СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности НОД,нормативно правовая база,содержание НОД,принципы ,требования и тд

Просмотр содержимого документа
«Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО»

«ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО».


      В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. Главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе является:

  • уход от учебной деятельности (занятий);

  • ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

  • повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;

  • включение в процесс эффективных форм работы с детьми

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Таким образом процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

      Критериями оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО являются:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;

  • интеграция всех образовательных областей

  • соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной программе и основной общеобразовательной программе ДОУ;

  • реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных;    

      Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение в непосредственную образовательную деятельность (НОД), которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе.

       Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения  при организации НОД являются: 

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Основная общеобразовательная программа – образовательная программа ДОО

  • Конституция Российской Федерации;

  •  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;  

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; 

  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

  • Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях

      НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др., которая соединяет обучающую функцию и совместную деятельность, но процесс обучения остается.

НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

     Классификация НОД включает в себя:

  • комбинированную НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра); 

  •  интегрированную НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).  Основанием классификации служат: дидактическая задача   и содержание ОД (раздел обучения- классическая ОД по разделам обучения; интегрированная ОД (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

  • комплексную НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, но при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме);


    Подготовка к НОД включает следующие компоненты:

  • Интеграция пяти образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя и обогащая друг друга при решении дидактических задач особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в теме, уровня подготовленности детей на данном этапе от простого к сложному;

  • соответствие и продуманность структуры НОД задачам и сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов перехода от одной части к другой) целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания

  • Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).

  • Целевая составляющая (триединство - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО (Обучающая: повышать уровень развития ребёнка. Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.)

   Организуя НОД с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей НОД  дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей НОД они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

     Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности  и строится:

  • на субъектной (партнёрской, равноправной ) позиции взрослого и ребёнка; 

  • на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;

  •  на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками;

  •  на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения , перемещения, общения детей и др.) .

    Этапы реализации НОД: 

Мотивационный этап - водная часть: (организация детей)  предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты; 

Содержательный этап - основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач, на этом этапе  осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение,  создание  условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата);

 Рефлексивный этап - заключительная часть, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части - это отношение детей к НОД и мотивация их на перспективу НОД.  

Пример:

Структурный компонент

                                         Содержание


Мотивационный этап  (Начало)

Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»).

Содержательный этап 

Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание  (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

рефлексивный этап 

(Окончание)

Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.


      Принципы которые используют при организации НОД:

  • амплификации развития ребенка;

  • культурно-исторический и личностно-ориентированный принципы;

  • принципы  развивающего  образования и  деятельностного обучения

  • принципы заинтересованности  и природосообразности

  • принцип здоровьесбережения;  

  • принцип тематичности.   

      Используются такие  инновационные технологии как:

  • проектная деятельность

  • проблемно-поисковая (исследовательская деятельность)

  • ТРИЗ

  • метод моделирования

  • дифференцированное обучение

  • деятельностный метод

  • интегрированное обучение

  • проблемно-игровое обучение

  • здоровьесберегающие технологии

  • компьютерные технологии. 

    Успешность формирования НОД зависит от того, какими мотивами она побуждается: от определения содержания, направленности и характера деятельности. Выбор мотивации зависит от задач и целей, учёт возрастных особенностей. Мотивация должна быть экономной. Основной мотив участия/неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие/отсутствие интереса.

 Виды мотивации:

  • игровая мотивация (даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится: на каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности);

  • внешняя мотивация (если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя; внешне деятельность детей во время НОД может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная);

  • внутренняя мотивация,которая вызвана познавательным интересом ребёнка (результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами);

  • мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная; мотивация достижения успеха (5-7 лет), познавательная информационная (после 6 лет), семантическая (обозначающая) и соревновательная (6-7 лет). 

Так в дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях, которая является базовой потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней

     Воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, поэтому он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Особое внимание уделяется предметной развивающей среде, которая должна быть ориентированной на ребенка и способствовать тому, что дети самостоятельно   делают выбор; активно играют; используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; работают все вместе и заботятся друг о друге; отвечают за свои поступки.  

    При проведении НОД следует выполнять ряд   санитарно-гигиенических требований: прежде всего это  учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей и соблюдение гигиенических условий (помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям); удовлетворение двигательной активности и длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

     Дидактические требования:

  • точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;

  • творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;

  •  определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;

  • выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;

  • обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;

  • использовать в целях обучения дидактические игры, словесные и игровые приемы, дидактический материал.

  • систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

     Организационные требования: иметь в наличие продуманный план проведения НОД; четко определенные цель и дидактические задачи НОД; грамотно подобранные для рационального использования различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ; необходимая дисциплину и организованность детей при проведении НОД.   НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям, ее следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности); организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

    Также следует  создать обеспечение психолого-педагогических условий в НОД:

  • обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком;

  • уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;  

  • поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности;

  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

  • не директивная помощь детям;

  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

  • развитие коммуникативных способностей детей и  умения детей работать в группе сверстников.

   Форма общения педагога с детьми при проведении НОД - партнерские отношения: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге. В ходе проведения НОД разрешено свободное размещение детей и их свободное перемещение в процессе деятельности, а также свободное общение детей .

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

  • добровольное  присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

  •  свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

  •  открытый временной конец деятельность (каждый работает в своем темпе); образовательная деятельность детей в режиме дня.

 В проявление личностных качеств педагога следует отметить речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность), его педагогическую культуру, такт, позицию по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид.  

От педагога зависит успех и эффективность воспитательно- образовательной работы,

основной целью которой является реализация требования программы воспитания и обучения, а главной задачей – вооружение детей знаниями, умениями, навыками.

Современные подходы к организации НОД требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. А достичь этого можно только в процессе правильной организации НОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков . НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.

Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс,  способствуют формированию коллективных взаимоотношений,   в результате образуется детско-взрослое сообщество. 

Таким образом правильно организованная НОД  это:

  •  Мотивация.

  •  Субъект-субъект, сотрудничество.

  •  Интеграция.

  •  Проектная деятельность.

  •  Партнерство.

  •  Комплексный подход к обучению.

  •  Самостоятельно-поисковая деятельность.

  •  Разнообразие видов деятельности.

  •  Совместная деятельность воспитателя и ребенка.

  •  Взаимодействие с семьями детей.

  • Учет интересов детей.

  •  Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!