Организация научно- исследовательской работы учащихся
« Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкретным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь, медицину и многое другое всем нашим гражданам. В условиях этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти качества с успехом развиваются и воспитываются в следующих видах творческих работ студентов:
1.Реферативные
2.Исследовательская работа
3.Проект
Так как в начале 21 века общество (как в нашей стране, так и во всём мире) претерпевает существенные изменения, поэтому перед вузами ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности на занятиях, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека.
Сегодня в своём выступлении я постараюсь осветить основные теоретические и практические вопросы, связанные с проведением исследовательской работы учащихся.
Исследовательская деятельность - это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих задач под руководством учителя, в ходе которой реализуются следующие этапы:
Этапы исследовательской деятельности:
-изучение теоретического материала
-выделение проблемы, постановка цели и задач исследования
-формулировка рабочей гипотезы
- освоение методики исследования
-сбор собственного экспериментального материала
-обработка материала
-обобщение, анализ, выводы
- представление исследовательской работы.
Развитие авторской позиции исследователя:
Самостоятельная работа учащихся
1.Выбор темы, формулировка цели, задач и гипотезы
2.Выбор объекта
3.Анализ результатов и выводов.
В своей работе я стараюсь очень много времени проводить со студентами при выполнении ими курсовых работ и квалификационных дипломных работ. Каково же назначение преподавателя?
« Назначение Учителя - помочь родиться мысли ученика» (Сократ)
Консультационная работа руководителя:
-Создание теоретической базы
-подбор методики под задачу
-составление планы работы
-подбор методики обработки
-составление плана презентации.
« Скажи мне – и я не услышу,
Покажи мне – и я не увижу,
Вовлеки меня – и я научусь!»
Далее необходимо выбрать тему исследования.
Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема.
Темы исследования бывают-1теоретические и 2 эмпирические.
ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках. Проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Основные критерии выбора темы мы со студентами определяем по таким критериям:
1.Тема должна представлять интерес для студента.
2.Тема интересна не только студенту, но и преподавателю. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы
4. выделяет требующую разработки область для изучения её студентом.
3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Как правильно сформулировать тему. Тема – это визитная карточка исследования. Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер. Требования к формулировке темы: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.
Что такое гипотеза. Гипотеза (древнегреч.)- это «основание, предположение».
В современной научной практике гипотеза определяется как научно-обоснованное предположение об условиях решения проблемы.
Гипотеза должна соответствовать ряду требований:
-быть проверяемой;
-содержать предположение;
-соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…,то…»; «так…,как…»; «при условии, что…».
Цель и задачи исследования
Цели исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:
Выявить…, установить…,обосновать…, уточнить…, объяснить, доказать,., разработать… .
Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировки задач.
Также в своей работе со студентами мы обязательно учитываем классификацию задач исследования. Классификация задач исследования. Существует определённая степень сложности экспериментальных данных:
1.Практические - служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой- либо параметр. 2.Собственно исследовательские – в них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, рост растений). 3.Научные – эти задачи неприменимы в образовательном процессе, так как данные задачи решают учёные.
Не менее важны при выполнении курсовой или выпускной квалификационной работы методы исследования. Метод - это способ достижения цели исследования: теоретические – моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, от простого к сложному. Эмпирические – наблюдение, сравнение, эксперимент, тестирование, интервьюирование. Математические – статистические, сетевое моделирование, программирование, визуализация.
В процессе обучени студенты выполняют разные виды работ. Виды научно – исследовательских работ студентов:
1.Информационно – реферативные
2.Экспериментально – творческие
3.Натуралистические и описательные
4.Исследовательско – творческие
5.Проблемно – реферативные.
Есть несколько правил, которых я всегда стараюсь придерживаться при работе со студентами во время выполнения работ. Правила работы преподавателя со студентами при проведении исследовании. Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д.Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей соблюдать следующие правила.
1.Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями.
3.Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4.Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5.Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6.Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7 .Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9.Подходите ко всему творчески.
Правила выбора темы
Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро. Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одарённым. Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
Итак, вывод: именно исследовательский подход в обучении делает студентов творческими участниками познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
В заключение рекомендации педагогам по работе с одарёнными детьми:
- Необходимо изучать индивидуальные особенности поведения одарённого студента.
- Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на занятиях и во внеурочное время.
- Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
- Центральной задачей педагога в работе с одарёнными студентами является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
- Развивайте в себе чувство юмора.
- Будьте доброжелательны, не критикуйте.
- Стимулируйте студента, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
- Позволяйте студентам вести себя свободно и задавать вопросы. Если студент чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит преподаватель кое-чего достиг.
Я думаю, что после окончания колледжа, студент может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, я как преподаватель свои обязанности выполнила.