Просмотр содержимого документа
«Организация коррекционной работы в ДОУ»
Организация коррекционной работы в ДОУ
Выполнила:
Учитель-логопед Минакова И.М.
- Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми, но это не всегда получается.
- Особенно сложно детям с нарушениями речи.
- Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы.
- Возможна агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены.
- При отсутствии своевременной помощи у детей формируется патологическое развитие личности
Единая коррекционно-развивающая среда
- Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевой группе ДОУ
- Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.
Руков. по физ.восп.
Логопед
Ребенок
Воспитатели
Родители
Муз. рук.
Сверстники
Цели:
- Тактическая – развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.
- Стратегическая – социальная адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников
Задачи:
- Стимулировать речевую активность детей
- Устранять нарушения устной речи
- Предупреждать нарушение письменной речи
Предполагаемые результаты:
- Улучшение речевых навыков в соответствии с психофизическими возможностями каждого ребенка
- Повышение уровня коммуникабельности детей
Модель структуры логопедической работы
Диагностический
Образовательный
Включение родителей
в процесс коррекции
Коррекционно-развивающий
Воспитательный
Оздоровительный
Диагностический блок (задачи):
- Проведение комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы развития ребенка.
- Динамическое наблюдение за развитием ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса.
- Отслеживание динамики развития всех компонентов речи на конец уч. Года.
- Определение уровня готовности ребенка к школе.
- Оценка эффективности коррекционного воздействия.
Цель логопедического обследования
- Установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить степень тяжести дефекта, выявить потенциальные возможности ребенка
Цели диагностирования руководителя по физической культуре
- Выявить уровень физической подготовленности
- Выявить уровень развития крупной моторики (осанка, наличие плоскостопия, координации, точности и скорости движения)
- Уровень утомляемости
- Выявить функциональные нарушения и органические (из заключения врача), перенесенные травмы и болезни (из беседы с матерью и из мед. карты ребенка)
Цели обследования воспитателя
- Выявить эмоционально-волевое развитие
- Уровень игровой деятельности
- Предметно-практической деятельности (самообслуживание, конструирование, лепка, рисование, аппликация, хозяйственно-бытовой труд)
- Элементарные математические представления
- Работоспособность
- Развитие мелкой моторики
- Выявить соответствие уровня знаний и умений детей требованиям программы для данной возрастной группы.
Диагностика муз. руководителя
- У детей с нарушением речи встречаются следующие проблемы:
- Дети не поют, а говорят
- Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука
- Плохо запоминают название музыкальных произведений для слушания
- Плохо запоминают тексты песен, их название
- Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом
- Затрудняются в передаче ритмического рисунка
- Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий
Коррекционный блок (задачи):
- Устранение нарушения устной речи:
- Развитие артикуляционной моторики
- Устранение недостатков звукопроизношения
- Формирование и развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа
- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи
- Совершенствование связной речи
- Развитие просодических компонентов речи
- Профилактика нарушения письменной речи:
- Развитие речевых и неречевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой.
Воспитательный блок (задачи)
- Открытие перспектив перед каждым ребенком
- Обогащение его социально-ценным опытом
- Поощрение интересов и склонностей
- Развитие уверенности в своих силах
- Повышение самостоятельности ребенка
- Становление нравственных ориентиров в поведении дошкольника
- Воспитание положительных личностных качеств.
Оздоровительный блок (задачи)
- Создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника ДОУ
- Формирование представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья
Образовательный блок (Задачи)
- Обучение детей способам усвоения общественного опыта
- Развитие познавательной активности
- Формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода
- Подготовка детей к школьному обучению
Система гармоничного развития ребенка-дошкольника
Лексика
Грамматический строй речи
Фонетико-фонематические
Компоненты речи
Связная речь
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Языковое и речевое развитие
Психофизическое
Личностное
Развитие познавательных процессов
Общая моторика
Мелкая моторика
Мимическая моторика
Артикуляционная моторика
Предметно-практическая д-ть
Мотивация
Эмоционально-волевая сфера
Самоконтроль
Мировоззрение
Духовно-нравственные проявления
Функции учителя-логопеда
- Осуществляет координацию и взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса
- Проводит логопедическое обследование детей
- Составляет индивидуальную программу развития ребенка
- Реализует логопедическую коррекционную программу
- Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми
- Повышает психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей, побуждает их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье
Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения
- Подгрупповые занятия:
- а) по формированию словарного запаса
- б) по формированию грамматического строя речи
- в) по развитию связной речи
- г) по развитию звуковой стороны речи
- Индивидуальные занятия:
- а) Развитие подвижности артикуляционного аппарата
- б) Развитие фонематического восприятия
- в) Развитие слоговой структуры слова
- г) Совершенствование просодических компонентов речи
- д) Устранить дефекты звукопроизношения.
Приемы развития речи с помощью движений
- Логоритмика
- Артикуляционная гимнастика
- Развитие мелкой моторики
- Физминутки
- Физическая культура
Логопедический массаж и самомассаж
- Цель – нормализация речевой моторики
Тесная взаимосвязь ручной моторики и орального праксиса определяет необходимость включать в логопедическую работу упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
Развитие сенсомоторной сферы
Пособия
Основные функции воспитателя
- Создание доброжелательной обстановки в детском коллективе
- Выполнение требований программы «Воспитания и обучения»
- Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей
Планирование работы вне занятий
- Прогулки
- Утренние беседы с детьми
- Чтение худ. литературы
- Работа над мелкой моторикой
- Игра
Сотрудничество с родителями
- Индивидуальные беседы и консультирование родителей по вопросам развития речи детей
- Проведение родительских собраний
- Оформление стендов, папок-раскладушек с материалами по проблемам развития речи
- Привлечение родителей к участию в утренниках
- Анкетирование
- Использование совместных форм деятельности детей и родителей
- Ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят и забирают детей
- Проведение открытых занятий
- Проведение театрализованных представлений для родителей
- Посещение утренников
- Организация выставок детских работ
- Нам нужно терпение, чтобы изменить то, что можно изменить, мужество, чтобы снести то, что невозможно изменить, и мудрость, чтобы отличить первое от второго.