СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний.

Просмотр содержимого документа
««Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка»»

Выступление учителя начальных классов высшей квалификационной категории Маховицкой Л.Г.

на МО учителей начальных классов по теме

«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка» (2020 - 2021 уч.г.)


Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность.

Бернард Шоу 

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний.

Что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации.

Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  2. Мотивированность исследовательской деятельности учащихся;

  3. Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности.

Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:

  1. формулирование темы

  2. формулирование цели и задач исследования

  3. теоретические исследования;

  4. экспериментальные исследования;

  5. анализ и оформление научных исследований;

  6. внедрение и эффективность научных исследований;

  7. публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях.


Методы формирования исследовательских умений младших школьников

Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов:

  1. Возникновение познавательной потребности, значимой для учащихся и локализуемой в определенном учебном материале;

  2. Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач.

Проблемное обучение ориентировано на формирование потребности в учебной деятельности, т. е. оно более интенсивно, чем не проблемное обучение, влияет на активизацию учебной деятельности.

Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследо­вания, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; сбор данных; обсуждение по­лученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий, обобщений, вы­водов; применение заключений, выводов.


Специфика формирования исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка

Интегрированный курс «Русский язык» представляет ученикам широкую целостную картину богатство и насыщенность нашего родного языка, с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания. Более того, учитывает современные особенности учебно – воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе, а инструментальность, лежащая в основе учебника «Русский язык», помогает организовать специальную работу обучающихся по поиску информации в учебнике и за его пределами. Также она предусматривает перенос формируемых у обучающихся результатов деятельности непосредственно в жизненную ситуацию.

Развитие исследовательских умений обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

На уроках русского языка мы можем организовать три вида исследования:

  • Исследование словарного слова;

  • Исследование текста;

  • Исследование фразеологизмов.

 Критерии оценивания работ учащихся

  • 1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

  • 2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

  • 3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

  • 4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

  • 5. Степень осмысления использованной информации;

  • 6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • 7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • 8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • 9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

  • 10. Владение рефлексией;

  • 11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • 12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определенному плану:

Первый этап – подготовительный.

  • Выбор темы;

  • формулирование целей;

  • составление плана исследования.

Второй этап – основной.

  • Сбор материала;

  • обобщение полученных данных.

Третий этап – заключительный.

  • Представление результатов исследования;

  • обмен мнениями.

На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слова, формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написание в различных формах, над функционированием слова в речи. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: сравнивание, сравнение, выделение главного, анализ, синтез.

Исследование проводится по плану:

  1. Знакомство со словом.

Дети знакомятся со словами в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих и частичных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц, поговорок, определение слова по его лексическому значению.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.

  1. Этимологическая справка.

Содержит информацию о происхождении слова.

  1. Толкование лексемы. Иллюстрация.

Помогает понять значение слова. Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравниваю с определением мастеров слова ( С.И Ожегов, В.И Даля, М.Л Безруковой )

  1. Однокоренные слова.

Проводится наблюдение над единообразным написание однокоренных слов. Дети подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определенной схеме.

  1. Пословицы, поговорки и загадки.

Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слов в русской речи.

  1. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Работы с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а так же делает речь богаче, ярче и интереснее.

  1. Словосочетания.

Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: существительное + прилагательное; глагол + существительное в косвенном падеже; глагол + наречие.

  1. Предложения, тексты.

Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи. Дети в процессе обучения предлагают стихи, рассказы.

  1. Краеведение.

Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.

На втором этапе учащиеся работают с научной и художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными научного источника, отбирают наиболее интересный материал, структурируют собранный материал, отбирают главное и второстепенное. Для работы дети используют различные словари: толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники например , «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И Даля,«Толковый словарь русского языка» С.И Ожегова, Н.Ю Шведовой, « Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка» В.В Лопатина.

Третий этап – это заключительный.

Представление результатов исследования или этап защиты проекта.

Второй вид – это исследование текста.

Для анализа берут художественные тексты, стихотворения. Затем проводят лингвистический, грамматический, синтаксический анализ, выявление значений слов и выражений, подбор синонимов и выяснение смысловых различий, анализ изобразительных средств языка, определение различных форм слова. Приоритетным являются активные игровые методы, творческое самовыражение, выбор наиболее точных и эффективных форм работы.

Исследование отрывков проводятся по плану:

  1. Прочитать текст до определенных слов, затем самому продолжить слова автора;

  2. Обсудить придуманное и сравнить с мыслями автора;

  3. Определить вид текста;

  4. Придумать заголовок;

  5. Зачитывание стилистически – окрашенных предложений и словосочетаний;

  6. Нахождение сравнений, олицетворений;

  7. Угадывание словарного слова, выполнив задания (1 – зачеркни буквы через одну; 2 – из данных слов, выбрать подходящее по смыслу; 3 – разложить по порядку математические выражения.)

  8. Представление учащимся ранее исследуемого слова и обмен мнениями;

  9. Работа над правописанием слов с парными согласными в корне;

  10. Обсуждение образования сложных слов;

  11. Нахождение фразеологизмов в тексте по данным определениям;

  12. Чтение предложений с однородными подлежащими, определениями, сказуемыми;

  13. Запись антонимов;

  14. Дополнительные словосочетания;

  15. Запись однокоренных слов и дополнить другими.

Такая форма работы создает особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса.

Рассмотрим на примере исследование слова «фигура»

Исследование словарного слова

                                    

Показать изображения

В слове фигура – 3 слога (фи-гу-ра). 2 слог ударный, безударный гласный -  и.

  1. Этимологическая справка.

Откуда же происходит название этого слова? Как впервые  слово “фигура ” появилось в русском языке?

Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.

 Слово «фигура»  заимств. в XVII в. через польск. посредство из латинского. языка, где figura —производное от fing-ere «давать форму, образовывать».  —

 В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»

Фигура – женского рода.  Фигура - наружный очерк предмета, внешнее очертанье, вид, образ.

В геометрии - часть плоскости, ограниченная замкнутой ломанной или кривой линией. 

 3. Однокоренные слова.

Фигура – фигурный, фигурировать, фигурка.

4. Синонимы.

Фигура: лицо, персона, особа, вид, очертание,  образ, статуя, позиция телосложение.

5. Поговорки. (Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина 2007).

Выставлять фигуры.  Совершать вздорные неоправданные поступки, капризничать.

Строить фигуры. Высмеивать, оскорблять кого-либо.

6. Сочетание прилагательное + существительное.

 Фигура (какая ?) – круглая, важная, сильная, геометрическая.

7. Подбор предложений со словом фигура.

Ученик начертил геометрическую фигуру.

8. Загадки.

А братишка  мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие...
(фигуры)


Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!