Организация обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве в соответствии с требованиями ФГОС на уроках в начальной школе
Борзова С.Н.
Ещё несколько лет назад мало кто из педагогов массовых школ мог себе представить, что совсем скоро в обычных классах среди обычных детей будут учиться дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП, умственная отсталость).
Однако сейчас мы наблюдаем именно ситуацию, когда ребенок с ОВЗ обучается по заявлению родителей обучается в обычном классе, и постепенно это становится нормой, т.к. в Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям.
Каким же образом строить свою работу учителю, у которого в классе такой особенный ребенок? Крайне важно изучить особенности детей с ОВЗ перед тем, как с ними работать. Я говорю конкретно о ЗПР и умственной отсталости.
Самой большой и распространённой категорией с ОВЗ обучающихся в нашей школе являются, дети с задержкой психического развития (ЗПР).
11 учащихся учится инклюзивно.
В 1 классах-2 учащихся.
Во 2 классах- 2учащихся.
В 3 классах- 6ученик.
В 4 классах-1 ученик.
На ребенка с ЗПР составляется адаптированная программа: она мало отличается от общеобразовательной. Имеются отличия в объеме содержания, в результатах освоения программы, идет коррекция домашнего задания, дифференциация материала применяемого на уроке.
А если это программа для обучающихся с умственной отсталостью? Она кардинальным образом отличается от общеобразовательной!
Предполагает другой учебный план, следовательно, другие предметы (скажем, не алгебра и геометрия в старших классах, а просто математика, не литература, а чтение). Другое содержание, объём и глубину учебного материала, и, соответственно этому, другой уровень знаний, умений и навыков. А также другие методы и приёмы обучения.
Как работать в инклюзивном классе понятно тем, кому повезло работать в малокомплектных школах, классах-комплектах. Ход урока в инклюзивном классе зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учащихся с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). Если у учащихся класса тема общая, то изучение материала ведётся фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из учебника, тексты на доске и т.д.).
Если изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал по основным образовательным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления вновь изученного материала учитель даёт классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование деятельности педагога продолжается в течение всего урока.
При необходимости педагог может дополнительно использовать карточки – инструкции, в которых отражён алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Такой педагогический приём используется как с детьми с сохранными психофизическими возможностями, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в зависимости от количества тех и других детей в классе. Если учитель не в состоянии уделять много времени на уроке учащемуся с интеллектуальной недостаточностью, он может использовать для него карточку с алгоритмом действий. И наоборот, если учитель вынужден отвлечься для объяснения сложной темы ребёнку с ОВЗ, значит, остальные дети выполняют какие – то задания по карточкам.
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований.
Урок должен иметь чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.
Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;
- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;
- пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;
- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.
Письменные задания выполняются по следующему алгоритму:
- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;
- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм прописан или в карточке или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы);
- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребёнку; учитель просит каждого ребёнка проговорить ответ или один ребёнок проговаривает, остальные сравнивают со своими ответами. Обязательно проговариваются ошибки и способы их устранения.
3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно – образное мышление. Дети с ОВЗ не могут в полном объёме использовать словесно – логическое мышление, поскольку оно у них нарушено.
4. Учитель при использовании средств наглядности должен знать и учитывать:
- функции наглядных пособий в данном учебном процессе;
- возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объём восприятия и внимания не позволит изучить каждое пособие досконально;
- уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объёме, в котором изучена тема;
- наглядный материал должен способствовать познанию, а не просто пассивному разглядыванию картин и предметов.
5. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
- сложные задания использовать только в середине урока;
- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность ( зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);
- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Я работаю в 3 классе. У меня 1 учащийся с ЗПР. В ходе урока предусматриваю смену деятельности учащихся, стараюсь чередовать активную работу с отдыхом. Обязательно использую наглядные средства, компьютер. У мальчика кратковременная память, поэтому, когда пишем изложение, ему разрешаю прочитать дополнительно и даже посматривать текст. При пересказе небольших произведений задаю вопросы, наталкиваю на текст. При выполнении заданий - прошу повторить задания. Даю ребенку возможность закончить начатое задание. Всегда стараюсь отмечать хорошее поведение ребенка, не обращаю внимание на несерьезные нарушения дисциплины с его стороны. Иногда разрешаю ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку.
Самое главное, использую технологии адаптивного обучения. Основная сущность технологии - обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля; развитие и совершенствование умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе максимально адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся.
Также хорошую помощь оказывают мне и самому ребёнку с ОВЗ учащиеся – консультанты, которые помогают объяснить задание, найти нужное упражнение в учебнике, исправить ошибки. Такой прием расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
В завершение мне бы хотелось поделиться с вами одной историей. Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу: Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.
И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.
Структура урока при внутренней дифференциации
Этапы урока | Методы и приемы | Организация работы по ОП | Организация работы по АП |
Орг. момент | Словесный (слово учителя) | Общий для всех детей класса |
Проверка домашнего задания | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка | Индивидуальная проверка |
Повторение изученного материала | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Беседа, письменное и устное выполнение упражнений | Работа по карточкам |
Подготовка к восприятию нового материала | Словесный (беседа) | Беседа | Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе |
Изучение нового материала | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Объяснение нового материала | Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания) |
Закрепление изученного | Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам) | Выполнение упражнений. Проверка | Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам |
Итог урока | Словесный (беседа) | Общий для всех детей класса |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Словесный (слово учителя) | Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием | Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии |