СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация краеведческой исследовательской деятельности обучающихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал раскрывает особенность организации исследовательской и проектной работы учащихся в рамках кружка "Краеведение"

Просмотр содержимого документа
«Организация краеведческой исследовательской деятельности обучающихся»

С.А.Потапова, г.Болгар,
МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа № 2» СМР РТ
учитель истории 1 квалификационной категории


«Организация краеведческой
исследовательской деятельности обучающихся»


По мнению многих ученых и экспертов, наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод исследования, как одна из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.

Несмотря на трудности, данный метод сохраняет за собой право быть составной частью обучения именно истории. Мной, учителем истории, с огромным удовольствием, этот метод используется как на уроке или на его конкретных этапах, так и во внеурочной деятельности. Особенно это касается исследований в области краеведения. Но здесь сразу же возникает ряд трудностей, решить которые непростая, но посильная задача для любого учителя.

Первая трудность. Каждый учитель сталкивается с отсутствием заинтересованности учащихся в предмете, мотивации к новым открытиям.

Это, наверное, самое сложное для учителя – заинтересовать. Для детей нет интересных и неинтересных предметов, просто необходимо поддерживать огонек любознательности изнутри. Да, это сложно. Но возможно. Перед началом выбора темы исследования, как учитель я могу показать, например, фото нашего города начала 20 века, хранящееся в школьном музее. Я могу показать справку, страницу из метрической книги, родословную известной династии и многое другое. Особенно детям нравится выезжать в родовое имение известных дворян нашего Спасского уезда – семьи Сазоновых. И у ребенка моментально возникают вопросы, ответы на которые он и находит в результате своего исследования. Так же я использую индивидуальный подход к каждому: для какого – то ребенка будет достаточно показать нечто старинное и необычное. Для другого, само предложение попробовать что - то новое – это уже мотивация. А есть дети, которые вовлекаются в исследовательскую краеведческую деятельность, наблюдая за процессом.

Вторая трудность. Отсутствие конкретных целей в исследовании. «Я знаю и хочу, но не понимаю что!» - эту фразу очень часто можно услышать от любого ребенка.

Здесь учитель должен выступить в роли координатора, наставника, чтоб помочь определиться своему ученику с целью и двигаться в нужном направлении. Так же учитель должен подсказать с чего начать, какими ресурсами воспользоваться и какой материал подобрать.

Третья трудность. Недостоверность источников, используемых в ходе написания исследования.

Первое, что я делаю как наставник – отсеиваю интернет – источники для детей, потому что именно к ним они обращаются в первую очередь. Подсказываю им проверенные сайты и порталы. И здесь очень четко нужно понимать следующее:

- если предстоит исследование в области генеалогии, то мы обязательно обращаемся к оцифрованным метрическим книгам по Республике Татарстан и к порталу Родовод.ру, где содержится информация по фамилиям не только Татарстана и Спасского района, но и всей России.

- если исследование касается военной истории, то здесь бесценными помощниками выступают Центральный Архив Министерства Обороны и Виртуальный музей Великой Отечественной войны Республики Татарстан.

- если исследование предстоит об истории школы или отдельной личности, то в данном случае мы обращаемся в наш школьный музей МБОУ «БСОШ № 2», где собран бесценный материал обширной тематики – от истории создания школы до настоящего времени и сегодняшних побед.

Большую роль, конечно же, в исследованиях моих учеников играет наш Болгарский музей – заповедник, куда практически каждые каникулы мы посещаем увлекательные экскурсии, или экскурсоводы приходят к нам и делятся интересным материалом.

Бесценные материалы хранит наш районный архив, доступ в который открыт практически каждому. Материалы по исчезнувшим населенным пунктам, по затоплению старого города Спасска, данные о населении, об отдельных родах – все это мы можем найти в нашем архиве.

Только тогда, когда нам с ребятами удается решить все вышеперечисленные трудности, у нас получаются довольно неплохие исследовательские работы, с которыми мы занимаем на районных, республиканских и всероссийских конкурсах призовые места: «Россия – моя история», «Я помню, я горжусь!», «Жить, помня о корнях своих», «Ожерелье Татарстана», «Юность в древнем Биляре» и другие.


Список источников:

1.Метрические книги церквей Казанской и Вятской губернии. Доступ в электронном виде по ссылке: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/1331/118819

2.Многоязычное генеалогическое древо «Родовод.ру». Доступ в электронном виде по ссылке: https://ru.rodovid.org/wk

3.Виртуальный музей Великой Отечественной войны РТ. Доступ в электронном виде по ссылке: https://www.kremnik.ru/node/457289

4.Центральный Архив Министерства Обороны РФ. Доступ в электронном виде по ссылке: https://archive.mil.ru/archival_service/central/history.htm





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!