СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской работы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном разделе размещена информация по организации исследовательской работы

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской работы»







Организация исследовательской работы по краеведению



Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (научный доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Исследовательская работа учащихся

       Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

       Данная структура организации исследования характерна и для учебно-исследовательской работы учащихся по краеведению.

Этапы учебно - исследовательской работы:

•         I этап. Выбор и формулировка темы.

•         II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и составление библиографии.

•         III этап. Составление плана.

•         IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств.

•         V этап. Оформление результатов работы.

•         VI этап. Презентация результатов проделанной работы на научной конференции.



Выбор темы проекта

       Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы. Правильно выбрать тему исследования - значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.  От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.

литературоведение, история, краеведение, лингвистика, этнография, ономастика,

  •        Главный критерий при выборе темы - личность учащегося, сфера его интересов. Девочка с математическими способностями анализирует деятельность благотворительного общества с помощью диаграмм. Хорошо рисующая девочка исследует особенности одежды.  Мальчик,  интересующийся оружием,  знакомится с воспоминаниями ветерана войны о битве за Ленинград, а девочка с наклонностями начинающего психолога пытается с этих позиций изучить мемуары свидетеля эпохи.

  •        Второй критерий - актуальность, общественная значимость темы. Прежде всего надо исследовать те проблемы, которые предыдущими поколениями не были затронуты. Поэтому опираемся на необработанные, не проанализированные источники из архивов, запасников музеев. Возможна работа на основе изученных материалов, но в том случае, если мнение предыдущих авторов расходится со взглядами нынешнего исследователя.

  •        Практическая потребность. Например, необходимость обработать материалы экспедиции.

       Формулировка темы может сложиться позднее, корректироваться. Удачная формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая предпосылки успеха для работы в целом. Когда тема будет отвечать этим требованиям и будет раскрываться «по законам исследования», у нас будет формироваться умение соотносить такие понятия, как «тема», «проблема», «задача исследования», «пути решения проблемы». Ученые отмечают, что умение видеть проблему – одно из базовых умений исследователя. Практически любая работа при правильном подходе и, если преподнести ее под оригинальным углом зрения, будет актуальной. Но все это возможно только при условии полного владения информацией.

       Давайте рассмотрим на примере:

Проблема: фольклор селенгинских бурят имеет существенные отличия от фольклора бурят других территорий

Тема: песенный фольклор селенгинских бурят

Название работы: «Урдэнай дуун» (Голоса из веков)

       Названия исследовательских работ должны носить оригинальный характер, должны привлечь внимание, не всегда обязательно полностью будут совпадать с темой исследовательской работы.

       Темы исследовательских работ учащихся по краеведению из опыта конкурсного движения:

  • литературоведение краеведение: «История России в частушках»,

  • историческое краеведение: «История войны, застывшая в камне», «Жертвы политических репрессий Джидинского района», «Народ и армия едины», «История Иволгинского сельского совета».

  • лингвистика: «Не русский я, но россиянин», «Речевая культура современных школьников»,

  • этнография: «Молочные продукты у бурят»,

  • ономастика: «Топонимика реки Хилок»

  • родословие: «Пишем семейную книгу», «Корнями дерево сильно», «Генеалогическое древо моей семьи»

  • персоналии: «Одна история – одна судьба…»

  • церковное краеведение: «Посольский монастырь. История православных храмов в Прибайкалье XIX – XX в.











Практическая работа №1:

       Сформулируйте несколько тем исследовательской работы, актуальных для вашей местности по представленным направлениям краеведения (литературоведение краеведение, историческое краеведение, лингвистика, этнография, ономастика, родословие, персоналии, церковное краеведение:).

 

       Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное науке, что предстоит открыть, доказать. Далее необходимо определить объект исследования.

Объект исследования – это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться, источник необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен, очерчивает только то, что непосредственно будет изучаться в данной работе из каждого объекта. Например, объектом исследования является фольклор селенгинских бурят, предмет исследований – песенный фольклор селенгинских бурят, его особенности, исторические условия формирования.

       Цель выражается кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь; начинается с глаголов «выяснить», «выявить», «обосновать», «сформировать» и др. Цель конкретизируется и развивается в задачах, состоящих из комплекса конкретных проблем, выполнение которых ведет к достижению цели. К примеру цель: изучить особенности песенного фольклора селенгинских бурят.

       Экспериментальные исследования требуют выдвижения гипотезы – развернутого предположения, где изложена технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели. Гипотез может быть несколько – какие-то подтвердятся, какие-то – нет.

       Гипотеза – это утверждение, требующее доказательства. То есть, гипотеза – это как бы уже предполагаемый итог, результат, это фраза, или формула, которые должны получиться в конце проделанной исследовательской работы, поэтому она должна формулироваться не как вопрос, и не как сама по себе проблема (проблема формулируется в тексте обычно перед самой гипотезой, то есть текст должен содержать и формулировку проблемы и формулировку гипотезы), а как повествовательно-утвердительная фраза (это как бы уже вывод, только сделанный предварительно, еще до самого исследования).

       К примеру: гипотеза - особенностями песенного фольклора селенгинских бурят являются – заимствование монгольских песенных традиций, сохранение архаичных форм песенной культуры монголов, обусловленных длительным тесным проживанием с монголами, ранним отлучением селенгинских бурят и дальнейшим локальным развитием песенного искусства.









Варианты формулировок гипотез

       Составление плана исследования

       Предварительно необходимо составить план исследования. Надо учесть, что при проведении работы возникает необходимость дорабатывать и совершенствовать план. Исследование – живой и творческий процесс, что-то нужно дополнить, отчего–то отказаться. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Для этого необходимо определить, какими инструментами или методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

       Список возможных путей и методов исследования:

·         изучить литературу о том, что исследуешь;

·         посмотреть кино- и телефильмы по этой проблеме;

·         обратиться к Интернет;

·         изучить документальные источники в архивах, музеях;

·         провести опрос населения;

·         организовать переписку;

·         понаблюдать;

·         провести эксперимент (реконструкцию);

·         провести сбор полевого материала;

·         подвести итоги (сделать выводы и умозаключение) и подготовиться к защите.

 

       План может быть составлен по следующей схеме:

Этапы

Формы и методы работы

Срок исполнения

Отметка руководителя о выполнении

Выбор темы

Формулировка проблемы, темы

 

 

Постановка задач

Формулировка объекта, предмета исследования, гипотезы, целей и задач исследования, планирование деятельности.

 

 

Фиксация и предварительная обработка данных

1. Изучить литературу, Интернет - ресурсы

 

 

 

2. …

 

 

 

3. …

 

 

Обработка результатов исследований и проверка гипотезы

Обработка текстовой, иллюстративной, виде, аудио-информации. Структурирование материала. Формулировка умозаключения.

 

 

Оформление результатов работы

Текстовое оформление в соответствии с требованиями творческой работы. Подготовка приложений.

 

 

Представление исследовательской работы

 

 

 

 

       Выбор методик и методов исследования определяется характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы должны быть простыми и доступными для школьников. В краеведческих исследованиях наиболее применимыми методами являются:

·         наблюдение,

·         эксперимент,

·         работа с литературными источниками,

·         интервью,

·         опросы,

·         обработка статистических и опытных данных,

·         исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников (работа в архивах, музеях),

·         проведение полевых исследований.

Подбор и обработка данных:

Работа с источниками:

Работа с литературой

Работа с архивными материалами ("Как установить судьбу военнослужащего, погибшего или без вести пропавшего во время Великой Отечественной войны")

Анализ исторического источника

Сбор полевого этнографического материала

Подведение итогов работы

       Любая работа требует выводов и заключения. Выводы нужны для того, чтобы кратко охарактеризовать основные результаты, к которым пришел автор в процессе работы. На данном этапе гипотезы сопоставляются с полученными результатами исследования, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований, как вывод Кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Утверждающее содержание вывода - это то, на чем настаивает автор, что он готов защищать и отстаивать; иными словами, выводы -  это убеждения автора работы, за которые он готов бороться. Формулировки выводов должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного - трех пунктов.

 Особо следует остановиться на случае, когда все выдвинутые гипотезы не подтверждаются. Результат исследований – отрицательный. Но это тоже результат и заслуживает внимания при формулировке выводов и перспективы дальнейшего исследования.

Оформление результатов работы

Требования к оформлению работы

Представление исследовательской работы

       Практическая работа № 2:

Составьте план проведения исследования по любой теме по краеведению в соответствии с предложенной схемой:

Тема исследовательской работы:_________________________________________________

Этапы

Формы и методы работы

Срок исполнения

Отметка руководителя о выполнении

Выбор темы

Формулировка проблемы, темы:

Проблема:______________________

Тема:__________________________

 

 

Постановка задач

Формулировка объекта, предмета исследования, гипотезы, целей и задач исследования, планирование деятельности.

Объект исследования:____________

Предмет исследования:___________

Гипотеза:_______________________

Цель:___________________________

Задачи:_________________________

 

 

Фиксация и предварительная обработка данных

1. Изучить литературу, Интернет - ресурсы

 

 

 

2. Методы исследования:__________

 

 

 

3. …

 

 

Обработка результатов исследований и проверка гипотезы

Обработка текстовой, иллюстративной, виде, аудио-информации. Структурирование материала. Формулировка умозаключения.

 

 

Оформление результатов работы

Текстовое оформление в соответствии с требованиями творческой работы. Подготовка приложений.

 

 

Представление исследовательской работы