Оля Соломко
[Адрес электронной почты]
Аннотация
Из опыта работы учителя немецкого языка Соломко О.Ю.
Организация интерактивного взаимодействия на занятиях иностранного языка
[Подзаголовок документа]
В современном образовании пришло время, когда возникает потребность в создании новых педагогических технологий, целью которых является развитие личности и активности каждого учащегося в образовательном процессе.
Специфика предмета «иностранный язык» требует несколько иных форм обучения, нежели другие теоретические предметы, так как цель учащегося при обучении иностранному языку - не просто знать материал предмета, но и уметь применять его непосредственно в языковой ситуации. Правильно задать языковые ситуации и заинтересовать обучающихся своим предметом помогают интерактивные методы изучения языка.
Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» – взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.). В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяется ряд личностно-ориентированных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка. Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач.
В профессии преподавателя нет предела совершенству, появляются новые идеи что-то изменить, также педагог находиться в постоянном поиске.
Интерактивные приемы помогает всем учащимся активно взаимодействовать между собой при правильной организации комфортных условий учебного процесса. Использование таких приемов предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации в процессе собственной активности.
Вот поэтому преподаватель должен уделить огромное внимание на своих занятиях не только обучению основам языка - письму, чтению, словарному запасу, аудированию, устной речи - но и также на развитие свободы и уверенности в общении. Мы считаем, что этого можно достичь, используя приемы интерактивного обучения на самих занятиях и во внеурочной деятельности. Методика интерактивного обучения помогает выработать у учащихся коммуникативные навыки, помогающие им завести новых друзей и проявить свои личные качества. Упражнения на приобретение чувство уверенности у учащихся появляется, с помощью таких упражнений, как: чтение стихов, исполнение песен, рассказы о себе и о своих увлечениях, позволяющиеся говорить на немецком языке раскованно и свободно.
Работа в группе и парах, ролевые игры, конкурсы, праздники, инсценировки, мультимедийные проекты раскрывают таланты и творческий потенциал у учащихся. Я считаю, что преимущество интерактивных приемов проходит более эффективно, потому что учащиеся не просто заучивают учебный материал, но и активно практикуют его на занятиях и вне урока.
Один из эффективных приемов на мой взгляд является интервью, задача данного приема - это как можно больше опросить присутствующих на занятии учеников для того чтобы выяснить их суждения, мнения, ответы на поставленные вопросы. Для этого учащиеся работают одновременно, свободно перемещаясь по классу. Выбирают учащегося, которому адресуют свои вопросы, затем отмечают ответы в рабочей тетради, выбирают другого ученика и т.д. Общие итоги такого опроса записываются на классной доске и используются для дальнейшего обсуждения.
Часто я использую метод «Мозговой штурм», стимулирующий творческую активность учеников. Участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения той или иной проблемы. Из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике при изучении тем «Здоровье», «Спорт», «Образование».
Метод «Обучение по станциям» используется мною на уроках закрепления, обобщения, систематизации и контроля материала. Данный метод требует большой подготовки со стороны учителя: разработка станций, подбор заданий, оформление сопроводительных карт обучающихся.
«Обучение по станциям» (Stationenarbeit) – это форма работы учащихся, при помощи которой закрепляется, совершенствуется, углубляется иноязычный материал. Создаются станции, каждая из которых предлагает ученику ряд разнообразных заданий, позволяющих ему работать в силу своих способностей, возможностей, в своем темпе. «Обучение по станциям» делает возможным подойти к процессу обучения более дифференцированно, так как каждый ребенок (или группа) работает по своему индивидуальному плану и в своем индивидуальном темпе.
Широко применяю данную методику на разных ступенях обучения. Например, при обобщении темы "Рождество " в 4 классе разбиваю класс на группы по 3-4 человека, каждой из которых выдается маршрутный лист с наименованием станций. Для прохождения каждой станции дается определенное время. Группа сама решает, на какую станцию отправиться в первую очередь. Станции, которые нужно пройти, включают в себя не только задания на развитие основных видов речевой деятельности ("Рождественская открытка"; "Заполнение пропусков в письме Деду Морозу", "Рождественские кроссворд" и т.д.), но и творческая станция "Мастерская Деда Мороза", на которой ребятам предлагается смастерить из цветной бумаги рождественские игрушки на елку.
Для организации работы по станциям не требуется специального оборудования. Нужно только расставить парты в зависимости от количества станций. Каждая станция располагается на отдельной парте. На каждой станции устанавливается табличка с номером станции и всем необходимым рабочим материалом. Также в классе создается информационная станция, где находятся словари, справочники, карты и т.д.
Обучение по станциям имеет следующие преимущества: ребенок или группа работает по своему индивидуальному плану и в своем темпе; задания на всех станциях различные, контролирующие разные аспекты языка; задания сменяются, это вносит в процесс разрядку, страхует от усталости; задания имеют различную степень сложности; развивается чувство самоконтроля, ответственности; учитель не контролер, а помощник и координатор.
Невозможно представить обучение иностранному языку без ролевых игр. Речевое взаимодействие является важным условием организации учебной работы школьников на уроке иностранного языка, с помощью которого можно рационально использовать учебное время, активизировать речемыслительную деятельность учащихся, повышать развивающий эффект обучения.
Я считаю, ролевая игра имеет большое значение для развития навыков общения. Это прием, при котором обучающийся должен импровизировать в рамках заданной ситуации, выступая в роли одного из его участников. Ролевая игра обычно основывается на решении проблемы и обеспечивает оптимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся на уроке.
Наиболее эффективным считаю ролевую игру "Ток-шоу", которая предполагает высказывание мнений собеседников, отстаивание своей точки зрения, умение делать выводы, приходить к компромиссу. Например, при прохождении темы "Летний отдых" в 7 классе организую ток-шоу "Виртуальный отдых- преимущества и недостатки". Совместно обсуждаем вопросы, которые будут рассматриваться на ток-шоу, в группе распределяются роли: модератор, учитель, ученик, психолог, пенсионер и т.д. На начальном этапе подготавливаю карточки для персонажей, на основании которых ученики строят свои высказывания, группе отводится время на подготовку ток-шоу, в конце урока происходит презентация совместной работы.
Достаточно эффективной формой интерактивного обучения является проект. Проект помогает педагогу решить сразу несколько задач. Такие как, развитие интереса к предмету, к стране изучаемого языка, расширение общего кругозора обучающихся и их словарного запаса, формирование универсальных учебных действий и информационной компетенции.
Характер проектной работы зависит от ступени обучения. На начальном и среднем этапе создаются чаще всего индивидуальные краткосрочные проекты, такие как, «Книга о себе», «Моё расписание», «Школа моей мечты», «Моё любимое время года» и так далее. Долгосрочные проекты чаще всего бывают групповыми.
На заключительном этапе урока обратную связь, можно организовать при помощи такого приема как синквейн. Это стихотворение, с помощью которого учащиеся могут выразить свое мнение и отношение по теме конкретного урока.
У каждого преподавателя есть свои любимые приемы и виды работ.
Активно используя разнообразные приёмы на занятиях необходимо знать, чтобы они должны быть направлены на развитие памяти, самостоятельного мышления, внимания, воображения, ибо именно эти элементы иноязычных способностей лежат в основе процесса овладения любым иностранным языком. Активные методы обучения считаются наиболее эффективных средствами вовлечения учащихся в учебно-познавательную деятельность, позволяющие преодолеть трудности и решить задачи обучения иностранному языку. Эффективность интерактивного обучения видна в успехах и достижениях учащихся.