СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация интегрированных уроков с использованием ИКТ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация интегрированных уроков с использованием ИКТ»

Тема проектной работы:

«Организация интегрированных уроков с использованием ИКТ».



Содержание


1.Пояснительная записка - краткая информация о своем образовательном учреждении


2.Тема проектной работы.


3.Актуальность проблемы.

4-5. Цели и задачи

6.Концепция проекта 

7. Стратегия, методы и механизм реализации проекта

8.Применение проектно-исследовательской формы организации деятельности школьника используется при проведении ряда интегрированных уроков.

9.Ресурсы

10.Ожидаемые результаты.

11.Критерии эффективности.

12.Механизм реализации в данном ОУ.

13.Заключение

14. Список литературы









Тема проектной работы:

«Организация интегрированных уроков с использованием ИКТ».

Актуальность темы:

Проблема разработки интегрированных уроков с использованием ИКТ в настоящее время особенно актуальна в связи с переходом основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.
Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность-это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Цель: повышение мотивации и результативности обучения, с использованием ИКТ интегрированных уроков на уроках географии.

Задачи: Задачами являются:


  1. изучение теоретических основ интегрированных уроков;


  2. изучение интеграции географии с другими предметами.

  3. Продумать формы контроля, позволяющие проверить результативность интегрированного обучения.

  • повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ, интегрированных уроков;

  • воспитывать у обучающихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета;

  • вырабатывать умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;

  • стимулировать самостоятельность у обучающихся при подготовке к урокам, заочным олимпиадам, проектно-исследовательской деятельности.




















Концепция проекта 

Понятие "Интеграция" происходит от латинского integer -цельный, что подразумевает восстановление некоего единого образовательного пространства, в данном случае - пространства предметов изучаемых в школе. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова: "интегрировать - объединять в единое целое". Интеграция знаний по различным учебным дисциплинам - одна из наиболее эффективных форм познания мира. Интегрированный урок - достаточно сложная форма работы, которая требует длительной, тщательной подготовки, она активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, обеспечивает им возможность учиться самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, широко использовать образовательные ресурсы Интернет.

Интегрированный урок требует тщательного планирования, т.к обучающимся предстоит создать обобщённую картину по отдельно взятой теме, что требует определённых интеллектуальных усилий. Работа над уроком состоит из трёх основных этапов:

I Подготовительный этап - определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимостью интеграции с другими школьными предметами, составляется план -конспект урока. Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио - и видиоматериалы, готовят презентации по конкретному вопросу данной темы, получают индивидуальные задания.

II Основной этап - организация и проведение урока в рамках предложенных типов. (урок - игра, урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации, урок -решение проблемных ситуаций, урок -размышление, урок -дискуссия, урок -конференция, урок -презентация, урок -портрет, урок -экскурсия)

III Заключительный этап - Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.

Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на уроках предметов школьного курса, так и в результате кропотливой работы с дополнительными источниками информации.

Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и боле учебных дисциплин, и ребёнок здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающая его самооценку и понимание необходимости пополнения багажа знаний за пределами материала учебника.

Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К ребёнку - участнику интегрированного урока предъявляются следующие требования:

Умение находить и использовать информацию, используя различные источники;

Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;

Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;

Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;

Выступать публично, литературно выражая свои мысли

Интегрированные уроки можно провести как урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, урок изучения нового материла.


Пример. Тип урока: применение знаний на практике

Основные формы уроков данного типа:


  • ролевые и деловые игры; 


  • практикумы; 


  • уроки защиты проектов; 


  • путешествие; 


  • экспедиция и т.д.


Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсий, ученики составляют схему внедрения севооборота на пришкольном участке. Изучая вопросы конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия, опираясь на экономические законы, составляют схему экономического развития районов БАМ и т.д. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.

Цель данного типа урока - применение знаний на практике.

Задачи:


  • образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы. 


  • воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения. 


  • развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.


Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.

На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.





Применение проектно-исследовательской формы организации деятельности школьника используется при проведении ряда интегрированных уроков.

Приведем пример.

Тема интегрированного урока по информатике и географии: «Защита проекта, созданного с использованием текстового редактора WORD на тему: «Растительный и животный мир России. Охрана растительного и животного мира»».

Цели:

По информатике

  • Отработать навыки ввода и перемещения по тексту;

  • навыки демонстрации готового проекта по заданной теме ( цель творческих проектов – выработка у учащихся определенных навыков: подбора литературы, проявлении исследовательской, творческой активности, грамотного оформления отчета о проделанной работе и т.д.)

По географии

  • Углубить и расширить знания о растительном и животном мире России.

  • Рассмотреть проблемы рационального использования биологических ресурсов России.

  • Продолжить развитие нравственно-эстетичекого отношения к природе- показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.. Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.

  • Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.

Оборудование: карта «Растительный мир России»; видеофрагменты; фотографии, учебник, атлас, контурные карты, ПК с выходом в Интернет, мультимедийный видеопроектор, экран, принтер.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Методы: исследовательский, частично-поисковый.





Технология проектного обучения

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

Учитель знакомит учеников с целями и задачами урока. Главная задача перед группами – создать информационный бюллетень живой природы- растительности и животного мира России.

I I. Подготовка к защите проекта.

Учитель информатики: вы получили задание: распределиться по группам (по желанию), каждой группе подготовить материал по конкретному типу растительности и животного мира. Для этого можно использовать любые источники информации: иллюстрации из журналов, стихи, видеофрагменты, отрывки из художественных произведений и т.д.

Учитель географии: А также на контурных картах нанести все типы растительности России. Ваша задача – рассказать о конкретном типе растительности России и защитить свой исследовательский проект. Класс разделен на пять групп, поэтому сегодня знакомимся с пятью группами растительности. На подготовку дается 5минут.

Учитель информатики:

Требования к текстовому документу: В качестве текстового документа может быть выбран методический материал. Текстовый документ должен удовлетворять стандартным правилам и требованиям, предъявляемым к издательской продукции. При разработке должны быть использованы основные функции текстового процессора.

График работы над творческим проектом:

Давайте вспомним основные моменты при изучении текстового редактора. Вопросы:

  1. Текстовый документ – созданный в прикладной среде документ, состоящий из разнотипных объектов: текстов, рисунков, таблиц и т.д.

  2. Макет текстового документа – совокупность упорядоченных по определенным правилам объектов, размещенных на странице.

  3. Текстовый процессор – программа для создания, редактирования, форматирования и макетирования текстового документа.

  4. Форматирование текста – это изменение внешнего вида текста, при котором не изменяется его содержимое.

  5. Редактирование текста – позволяет изменить уже существующий электронный документ путем добавления, удаления или перестановки его фрагментов, слияния нескольких документов в один или разбиение фрагментов на несколько более мелких.

Учитель географии:

План описания растительной зоны:

1.Географическое положение

2. Климатические особенности, условия формирования растительного сообщества.

3.Видовой состав и облик растительности.

4. Видовой состав и облик животного мира.

5. Охрана природы.

III. Защита проекта.

Первая группа: (видеофрагмент) Растительность арктических пустынь. Вторая группа: Растительность тундры. (Видеофрагмент о Чукотке.).

Третья группа: (видеофрагмент) Лесная зона. лесная балерина –. Четвёртая группа: Растительность степей и полупустынь.. Видеоролик. «Степь»

Красочно описал степь Николай Васильевич Гоголь в повести «Тарас Бульба»:
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее. IV . Охрана природы. Учитель географии: все о заповедниках.

V. Заключение Учитель просит оценить работу всех учащихся в группах. Выставляет оценки в журнал. Подводит итог урока.

V I. Домашнее задание

Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов. Хорошо интегрируются с предметом «информатика и ИКТ» следующие школьные предметы: «биология», «география», «математика» и другие. Естественно такие уроки проводятся с использованием мультимедийных технологий.



На уроках литературы наиболее ярко проявляется формирование таких компетенций, как ценностно-смысловая и общекультурная. 

Интегрированный урок позволяет в полной мере восполнить формирование других ключевых компетенций и развитие их в гармоничном содружестве. 

Так, обращаясь к произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 6 классе, при анализе образа Запорожской Сечи использую материал из исторической науки, философии, географии, изобразительного искусства. Используя групповую форму обучения, предлагаю ребятам рассмотреть в комплексе быт, традиции запорожских казаков, рассмотреть, как в произведении живописи и литературе отразились особенности казачества. При таком широком обращении к теме происходит формирование сразу нескольких ключевых компетенций: ценностно-смысловой (ребята познают мир запорожского казачества), общекультурной (знакомство с православными основами Сечи), учебно-познавательными (исследование документов и сравнение исторических прототипов с образами казаков в литературе, живописи), коммуникативной(умение и опыт работы и сотрудничества внутри учебной группы и малой группы, умение и опыт использования дополнительных ресурсов для выполнения задания, умение и опыт взаимодействия с аудиторией (презентация результатов своего труда), четкое следование инструкции при выполнении задания), компетенцией личностного самосовершенствования (формирование личностных качеств подростка через анализ поступков героев).

Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления, что способствует развитию всех ключевых компетенций. Это можно показать на примере урока по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». Анализируя поступок героя не служить, обращаемся к предмету обществознание, работаем с понятиями «закон» и «справедливость». Выполняем практико-ориентированное задание по карточке:
Многие исследователи основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображён в маске, а после бала – в истинном свете. Так ли это? Выскажите свою точку зрения.

Искренен ли полковник на балу? А после бала, на плацу, когда по его приказу жестоко избивают солдата?

Дайте оценку закону, который позволял за побег избивать до смерти солдата. Правильно ли это? А как нужно поступать с дезертирами?

Почему Иван Васильевич не вмешивается в происходящее?

Почему главный герой после изображённых событий « так нигде и не служил…»?
Изменится ли общество, если каждый человек будет стремиться к самосовершенствованию?

Размышляя над прочитанным и выполняя задание, ребята учатся позиционировать себя в окружающем мире, отстаивать свою жизненную позицию, что является непременным условием для формирования ключевых компетенций.

Ресурсы

Школа оснащена средствами компьютеризации и подключены к Интернет. Педагоги получили компьютерную грамотность, разрабатываются и внедряются цифровые образовательные ресурсы. Компьютер- верный помощник современного исследователя. Ни один ученый не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки. В глобальных сетях содержится много информации практически обо всем.

Интернет-ресурсы:
а) ресурсы самореализации – сайты школ, учителей, детей;
б) средства массовой информации;
в) ресурсы библиотек. 

Презентация. Это форма позволяет более наглядно и интересно проводить уроки по всем предметам. Можно говорить о том, что по любой теме , если нет необходимого материала в электроном учебнике, используя ресурсы Интернета создать презентации, которые могут быть использованы при прохождении материала. Также существует интеграция уроков.

Наглядные пособия (схемы, плакаты, таблицы, стенды, слайды, карты и др.), нужные для проведения занятий и самостоятельной работы учащихся;









Ожидаемые результаты

  • целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов; 


  • более глубокое проникновение в суть изучаемой темы; 


  • повышение самостоятельности и мотивации к учебной деятельности учащихся при выполнении заданий исследовательского и творческого характера.


  • нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы; 


  • постоянное взаимодействие, освоение различных социальных ролей;



Интегративная модель позволяет обеспечить единое развивающее пространство, своеобразие которого состоит в предложении каждому ученику максимально возможного количества различных видов деятельности с учетом интересов, склонностей каждого.

Проведение урока двумя учителями позволяет разнообразить объём и уровень индивидуальной работы учащихся. Поэтому, при достижении различных дидактических целей, школьники усваивают обсуждаемый материал с разных точек зрения, при этом активизируются и совершенствуются рефлексивные процессы обучающихся. Учителя - предметники контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности учащихся, как по химии, так и по географии, а также знаний в области экологии и биологии.

Следует отметить, что активность и неподдельный интерес ребят при подготовке и проведении урока - конференции, подтверждают эффективность применения интегрированных уроков в нашей практике.








Критерии эффективности
Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.

Таким образом, для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:

- правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;

- высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;

- включение самообразования учащихся в учебный процесс;

- использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;

- продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

- обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.


Проблему качества обучения эффективно помогают решить информационные технологии.


Однако, применяя информационные технологии на уроке, учителю следует помнить, что:


  • на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;


  • на уроке закрепления целесообразно использовать программы – контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;


    • на контрольном уроке - использовать для тщательной проверки большого объема пройденного материала.






Механизм реализации в данном ОУ

Современные уроки требуют учет межпредметных связей.

Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Интегрированные уроки с использованием ИКТ на уроках – необычные по замыслу, организации, методике проведен6ия – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому они практикуются учителями нашей школы. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. . Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и  преподавателям информатики и информационных технологий.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.



Заключение.


В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Возможность использования ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.







Список литературы


1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

2. Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом. - Школьные технологии. №4, 2000 г., с. 10-14.

3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.

4.  Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий. Школьные технологии. 1991.-№8- С.48-51.

5. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы – Волгоград: Учитель, 2007.-135с.