СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация коррекционной работы в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы: модель коррекционной работы в ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Организация коррекционной работы в ДОУ»

Организация коррекционной работы в ДОУ Выполнила: Учитель-логопед Минакова И.М.

Организация коррекционной работы в ДОУ

Выполнила:

Учитель-логопед Минакова И.М.

Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми, но это не всегда получается. Особенно сложно детям с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Возможна агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены. При отсутствии своевременной помощи у детей формируется патологическое развитие личности
  • Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми, но это не всегда получается.
  • Особенно сложно детям с нарушениями речи.
  • Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы.
  • Возможна агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены.
  • При отсутствии своевременной помощи у детей формируется патологическое развитие личности
Единая коррекционно-развивающая среда Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевой группе ДОУ Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.   Руков. по физ.восп. Логопед Ребенок Воспитатели Родители Муз. рук. Сверстники

Единая коррекционно-развивающая среда

  • Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевой группе ДОУ
  • Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.

Руков. по физ.восп.

Логопед

Ребенок

Воспитатели

Родители

Муз. рук.

Сверстники

Цели: Тактическая – развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. Стратегическая – социальная адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников

Цели:

  • Тактическая – развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.
  • Стратегическая – социальная адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников
Задачи: Стимулировать речевую активность детей Устранять нарушения устной речи Предупреждать нарушение письменной речи

Задачи:

  • Стимулировать речевую активность детей
  • Устранять нарушения устной речи
  • Предупреждать нарушение письменной речи
Предполагаемые результаты: Улучшение речевых навыков в соответствии с психофизическими возможностями каждого ребенка Повышение уровня коммуникабельности детей

Предполагаемые результаты:

  • Улучшение речевых навыков в соответствии с психофизическими возможностями каждого ребенка
  • Повышение уровня коммуникабельности детей
Модель структуры  логопедической работы Диагностический Образовательный Включение родителей в процесс коррекции Коррекционно-развивающий Воспитательный Оздоровительный

Модель структуры логопедической работы

Диагностический

Образовательный

Включение родителей

в процесс коррекции

Коррекционно-развивающий

Воспитательный

Оздоровительный

Диагностический блок (задачи): Проведение комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка. Динамическое наблюдение за развитием ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса. Отслеживание динамики развития всех компонентов речи на конец уч. Года. Определение уровня готовности ребенка к школе. Оценка эффективности коррекционного воздействия.

Диагностический блок (задачи):

  • Проведение комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка.
  • Динамическое наблюдение за развитием ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса.
  • Отслеживание динамики развития всех компонентов речи на конец уч. Года.
  • Определение уровня готовности ребенка к школе.
  • Оценка эффективности коррекционного воздействия.
Цель логопедического обследования Установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить степень тяжести дефекта, выявить потенциальные возможности ребенка

Цель логопедического обследования

  • Установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить степень тяжести дефекта, выявить потенциальные возможности ребенка
Цели диагностирования руководителя по физической культуре Выявить уровень физической подготовленности Выявить уровень развития крупной моторики (осанка, наличие плоскостопия, координации, точности и скорости движения) Уровень утомляемости Выявить функциональные нарушения и органические (из заключения врача), перенесенные травмы и болезни (из беседы с матерью и из мед. карты ребенка)

Цели диагностирования руководителя по физической культуре

  • Выявить уровень физической подготовленности
  • Выявить уровень развития крупной моторики (осанка, наличие плоскостопия, координации, точности и скорости движения)
  • Уровень утомляемости
  • Выявить функциональные нарушения и органические (из заключения врача), перенесенные травмы и болезни (из беседы с матерью и из мед. карты ребенка)
Цели обследования воспитателя Выявить эмоционально-волевое развитие Уровень игровой деятельности Предметно-практической деятельности (самообслуживание, конструирование, лепка, рисование, аппликация, хозяйственно-бытовой труд) Элементарные математические представления Работоспособность Развитие мелкой моторики Выявить соответствие уровня знаний и умений детей требованиям программы для данной возрастной группы.

Цели обследования воспитателя

  • Выявить эмоционально-волевое развитие
  • Уровень игровой деятельности
  • Предметно-практической деятельности (самообслуживание, конструирование, лепка, рисование, аппликация, хозяйственно-бытовой труд)
  • Элементарные математические представления
  • Работоспособность
  • Развитие мелкой моторики
  • Выявить соответствие уровня знаний и умений детей требованиям программы для данной возрастной группы.
Диагностика муз. руководителя У детей с нарушением речи встречаются следующие проблемы: Дети не поют, а говорят Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука Плохо запоминают название музыкальных произведений для слушания Плохо запоминают тексты песен, их название Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом Затрудняются в передаче ритмического рисунка Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий

Диагностика муз. руководителя

  • У детей с нарушением речи встречаются следующие проблемы:
  • Дети не поют, а говорят
  • Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука
  • Плохо запоминают название музыкальных произведений для слушания
  • Плохо запоминают тексты песен, их название
  • Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом
  • Затрудняются в передаче ритмического рисунка
  • Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий
Коррекционный блок (задачи): Устранение нарушения устной речи: Развитие артикуляционной моторики Устранение недостатков звукопроизношения Формирование и развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа Совершенствование лексико-грамматической стороны речи Совершенствование связной речи Развитие просодических компонентов речи Профилактика нарушения письменной речи: Развитие речевых и неречевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой.

Коррекционный блок (задачи):

  • Устранение нарушения устной речи:
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Устранение недостатков звукопроизношения
  • Формирование и развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа
  • Совершенствование лексико-грамматической стороны речи
  • Совершенствование связной речи
  • Развитие просодических компонентов речи
  • Профилактика нарушения письменной речи:
  • Развитие речевых и неречевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой.
Воспитательный блок (задачи) Открытие перспектив перед каждым ребенком Обогащение его социально-ценным опытом Поощрение интересов и склонностей Развитие уверенности в своих силах Повышение самостоятельности ребенка Становление нравственных ориентиров в поведении дошкольника Воспитание положительных личностных качеств.

Воспитательный блок (задачи)

  • Открытие перспектив перед каждым ребенком
  • Обогащение его социально-ценным опытом
  • Поощрение интересов и склонностей
  • Развитие уверенности в своих силах
  • Повышение самостоятельности ребенка
  • Становление нравственных ориентиров в поведении дошкольника
  • Воспитание положительных личностных качеств.
Оздоровительный блок (задачи) Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника ДОУ Формирование представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья

Оздоровительный блок (задачи)

  • Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника ДОУ
  • Формирование представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья
Образовательный блок (Задачи) Обучение детей способам усвоения общественного опыта Развитие познавательной активности Формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода Подготовка детей к школьному обучению

Образовательный блок (Задачи)

  • Обучение детей способам усвоения общественного опыта
  • Развитие познавательной активности
  • Формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода
  • Подготовка детей к школьному обучению
Система гармоничного развития ребенка-дошкольника Лексика Грамматический строй речи Фонетико-фонематические Компоненты речи Связная речь Восприятие Внимание Память Мышление Воображение Языковое и речевое развитие Психофизическое Личностное Развитие познавательных процессов Общая моторика Мелкая моторика Мимическая моторика Артикуляционная моторика Предметно-практическая д-ть Мотивация Эмоционально-волевая сфера Самоконтроль Мировоззрение Духовно-нравственные проявления

Система гармоничного развития ребенка-дошкольника

Лексика

Грамматический строй речи

Фонетико-фонематические

Компоненты речи

Связная речь

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Воображение

Языковое и речевое развитие

Психофизическое

Личностное

Развитие познавательных процессов

Общая моторика

Мелкая моторика

Мимическая моторика

Артикуляционная моторика

Предметно-практическая д-ть

Мотивация

Эмоционально-волевая сфера

Самоконтроль

Мировоззрение

Духовно-нравственные проявления

Функции учителя-логопеда Осуществляет координацию и взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса Проводит логопедическое обследование детей Составляет индивидуальную программу развития ребенка Реализует логопедическую коррекционную программу Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми Повышает психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей, побуждает их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье

Функции учителя-логопеда

  • Осуществляет координацию и взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса
  • Проводит логопедическое обследование детей
  • Составляет индивидуальную программу развития ребенка
  • Реализует логопедическую коррекционную программу
  • Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми
  • Повышает психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей, побуждает их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье
Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения   Подгрупповые занятия: а) по формированию словарного запаса б) по формированию грамматического строя речи в) по развитию связной речи г) по развитию звуковой стороны речи  Индивидуальные занятия: а) Развитие подвижности артикуляционного аппарата б) Развитие фонематического восприятия в) Развитие слоговой структуры слова г) Совершенствование просодических компонентов речи д) Устранить дефекты звукопроизношения.

Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения

  • Подгрупповые занятия:
  • а) по формированию словарного запаса
  • б) по формированию грамматического строя речи
  • в) по развитию связной речи
  • г) по развитию звуковой стороны речи
  • Индивидуальные занятия:
  • а) Развитие подвижности артикуляционного аппарата
  • б) Развитие фонематического восприятия
  • в) Развитие слоговой структуры слова
  • г) Совершенствование просодических компонентов речи
  • д) Устранить дефекты звукопроизношения.
Приемы развития речи с помощью движений Логоритмика Артикуляционная гимнастика Развитие мелкой моторики Физминутки Физическая культура

Приемы развития речи с помощью движений

  • Логоритмика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие мелкой моторики
  • Физминутки
  • Физическая культура
Логопедический массаж и самомассаж Цель – нормализация речевой моторики

Логопедический массаж и самомассаж

  • Цель – нормализация речевой моторики
Тесная взаимосвязь ручной моторики и орального праксиса определяет необходимость включать в логопедическую работу упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

Тесная взаимосвязь ручной моторики и орального праксиса определяет необходимость включать в логопедическую работу упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

Развитие сенсомоторной сферы

Развитие сенсомоторной сферы

Пособия

Пособия

Основные функции воспитателя Создание доброжелательной обстановки в детском коллективе Выполнение требований программы «Воспитания и обучения» Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей

Основные функции воспитателя

  • Создание доброжелательной обстановки в детском коллективе
  • Выполнение требований программы «Воспитания и обучения»
  • Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей
Планирование работы вне занятий Прогулки Утренние беседы с детьми Чтение худ. литературы Работа над мелкой моторикой Игра

Планирование работы вне занятий

  • Прогулки
  • Утренние беседы с детьми
  • Чтение худ. литературы
  • Работа над мелкой моторикой
  • Игра
Сотрудничество с родителями Индивидуальные беседы и консультирование родителей по вопросам развития речи детей Проведение родительских собраний Оформление стендов, папок-раскладушек с материалами по проблемам развития речи Привлечение родителей к участию в утренниках Анкетирование Использование совместных форм деятельности детей и родителей

Сотрудничество с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультирование родителей по вопросам развития речи детей
  • Проведение родительских собраний
  • Оформление стендов, папок-раскладушек с материалами по проблемам развития речи
  • Привлечение родителей к участию в утренниках
  • Анкетирование
  • Использование совместных форм деятельности детей и родителей
Ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят и забирают детей Проведение открытых занятий Проведение театрализованных представлений для родителей Посещение утренников Организация выставок детских работ
  • Ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят и забирают детей
  • Проведение открытых занятий
  • Проведение театрализованных представлений для родителей
  • Посещение утренников
  • Организация выставок детских работ
Нам нужно терпение, чтобы изменить то, что можно изменить, мужество, чтобы снести то, что невозможно изменить, и мудрость, чтобы отличить первое от второго.
  • Нам нужно терпение, чтобы изменить то, что можно изменить, мужество, чтобы снести то, что невозможно изменить, и мудрость, чтобы отличить первое от второго.