Непременным условием успешности образовательного процесса является владение учителем современными методами и приёмами обучения. Их применение определяет уровень преподавания и повышает эффективность урока.
Образовательные технологии | Цель использования технологий | Описание внедрения технологии в практической профессиональной деятельности | Результат использования технологий |
ИКТ | Развитие коммуникативных умений обучающихся; повышение интереса к изучению предмета и познавательной активности обучающихся | Использование мультимедийных средств в обучении. Организация самостоятельной работы в группах обучающихся | Умение работать в группах, взаимопомощь, улучшение предметных результатов, использование интерактивных технологий при подготовке домашних заданий |
Проектная деятельность | Развитие у обучающихся исследовательских умений; обеспечение механизма творческого мышления, умения искать пути решения проблемы | Выполнение обучающимися мини-проектов, подготовка исследования по отдельно выбранной теме. | Выступление на научно-практической конференциях гимназии, республики. |
Технология использования игровых методов | Создание благоприятной психологической обстановки, снижение тревожности и расположение обучающегося к усвоению материала | Организация игровых ситуаций на уроках (диалог, приветствие, магазин и др.), игровые паузы, командные игры | Усиление мотивации к учению, творческая активность обучающихся |
Технология развития критического мышления | формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности | Организация трёх этапов урока: стадии вызова, смысловой стадии, стадии рефлексии. Базовая модель (вызов-осмысление-рефлексия). Самостоятельная постановка обучающимися цели урока Мониторинг деятельности обучающихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Использование листов оценки, анкетирование для объективного формирующего оценивания своих знаний и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. | Самоорганизация и саморегуляция в процессе групповой учебной деятельности. Высокий уровень развития самостоятельного мышления, мотивация саморазвития и самосовершенствования. Достижения в конференциях и олимпиадах |
Личностно-ориентированное обучение | Создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей. | Для развития учащихся: - использую проблемные творческие задания; - применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму работы; - создаю положительный эмоциональный настрой на работу у всех ребят в ходе урока; обсуждаю с детьми оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся. | У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. |
Технология проблемного диалога | Стимулирование мотивации, повышение познавательного интереса, формирование самостоятельности мышления и убеждения. | На уроках русского языка возможен широкий спектр проблемных ситуаций, однако наиболее часто я использую проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников. В учебниках 3-4 класса по окружающему миру полностью реализована технология проблемного диалога. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки. | При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие: умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют их задуматься, искать выход из проблемной ситуации); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений). |
Здоровьесберегающие технологии | Обеспечение выпускнику школы высокого уровня реального здоровья, формирование культуры здоровья. | Зарядка перед началом первого урока, физминутки на уроках, гимнастика для глаз, проветривание классной комнаты, соблюдение требований Санпина по установке парт, классные часы о ЗОЖ, спортивные мероприятия. | Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала |
Используя данный опыт, можно достигнуть устойчивых положительных результатов при наличии определенных условий. Важным условием является психологическая готовность учителя отказаться от привычных, годами наработанных приемов и методов работы, готовность изменяться самому, подниматься на новую ступеньку в своем методическом опыте. Обучение становится личностным, обучающийся должен уметь принимать самостоятельные решения, обладать умением самостоятельно получать новые знания и стремиться к самообразованию. Умение учиться – особое, отличное от других школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Анализируя свою деятельность, отмечаю, что сложившаяся система работы дает положительный результат. Позитивная динамика учебной деятельности учащихся по годам отражена в таблицах и на диаграммах выше.