Позднякова Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №88 города Донецка»
«ОРГАНИЗАЦИЯ МАСТЕР – КЛАССОВ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ ЕЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»
Из опыта работы
Система общего образования призвана обеспечить полноценное развитие школьника, дать знания по основам фундаментальных наук, заложить базу для получения в дальнейшем профессионального образования и имеет большое значение в развитии личности, индивидуальных и творческих способностей ребенка. Весь воспитательно-образовательный процесс в учреждении общего образования направлен на формирование гармоничной личности. И в этом процессе немалую роль играет семья. Поэтому очень важно, чтобы происходило объединение усилий семьи и образовательного учреждения в процессе интеллектуального, культурного, здорового развития детей.
Родители учащихся являются полноправными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы. Поэтому взаимодействие с родителями является актуальной задачей для педагогов. Необходимо не только должным образом обучать, воспитывать, развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. Правильно выстроенная работа с родителями позволяет сделать образовательный процесс более интересным, насыщенным, результативным и запоминающимся приятными событиями.
Взаимодействие семьи и школы имеет свою специфику. Как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка.
С одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок успешно освоил школьную программу, с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения (кружка, спортивной секции), его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
Деятельность педагогов школы и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в тесном сотрудничестве, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Для воплощения этой цели в жизнь необходимо создавать такие условия, при которых родители будут включены в воспитательно-образовательный процесс.
Эффективной формой организации совместной деятельности родителей и учащихся может быть семейный клуб, в рамках которого родители участвуют в развлекательных мероприятиях, походах, образовательной деятельности творческого объединения, мастер-классах по рукоделию.
Опыт проведения мастер-классов для родителей и детей как эффективное средство педагогического образования родителей, вызвал интерес у коллег, работающих по предмету «технология». Уникальность мастер - класса, как формы вовлечения в образовательно-воспитательный процесс родителей учащихся, заключается в отказе от традиционных социальных ролей «родитель» - «ребенок», за счет создания равных условий для совместной творческой деятельности. Участвуя в мастер - классе, родители имеют возможность посмотреть на своего ребенка в деятельности и оценить его способности объективно, так как они является субъектом той же деятельности. Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его к сотрудничеству. Оно восполняет недостаток родительского внимания, снимает давление авторитета родителей, позволяет ребенку выразить себя, ощутить свою значимость.
Совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное время провождение, вызывающее массу положительных эмоций, создающее в семье особую теплую атмосферу. Наблюдаются взаимопомощь, доброжелательные отношения как между взрослыми, так и детьми. Это сплачивает учащихся и родителей. Самое главное, что у каждого участника появляется возможность создать что-то подобное дома и вносить в семейную традицию изготавливать подарки для родных и близких своими руками. Тематические мастер – классы имеют свои особенности и преимущества.
Каждый мастер-класс для родителей четко сориентирован по содержанию, включает теоретическую, обучающую и практическую части. Организовывается выставка работ по данной теме. Мастер – классы реализуются как в выходные дни, так и каникулярное время.
Смысл работы с родителями с помощью разнообразных мастер-классов не только в установлении контактов с родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации. На сегодняшний день можно сказать, что в учреждении сложилась система работы с родителями, что дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками, создана атмосфера взаимоуважения.
Анализ результативности опыта показал следующее: у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса, родители стали стремиться к индивидуальным контактам с педагогом, возникают дискуссии по инициативе родителей, родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.