.Включение в процесс обучения в класс ОУ при организации сопровождения во время ОП 2.Частичное включение ребенка с ОВЗ в ОП ОУ с использованием дистанционных технологий 3. Включение в ОП ОУ через реализацию программ дополнительного образования 4. Сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, работающими с детьми различных видов нарушений

Варианты инклюзивного включения детей с ОВЗ

  • 1.Включение в процесс обучения в класс ОУ при организации сопровождения во время ОП
  • 2.Частичное включение ребенка с ОВЗ в ОП ОУ с использованием дистанционных технологий
  • 3. Включение в ОП ОУ через реализацию программ дополнительного образования
  • 4. Сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, работающими с детьми различных видов нарушений
Содержание ИО С обучающимися С родителями 1.Индивидуальные занятия со специалистами  Тематические родительские собрания и консультации специалистов по вопросам инклюзии. 2. Активные действия в специально организованной среде. С педагогами 3. Фронтальные занятия.  Педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы, посещение учителями инклюзивного класса. 4.. Прием пищи. 5. Сон по необходимости. 6. Праздники тематические, экскурсии, летняя оздоровительная площадка.

Содержание ИО

  • С обучающимися
  • С родителями

1.Индивидуальные занятия со специалистами

Тематические родительские собрания и консультации специалистов по вопросам инклюзии.

2. Активные действия в специально организованной среде.

С педагогами

3. Фронтальные занятия.

Педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений работы, посещение учителями инклюзивного класса.

4.. Прием пищи.

5. Сон по необходимости.

6. Праздники тематические, экскурсии, летняя оздоровительная площадка.

Этапы организации процесса ИО   Комплектование контингента обучающихся с ОВЗ. Создание нормативных, организационно-методических, психолого-педагогических условий, адаптивной образовательно-воспитательной среды. Осуществление образовательных отношений по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (сопровождение,организация обучения и личностного развития) Постоянное информирование родителей об особенностях и перспективах ИО детей с ОВЗ через различные формы взаимодействия (родительские собрания, индивидуальные беседы, размещение информации в чатах, на стендах и на сайте ОУ. Результат и мониторинг личностного развития и качества обучения.

Этапы организации процесса ИО

  • Комплектование контингента обучающихся с ОВЗ.
  • Создание нормативных, организационно-методических, психолого-педагогических условий, адаптивной образовательно-воспитательной среды.
  • Осуществление образовательных отношений по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (сопровождение,организация обучения и личностного развития)
  • Постоянное информирование родителей об особенностях и перспективах ИО детей с ОВЗ через различные формы взаимодействия (родительские собрания, индивидуальные беседы, размещение информации в чатах, на стендах и на сайте ОУ.
  • Результат и мониторинг личностного развития и качества обучения.
Понимание обществом проблемы инвалидности. Полноценное образование для детей с ОВЗ. Адаптация и интеграция в общество детей с ОВЗ. Общение со сверстниками, приобретение навыков коммуникации, уверенности в себе и в своих силах. Воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности. Ожидаемые результаты инклюзивного образования для общества в целом и для ребенка с ОВЗ
  • Понимание обществом проблемы инвалидности.
  • Полноценное образование для детей с ОВЗ.
  • Адаптация и интеграция в общество детей с ОВЗ.
  • Общение со сверстниками, приобретение навыков коммуникации, уверенности в себе и в своих силах.
  • Воспитание отзывчивости и понимания у детей без инвалидности.

Ожидаемые результаты инклюзивного образования для общества в целом и для ребенка с ОВЗ

Принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в ОУ   Индивидуальный подход и дифференцированность Целостность ( в масштабах класса) Системность (академические знания, социальные навыки, оценивание, прогнозирование) Непрерывность Создание ситуации успеха и обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательных отношений Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения

Принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в ОУ

  • Индивидуальный подход и дифференцированность
  • Целостность ( в масштабах класса)
  • Системность (академические знания, социальные навыки, оценивание, прогнозирование)
  • Непрерывность
  • Создание ситуации успеха и обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательных отношений
  • Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения
Благоприятные факторы, влияющие на создание модели инклюзивного образования 1.Финансовые ресурсы: выделены целевые средства на создание безбарьерной среды 2.Кадровый ресурс: высокий профессионализм педагогов и медицинского работника, их подготовка и желание работать с детьми с ОВЗ 3.Имеется рабочая группа, занимающаяся разработкой модели ИО 4. Система психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного обучения 5.Нормативно-правовое обеспечение 6.Материально-техническое обеспечение

Благоприятные факторы, влияющие на создание модели инклюзивного образования

1.Финансовые ресурсы: выделены целевые средства на создание безбарьерной среды

2.Кадровый ресурс: высокий профессионализм педагогов и медицинского работника, их подготовка и желание работать с детьми с ОВЗ

3.Имеется рабочая группа, занимающаяся разработкой модели ИО

4. Система психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного обучения

5.Нормативно-правовое обеспечение

6.Материально-техническое обеспечение

Принципы ИО Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый человек способен чувствовать и думать Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным Все люди нуждаются друг в друге  Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут  Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Принципы ИО

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Идеология инклюзивного образования Исключение любой дискриминации детей пр создании особых условий для детей с ОВЗ Развитие общего образования на основе физической и организационной доступности для всех детей, в том числе с ОВЗ Развитие гибких подходов, основанных на отношении к детям как к людям с различными потребностями в обучении Положительных эффект от инклюзии для всех детей

Идеология инклюзивного образования

  • Исключение любой дискриминации детей пр создании особых условий для детей с ОВЗ
  • Развитие общего образования на основе физической и организационной доступности для всех детей, в том числе с ОВЗ
  • Развитие гибких подходов, основанных на отношении к детям как к людям с различными потребностями в обучении
  • Положительных эффект от инклюзии для всех детей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!