Выступление учителя начальных классов высшей квалификационной категории Маховицкой Л.Г.
на МО учителей начальных классов по теме
«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка» (2020 - 2021 уч.г.)
Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность.
Бернард Шоу
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний.
Что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации.
Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Мотивированность исследовательской деятельности учащихся;
Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности.
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
формулирование темы
формулирование цели и задач исследования
теоретические исследования;
экспериментальные исследования;
анализ и оформление научных исследований;
внедрение и эффективность научных исследований;
публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях.
Методы формирования исследовательских умений младших школьников
Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов:
Возникновение познавательной потребности, значимой для учащихся и локализуемой в определенном учебном материале;
Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач.
Проблемное обучение ориентировано на формирование потребности в учебной деятельности, т. е. оно более интенсивно, чем не проблемное обучение, влияет на активизацию учебной деятельности.
Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; сбор данных; обсуждение полученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий, обобщений, выводов; применение заключений, выводов.
Специфика формирования исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка
Интегрированный курс «Русский язык» представляет ученикам широкую целостную картину богатство и насыщенность нашего родного языка, с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания. Более того, учитывает современные особенности учебно – воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе, а инструментальность, лежащая в основе учебника «Русский язык», помогает организовать специальную работу обучающихся по поиску информации в учебнике и за его пределами. Также она предусматривает перенос формируемых у обучающихся результатов деятельности непосредственно в жизненную ситуацию.
Развитие исследовательских умений обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
На уроках русского языка мы можем организовать три вида исследования:
Исследование словарного слова;
Исследование текста;
Исследование фразеологизмов.
Критерии оценивания работ учащихся
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. Владение рефлексией;
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определенному плану:
Первый этап – подготовительный.
Второй этап – основной.
Третий этап – заключительный.
На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слова, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написание в различных формах, над функционированием слова в речи. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: сравнивание, сравнение, выделение главного, анализ, синтез.
Исследование проводится по плану:
Знакомство со словом.
Дети знакомятся со словами в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих и частичных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц, поговорок, определение слова по его лексическому значению.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.
Этимологическая справка.
Содержит информацию о происхождении слова.
Толкование лексемы. Иллюстрация.
Помогает понять значение слова. Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравниваю с определением мастеров слова ( С.И Ожегов, В.И Даля, М.Л Безруковой )
Однокоренные слова.
Проводится наблюдение над единообразным написание однокоренных слов. Дети подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определенной схеме.
Пословицы, поговорки и загадки.
Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слов в русской речи.
Синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Работы с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а так же делает речь богаче, ярче и интереснее.
Словосочетания.
Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: существительное + прилагательное; глагол + существительное в косвенном падеже; глагол + наречие.
Предложения, тексты.
Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи. Дети в процессе обучения предлагают стихи, рассказы.
Краеведение.
Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.
На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники например , «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля,«Толковый словарь русского языка» С.И Ожегова, Н.Ю Шведовой, « Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В.В Лопатина.
Третий этап – это заключительный.
Представление результатов исследования или этап защиты проекта.
Второй вид – это исследование текста.
Для анализа берут художественные тексты, стихотворения. Затем проводят лингвистический, грамматический, синтаксический анализ, выявление значений слов и выражений, подбор синонимов и выяснение смысловых различий, анализ изобразительных средств языка, определение различных форм слова. Приоритетным являются активные игровые методы, творческое самовыражение, выбор наиболее точных и эффективных форм работы.
Исследование отрывков проводятся по плану:
Прочитать текст до определенных слов, затем самому продолжить слова автора;
Обсудить придуманное и сравнить с мыслями автора;
Определить вид текста;
Придумать заголовок;
Зачитывание стилистически – окрашенных предложений и словосочетаний;
Нахождение сравнений, олицетворений;
Угадывание словарного слова, выполнив задания (1 – зачеркни буквы через одну; 2 – из данных слов, выбрать подходящее по смыслу; 3 – разложить по порядку математические выражения.)
Представление учащимся ранее исследуемого слова и обмен мнениями;
Работа над правописанием слов с парными согласными в корне;
Обсуждение образования сложных слов;
Нахождение фразеологизмов в тексте по данным определениям;
Чтение предложений с однородными подлежащими, определениями, сказуемыми;
Запись антонимов;
Дополнительные словосочетания;
Запись однокоренных слов и дополнить другими.
Такая форма работы создает особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса.
Рассмотрим на примере исследование слова «фигура»
Исследование словарного слова
Показать изображения
В слове фигура – 3 слога (фи-гу-ра). 2 слог ударный, безударный гласный - и.
Этимологическая справка.
Откуда же происходит название этого слова? Как впервые слово “фигура ” появилось в русском языке?
Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.
Слово «фигура» заимств. в XVII в. через польск. посредство из латинского. языка, где figura —производное от fing-ere «давать форму, образовывать». —
В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»
Фигура – женского рода. Фигура - наружный очерк предмета, внешнее очертанье, вид, образ.
В геометрии - часть плоскости, ограниченная замкнутой ломанной или кривой линией.
3. Однокоренные слова.
Фигура – фигурный, фигурировать, фигурка.
4. Синонимы.
Фигура: лицо, персона, особа, вид, очертание, образ, статуя, позиция телосложение.
5. Поговорки. (Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина 2007).
Выставлять фигуры. Совершать вздорные неоправданные поступки, капризничать.
Строить фигуры. Высмеивать, оскорблять кого-либо.
6. Сочетание прилагательное + существительное.
Фигура (какая ?) – круглая, важная, сильная, геометрическая.
7. Подбор предложений со словом фигура.
Ученик начертил геометрическую фигуру.
8. Загадки.
А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие...
(фигуры)
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности.