СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности обучающихся по краеведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности, установления истины, развития умения работать с информацией, формирования исследовательского стиля мышления.

Детское объединение «Юный исследователь», которым я руковожу, организует с детьми внеурочную исследовательскую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности обучающихся по краеведению»

Организация исследовательской деятельности обучающихся

по краеведению


Морозова Ю.И.,

МБОУ г. Горловки " Школа № 55",

учитель начальных классов

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности, установления истины, развития умения работать с информацией, формирования исследовательского стиля мышления.

Детское объединение «Юный исследователь», которым я руковожу, организует с детьми внеурочную исследовательскую деятельность.

Целью объединения является формирование компетентности воспитанников в области исследовательской деятельности как способе познания окружающей действительности.

Задачи, которые решаются в процессе работы с детьми

обучающие:

- обучать алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы.

Развивающие:

- формировать ноосферное мышление;

- интеллектуально, творчески и личностно развивать воспитанников.

Воспитательные:

- воспитание у воспитанников волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания.

В рамках работы этого объединения создаются условия для творческой самореализации личности ребенка.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (воспитанников, их родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и самовыражения.

Важнейшим условием реализации исследовательской деятельности учащихся является индивидуальная работа педагога с воспитанником или малой группой воспитанников в заданной предметной области, связанная с освоением методики, сбором эмпирического материала и его обсуждением. На этом этапе возникает очень важный момент соотнесения уровня поставленной задачи с возможностями воспитанников, контроля их собственной оценки хода выполнения работы. Таким образом, исследовательская деятельность предполагает личностное общение педагога и воспитанников.

За все время существования объединения школьниками проведено большое количество исследований, относящихся к различным областям науки: экологические, естественнонаучные, социологические, исторические. Но особое место среди исследований занимает краеведение. Данная область науки позволяет детям явно увидеть то, что исследуется. Для своих работ дети берут материал близкий им - это может быть изучение истории своей семьи, своего села, уважаемых односельчан. Первый объект, который детьми берется на исследование - это их семья, их родные: родители, дедушки, бабушки, тети и дяди. Насколько хорошо дети знают историю своей семьи? Оказывается, почти всегда находится неизвестная часть жизни в биографии твоих родных: время юности, детства. Жизнь бабушек и дедушек во время трагических событий нашей страны, как они переносили эти испытания. И так получается, что именно эта деятельность дает возможность нашим воспитанникам приступить к сбору материала по истории своей семьи. Что-то потом вытекает в творческую, учебно-исследовательскую работу например: "Мой дедушка", «Из истории моей семьи: наши деды, воевавшие в Великой Отечественной войне», а другой материал нашел свое место в школьном Музее Боевой Славы.

Много работ было сделано о односельчанах, земляках: Героях Советского Союза Шипилове Якове Григорьевиче, Попове Андрее Андреевиче, священномученике Василии Богоявленском.

Привлекая детей к учебно-исследовательской работе, стремлюсь, в первую очередь, повысить интерес обучающихся к своему предмету, так как по специальности я учитель географии мне ближе конечно темы связанные с этой областью науки. Развиваю интерес к проблемам охраны природы, сохранения и приумножения природных богатств Тамбовщины, исследуя на практике природу своей местности, ее историю. А интеграция географии с другими предметами дает возможность увеличить тематику исследовательских работ, что расширяет кругозор ребенка. Исследовательские работы экологического направления: "Антропологическое влияние на прибрежную зону ручья Хоботец", "Экология и социум", "ТЭК Козьмодемьяновского сельского совета", изучение растений на пришкольном учебно-опытном участке. Интересным был ряд работ духовно-нравственной направленности: "Храмы Первомайского района", "Святой источник Козьмы и Дамиана", "Святые Первомайской земли".

Обобщающей материал нескольких лет занятий стала учебно-исследовательская работа "Организация туристического маршрута в Первомайском районе". За основу был взят материал патриотического и духовно-нравственного направления. Мы с детьми попробовали разработать актуальный сейчас туристический маршрут в сельской местности.

Данное направление работы позволяет использовать различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью. Дети изучают краеведческую литературу, анализируют статистические сведения, знакомятся с публикациями по истории села в печатном издании сельского социокультурного комплекса – газете «Родник».

Результаты своих исследований учащиеся используют в докладах на научно-практических конференциях различных уровней, для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе. Собранный материал интересен не только жителям села, но и другим людям, увлекающимся историей. Богатство краеведческого материала способствует развитию исследовательского интереса у детей, а безграничный выбор тем исследований позволит не одному поколению школьников изучать историю родного края и каждый раз открывать что-то новое не только для себя, но и для окружающих.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!