СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усманская основная общеобразовательная школа»












Организация орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.






Майнгардт Е. Н.,

учитель начальных классов

МБОУ «Усманская ООШ»




2018 г.

Оглавление


Введение…………………………………………………………………3. Основная часть

I. Теоретические основы формирования орфографических навыков в начальной школе…………………………………………………… ….4

II. Пути и средства формирования орфографических

навыков младших школьников на уроках русского языка……… …11

III. Тематический орфографический учет знаний

и умений учащихся………………………………………………… …14.

Заключение………………………………………………………… …17.

Список литературы………………………………………………… …19

Приложение………………………………………………………… …20




























Введение

На современном этапе развития нашего общества, очевидно, что учащиеся, оканчивающие среднюю школу, должны грамотно писать. Считается, что школа обязана вооружить своих учеников прочными навыками правописания. Нередко в печати высказываются точки зрения, по которым социально-опасное поведение отдельных лиц, связано с низким уровнем их речевой и языковой подготовки. Тесно связанный с мышлением, язык отражает интеллектуальное развитие человека.

Уровень элементарной грамотности, в том числе орфографической, связывает представление общества не только с одной подготовкой по русскому языку, но и с моральным обликом подрастающего поколения, его культурой.

Острая реакция общества на безграмотное письмо вполне объяснима: хорошо говорящие, читающие и пишущие успешно школьники, обычно успешно овладевают всеми учебными дисциплинами, легче осваивают содержание среднего образования в целом. Одной из главных причин интеллектуального развития, дефектов нравственного облика является неудовлетворительная подготовка по языку, недостаточно развита и грамотна устная и письменная речь.

Начальная школа – лучшее время для обучения и воспитания детей. Именно в начальных классах закладываются основы правописания. Поэтому перед учителем начальных классов встает масса вопросов о том, чему и как учить детей.

Только определенная система работы каждого учителя будет способствовать формированию прочных орфографических навыков у учащихся. Каждый учитель должен хорошо знать, что от того, насколько верно он будет вести преподавание, как будет вести индивидуальную работу с учащимися, своевременно предупреждать отставание, использовать наглядность, будет ли любить свой труд и детей, зависит успех обучения и общего развития детей.


Цель: определить и проверить в эксперименте совокупность приемов и методов формирования орфографических навыков на уроках русского языка в начальных классах

Задачи: 1. Изучить теоретические основы и методику обучения орфографии в начальной школе.

2. Выявить основные причины допускаемых орфографических ошибок младшими школьниками и пути их преодоления.

3. Выделить основные направления работы педагога по формированию прочных орфографических навыков у младших школьников.

4. Проанализировать пути и средства формирования обобщенных орфографических навыков младших школьников в условиях индивидуализации и дифференциации обучения.





































Основная часть


I. Теоретические основы формирования орфографических навыков в начальной школе.


Структура орфографических умений и навыков.

  1. Умение – это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности. Умения формируются на основе знаний, теории, правил, инструкций, указаний, а также по образцу – на основе подражания, по принципу «делай, как я».


Ступени формирования умений по орфографии:


  1. Жизненные учебные ситуации порождают потребность проверять орфограммы. Осознавая мотивы предстоящих действий, школьники ставят цель, осмысливают задачу.

  2. Поиск способа выполнения действий.

  3. Составление алгоритма выполнения действий по правилу, планирование действий по правилу и ступеням.

  4. Выполнение действий по алгоритму, по правилу, по намеченному плану, поэтапно.

  5. Повторение, многократное выполнение по плану, по алгоритму – в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным свертыванием алгоритма, постепенное сокращение действий.

  6. Появление элементов автоматизма, дальнейшее усиление однотипных действий.

  7. Достижение более или менее полного автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от применения правил: их роль исчерпана, на их основе сформировался навык правописания.

Так протекает процесс формирования умений и его постепенное перерастание в автоматизированное действие: навык – мотив – цель – выбор способа действия – алгоритм – действие – повторное действие – появление элементов автоматизма – постепенное свертывание алгоритма – автоматизм написания орфограмм. Весь показанный выше цикл не завершается в начальных классах, в лучшем случае его завершение относится к окончанию средней школы. Человек, прочно овладевший навыком грамотного письма, мажет забыть правила, они ему больше не нужны. Ведь письмо – это вид речевой деятельности, цель письма состоит в передаче мыслей пишущего. Необходимо прилагать сознательные усилия правописанию, ведь оно мешает обдумыванию содержания текста, выбору наиболее удачных слов, построению предложения. Но даже на высшей ступени автоматизма письма, безусловно, контроль сознания не исключается: взрослый, пишущий практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, в нужных случаях проверяя себя по словарю, по правилу или по смыслу.

Какого же уровня автоматизации достигают дети в начальных классах? Он достигается лишь в простейших случаях: в написании часто употребляемых и легко проверяемых слов. Но даже эти наиболее частые и привычные слова дети пишут, комментирую про себя. Элементы автоматизма появляются уже в начальных классах, но строить обучение, опираясь на автоматизм рискованно. Основой правописания в начальных классах является постоянный самоконтроль, умение выявить орфограммы и проверить их.

Иллюзию автоматизма нельзя принимать за автоматизм подлинно. Многие дети пишут уверенно, не задумываясь, и обычно правильно, по памяти и языковому чувству, но у таких детей, развитых в языковом отношении, могут быть ошибки, если отсутствует самоконтроль.


  1. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли по которой обычно сразу и, как правило, безошибочно определяется уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется: во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них практических знаний по языку.

Благодаря достижениям языкознания в обучении правописания утвердилось направление, учитывающее в первую очередь языковую природу орфографических единиц, опирающихся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центр обучения правописанию поставлено правило, его применение т. е. решение орфографической задачи. Такой метод логичен, он требует очень точного знания и самих правил, и грамматических условий их применения (ошибка в ходе решения задачи приводит к ошибке в написании).

Однако методика обучения в начальной школе должна опираться не только на правила, но и на всю систему языкового развития: на усвоение языкового строя русского языка и его графики; на процесс овладения чтением, письмом; восприятие речи на слух и на развитие собственной речи; умение выразить свою мысль; на развитие дикции и орфоэпического навыка; на интонации и выразительное чтение; на понимание состава слова, словообразования, словоизменения; на закономерности функционирования языка, т.е. на грамматику.

Орфографические умения и навыки – составная часть речевых умений и навыков, звукового развития в целом. Иными словами, правописание – средство общения. Понимание социальной роли орфографии может быть достигнуто лишь в коммуникативных ситуациях, при написании сочинения, письма, статьи в газету и т. д. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для обращения, для точности речи.

В начальных классах мы видим три взаимосвязанных линии овладения правописанием.

  1. Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического слуха учащихся.

2. Обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использование словарей, т.е. использования слов в собственных записанных текстах.

3. Обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, т.е. путем решения грамматико-орфографических задач.

Все эти три линии развития в начальных классах параллельны, однако третье направление, по мере накопления у учащихся знаний по грамматике, постоянно расширяется. В решении орфографических задач осуществляется связь всех сторон изучаемого языка – его фонетики, графики, словообразования, грамматики, лексики.

В начальных классах закладываются основы грамотного письма, в первую очередь школа должна обучить детей письму. Что входит в это понятие? Во-первых, усвоение всех букв и их начертания, т.е. алфавита и каллиграфии. Во-вторых, обозначение буквами и их сочетанием всех звуков речи, т.е. усвоение графики. В-третьих, усвоение собственно орфографии-правил, их системы, проверки орфографии с помощью правил и другими способами. В лингвистической литературе орфография определяется, как совокупность правил, обеспечивающих единообразие написаний в тех случаях, где предполагаемы личные написания. Важно, чтобы дети поняли, что правописание слов почти всегда мотивировано, например, заглавная буква позволяет отличать имена и фамилии от других слов.

Правила орфографии помогают выбрать наиболее целесообразное, обоснованное написание, обеспечивает единообразие написаний родственных слов, единообразие написания собственных имен в отличии от нарицательных, единообразия обозначения грамматических форм, единообразия переносов со строки на строку. Она обеспечивает смысловое разграничение слов, слитное написание слов с приставками и раздельное с предлогами, и пр. Все написания, которые устанавливаются правилами, указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснования, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью, с его формой и значением.

Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих пяти областях письма:

  • при обозначении звуков буквами в словах – правила правописания безударных гласных в корнях слов, приставках, окончаниях, звонких и глухих согласных в слабых позициях – также в корнях слов, приставках и суффиксах;

  • при выборе слитного или раздельного написания слов;

  • при употреблении прописных букв в начале предложения и в именах собственных;

  • при переносе частей слов с одной строки на другую;

  • при сокращении слов и их сочетаний – ВУЗ, ПТУ и др.

Материал по орфографии в начальных классах достаточно обширен для того, чтобы понять систему правописания, обоснованность выбора того или иного написания. В то же время в орфографической системе русского языка немало противоречивого, того, что на первый, нарушает систему. Далеко не все трудные случаи регулируются правилами, насчитываются многие случаи употребления заглавных букв. Затрудняет учащихся и то, что многие орфографические трудности, которые часто встречаются в начальных классах. Орфография тесно связана со значением слов, их форм, словосочетаний, предложений и даже текста. Решение орфографической задачи, т. е. проверка орфограммы, как правило, опирается на понимание языкового значения.

3. Речевой, или фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он формируется в дошкольном возрасте, начинается с восприятия речи окружающих, а затем при говорении, при выражении собственной мысли. В этот период фонематический слух выполняет различительную функцию, обеспечивающую различение слов и ясное артикулирование звуков в собственном высказывании. К пятилетнему возрасту дети уже могут сознательно и произвольно выделять отдельные звуки речи, сравнивать их. При овладении чтением и письмом, механизм фонетического слуха существенно перестраивается: дети соотносят звук и букву, у них формируется звукобуквенный образ слова.

Как же возникает фонематический слух, что способствует его развитию? Он возникает в процессе речевой деятельности и специальных языковых упражнений. Его развитию способствуют:

  • фонетический и морфологический разбор, а также синтез на этих же уровнях;

  • артикулирование звуков, развитие дикции, упражнения по интонации, изучение орфоэпии, выразительное чтение, декламация;

  • упражнения для проговаривания слов;

  • упражнения в словообразовании и словоизменении;

  • общее языковое развитие: богатый и активизированный словарь, хорошие умения в построении предложений, умение самоконтроля.

Развитый речевой слух может иногда оказаться препятствием в правописании: когда школьник пишет так, как слышит звуки.

Нередко складывается мнение, будто орфоэпическое, литературное произношение мешает орфографии, и в частности, формированию фонематического слуха. Противоречия снимаются сопоставлением орфоэпического произношения с буквенным анализом слов, с проговариванием. После написания оно вновь повторяется – уже в орфоэпическом произношении.

В начальных классах подобное сопоставление необходимо практиковать перед письмом слова: орфоэпическое и буквенное проговаривание, причем дети должны сами указывать, как полагается произносить слово и как его нужно писать.

Проговаривание с ясным произношением букв (не звуков). Орфограммы выделяются особо, иногда приводятся проверочные слова. Вырабатывается внимание к буквенному составу слова, умение не подчиняться слепо произношению, при письме замечать несовпадение произношения и написания.

Развивающийся речевой слух, постоянное внимание учащихся к звукобуквенному составу слова способствует возникновению и развитию зоркости к орфографии.

4. Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умения обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза – выделение звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктанта, при списывании, если оно осложнено соответствующим заданием.

Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слова, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развития внимания – школьники должны видеть все буквы в слове.

Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащихся. В классах, где она стала системой, школьники в 3 – 4 классах в среднем делают по 2-3 исправления в диктантах, изложениях и сочинениях. К сожалению, многие учителя еще не могут осознать, что самостоятельно сделанные учащимися исправления не должны приводить к снижению оценки за письменную работу, наоборот, эти умения должны поощряться. Развитие навыков самопроверки способствуют различению памятки и указания. По мере прохождения новых тем, памятки дополняются, вводятся напоминания.

5. Понимание значений слов.

Сознательная, осмысленная работа является главной в усвоении правописания. Но учитель должен постоянно помнить и о других факторах усвоения орфографии:

  • зрительный, т. е. списывания, зрительные диктанты, плакаты с трудными словами, цветные мелки для выделения орфограмм и т. д.

  • слуховой – проговаривание, слуховые диктанты и т. д.

  • речедвигательный – запоминание движения органов речи.

рукодвигательный – запоминание движений руки.

В истории русской школы был период отрицания всех других факторов усвоения орфографии, кроме зрительного. Основным методом правописания считался – списывание на основе зрительного запоминания образов слов, но после длительного эксперимента, метод был отвергнут, потому что он не привел к ожидаемому успеху в правописании. Но одно из требований этого метода сохранило свою важность и поныне: ошибочно написанное слово закрепляется в памяти, возникают рецидивы ошибок, по некоторым данным, для исправления ошибочного образа слова требуется от 40 до 100 правильных написаний. Это значит, что писать нужно без ошибок, предупреждая их до письма.

6. Каллиграфия.

Аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются школьниками. Нечеткое написание букв неизбежно приводит к ошибкам, привычка к неаккуратному письму снижает уровень запоминания. Неаккуратное написание приводит к ошибке в тех случаях, когда нет орфограммы и ошибка, казалось бы, не вызвана языковыми причинами. Кроме того, в начальных классах часты ошибки в начертании букв.

7. Пунктуация.

Для постановки знаков препинания нужен текст, без него не будет понятно, вопросительное или повествовательное предложение, контекст помогает и в постановке других знаков. Лишь понимание значения всего предложения поможет помочь в постановке запятой между однородными членами, которые расположены попарно. Важную роль играет и стихотворный ритм, который интонационно подкрепляет пунктуацию.






















II. Пути и средства формирования орфографических навыков младших школьников на уроках русского языка.


Орфографическую работу в первом классе следует начинать с развития орфографической зоркости. Для этого необходимо познакомить учащихся с признаками, по которым они могли бы обнаруживать орфограммы. Для гласных таким признаком является безударное положение на конце слова и в середине слова. Продолжая работу над орфограммами среди гласных, необходимо остановиться на двух вопросах. Почему ударный гласный звук при письме – «безопасное место» и всегда ли ударному гласному можно доверять? Стабильного буквенного состава морфемы при изменении ее звукового состава объясняется тем, что буквой на письме обозначаются ряд позиционно чередующихся звуков или фонем, каждая из которых на письме обозначается соответствующей буквой. Наблюдения над ударными гласными звуками и их обозначение на письме буквами, позволяет сделать вывод, что ударные гласные звуки не совпадают друг с другом, и, что выбор буквы для их обозначения не вызывает сомнений, так как он обозначен. На этом этапе детям предстоит научиться отличать звуки, которым можно «доверять» от тех, которым нельзя «доверять», другими словами, научить различать слабую и сильную позицию гласных.

Учитель может и должен вооружить учащихся способом письма, при котором ученик получит возможность не делать ошибок. Приемом, обучающим такому письму, является письмо с пропуском орфограмм. А знания о признаках орфограмм помогает ученикам решить, какому звуку при выборе буквы доверять нельзя. Наблюдения за работой по орфографии в начальных классах свидетельствуют об ограничении круга слов, предлагаемых на уроке по определенной теме. Зачастую некоторые слова повторяются по несколько раз, в то время, как другие, столь же распространенные, остаются вне внимания учеников. Чаще встречаются слова с буквами, обозначающими звонкие согласные звуки на конце, причем буквы, обозначающие глухие согласные звуки иногда даже не выделяются как орфограммы. Основная масса слов – имена существительные, большинство упражнений – списывание, наиболее распространенный вид проверки – замена формы единственного числа формой множественного числа.

Между тем эффективность орфографических упражнений обеспечивается разнообразием материала для них. В целях усвоения правописания на грамматической основе т. е. путем осмысления языкового соотношения и их общения, нужно, чтобы объем словарного материала упражнений постоянно расширялся. При этом важно не только расширять словарь, но и постепенно его усложнять. Варьирование словарного материала ведет к разнообразию видов упражнений, обеспечивающих тесную связь с развитием речи учащихся

Обучение орфографии – составная часть обучения русскому языку. Осуществляется в 1-8 классах связь с грамматикой, фонетикой в связи со словарной работой и всеми другими видами языковой работы. В основе лежит система орфографических правил, большинство из них опирается на грамматический материал. Однако значительная часть орфограмм усваивается на основе фонетической работы, смысловой дифференциации путем запоминания традиционных написаний. Обучение орфографии опирается на развитие речевого слуха и орфографической зоркости учащихся.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность не достигает высокого уровня. Ошибки на написание безударных гласных в корне слова и других частях слова остаются типичными для учащихся на протяжении многих лет. Но орфограмме по написанию безударных гласных в корне слова, уделяется самое пристальное внимание. В методике правописания выясняются причины, из-за которых возникают разного рода ошибки. Они заключаются в неумении подбирать проверочные слова. Учителя, работая над орфографической грамотностью учащихся, в первую очередь заботятся, чтобы раньше познакомить детей с правилом и приступить к их практическому применению. Это приводит к тому, что дети, не разобравшись, какую букву надо вставить, самостоятельно не могут применить правило на практике. Это происходит, потому что пропуски в словах делает учитель или автор, а не ученик, т. е. он не ставит перед собой орфографическую задачу, но он с успехом с ней справляется. При написании диктантов учащиеся не применяют правила, так как не находят места, где его применить, отсюда немалое количество ошибок. Зависимость результата обучения орфографии от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи, и эту зависимость хорошо осознают лингвисты, психологи, методисты, опытные учителя. Школьник не видит орфограмм в процессе письма. За время обучения детей в начальных классах орфографическая зоркость у них не формируется и причина этого в том, что методика обучения орфографии несовершенна- в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитии орфографической зоркости. Каковы же пути улучшения подготовки учителя к орфографической работе в школе? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к понятию «орфограмма» и ее видам. Различают 5 основных разделов орфографии:

  1. Передача буквами фонемного состава слов;

  2. Слитное, раздельное, дефисное написание;

  3. Употребление прописной и строчной буквы;

  4. Правила переноса слов со строки на строку;

  5. Правила сокращения слов.

Главным разделом среди названных является первый. Первым шагом в подготовке учителя к работе по формированию орфографической зоркости у учащихся, должно быть знакомство с системой орфограмм русского языка. Вторым шагом является развитие орфографической зоркости у учителей и студентов, для чего используются специальные упражнения. Третьим шагом является изучение курса методики обучения русскому языку, где рассматриваются вопросы – понятие «орфограмма», их виды, способы формирования орфографической зоркости у учащихся и т. д.
























III. Тематический орфографический учет знаний и умений учащихся.


Средством оценки качества орфографической подготовки учащихся является диктант. Это позволяет учителю определить степень усвоения учебного материала, оценить избранный путь преподавания того или иного раздела правописания. Вместе с тем при подобном подходе, важная информация об овладении орфографией поступает к обучающемуся с опозданием. В повседневной жизни мало учитывается этап работы по конкретной теме. Зачастую трудно понять, чем является для учеников грамотное письмо – результат обучения применения знаний на практике или следствие развитого чувства языка. Здесь индивидуальные различия и возможности школьников оказываются без должного внимания учителя. Важной представляется организация обучающей проверки знаний и умений учащихся, после чего у учителя складывается картина освоения материала темы.

Тематический орфографический учёт позволяет эффективно планировать изучение каждого раздела правописания, своевременно вносить коррективы в содержание и выбирать формы проведения урока, регулировать дозировку различных типов упражнений. Готовность младших школьников к изучению орфографии определяется подготовительным учётом, который осуществляется в процессе изучения раздела о буквах и звуках, где предполагаются различные задания: слуховые и зрительные. Знания и умения в области звуков речи требуют практического освоения учащимися. Совершенно иначе идёт изучение орфографии. Работа над орфографическим материалом требует обращения к специальным правилам с целью верного написания. По мнению Д.Н. Богоявленского, знание правил является необходимым условием успешного орфографических тем применяется ориентировочный учёт. Он помогает учителю определить:

а) применяет ли ученик на письме конкретные правила;

б) насколько полно владеет правилом;

в) в какой лире устанавливает связи с другим учебным материалом.

Проще всего предложить детям выучить наизусть и проверить результат. Однако надо учесть, что знание формулировки может быть результатом механического заучивания. Ученик должен понять правило как в целом, так и в составных его частях. Любое орфографическое правило содержит в себе указание на объект правила и на то, как надо проверять написанное. В соответствии с этим разработаны две группы заданий. 1-я группа рассчитана на выявление у учащихся умения выделить объект орфографического правила; 2-я группа – на определение того, как ученик действует по правилу.

Сам объект орфографических правил, а им служат орфограммы различных видов, являющимися весьма сложными, содержащими две стороны: фонетическая (безударные гласные) и морфологическая (безударные в корне, суффиксе и т. д. ). Это обусловлено основными принципами русской орфографии – фонемно-морфологическими. Значит для полноценного выделения объекта правила, нужно не только указать фонематические признаки орфограммы, но и морфологические, конкретизировать ее:

  • безударные гласные в корне слова;

  • безударные падежные окончания имен существительных и прилагательных;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • парные звонкие и глухие согласные в приставках.

Между тем в школьной практике при изучении конкретной орфограммы внимание учащихся обычно не обращается на орфограммы других видов, и фонетической связи между различными видами орфограмм не устанавливается. Кроме того не всегда сами учителя добиваются уточнения морфемной принадлежности орфограммы, без чего невозможно пользоваться правилами правописания, безударная в корне проверяется способом изменения слова или подбора однокоренных слов.

1-й вид заданий направлен на проверку уровня сформированности умения давать полноценную квалификацию орфограммы. Задания 2-го вида направлены на проверку умения находить объект орфограммы правильно и предполагать работу с отдельными словами и связными текстами.

Неумение школьника обнаружить в слове орфограмму, как «точку» применения специального правила, является реальной предпосылкой орфографической ошибки. Не зная, что ему проверять, ученик привыкает писать по произношению. Обусловлено это явление, прежде всего, недоработкой методики. Во-первых, очевидна зависимость усвоения орфографии от степени овладения учеником минимума фонетических знаний и умений. Во-вторых, в школьных учебниках недостаточно представлены упражнения на нахождение объектов орфографического правила. В-третьих, наблюдая, уроки русского языка и выборочно анализируя поурочные планы в повседневной практике видно, что почти полностью отсутствует указанная работа.

Когда говорят о действии по орфографическому правилу, имеют в виду, прежде всего алгоритмы – обработку языковой операции в определенном порядке. Однако основные трудности овладения правилами состоят не только в последовательности действий, сколько в их содержании. Практическими умениями образовывать новые формы и слова учащиеся овладевают, но они умеют делать это произвольно по специальному заданию. Отсюда необходимость обучения проверке. Доказано большое значение выделения и составления групп однокоренных слов. Рекомендуется, как можно раньше развивать у школьников элементарное осознание родства между словами. Эту работу следует начинать уже с периода обучения грамоте.

Не менее важно, чтобы дети действовали сознательно, выбирая способы проверки, и соблюдая все необходимые и достаточные условия проверки – смысловые и фонетические. Тематический учет приобретает итоговый характер, когда изучены, по крайней мере, две орфографические темы. Его основные задачи – установит степень владения умением находить слова на изученные правила и способы применения правил в практике письма, как в специальном орфографическом упражнении, так и в упражнении творческого характера.

Традиционные приемы работы – различные виды диктантов, изложений и сочинений. Однако, прежде всего, важно установить, насколько четко учащиеся различают правила, их исходные и отличительные признаки.


















Для эксперимента по теме «Орфографическая зоркость на уроках русского языка в начальных классах» был выбран 1 класс, обучающийся по традиционной системе обучения.

По данной проблеме в 1 классе проводился констатирующий эксперимент, заключающийся в следующем:

  • анализ успеваемости по русскому языку;

  • исследование по выявлению усвоения орфографических правил.

По окончанию первого констатирующего эксперимента в качестве второго констатирующего эксперимента была проведена диагностика по усвоению орфограмм. Учащимся была предложена работа по выявлению сильных и слабых позиций в слове, по исправлению ошибок, по образованию слов с безударной гласной в корне слова.

Оценивались работы по следующим критериям:

Нет ошибок – «5»

1 – 2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»


Таблица состояния орфографической грамотности учащихся


№ п/п

Имена учеников

Кол-во слов

Кол-во ошибок

Оценки

Уровень обученности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Коля А.

Артём В.

Настя В.

Толя Д.

Катя Е.

Женя К.

Рома К.

Сережа О.

Таня С.

Наташа Ш.


8 слов

8 слов

8 слов

8 слов

8 слов

8 слов

8 слов

8с слов

8 слов

8 слов

1

1

-

2

1

3

3

2

1

1

4

4

5

4

4

3

3

4

4

4

Средний

Средний

Высокий

Средний

Средний

Низкий

Низкий

Средний

Средний

Средний



Уровни обучения:

«5» - высокий уровень обучения

«4» - средний уровень обучения

«3» - низкий уровень обучения

Таким образом, анализируя полученные знания, следует отметить, что на начало эксперимента в 1 классе преобладает средний уровень обучения. Анализ слов, которые писали дети дал такие результаты: многие дети, зная правило не могут применить его на практике, не умеют различать сильные и слабые позиции фонемы. Наибольшее количество ошибок, допущенных детьми – это ошибки из-за невнимательности. Многие дети не умеют обнаруживать ошибки при проверке своего текста. Результаты написания слов говорят о низком уровне орфографической грамотности учащихся этого класса. Недостаточность знаний учеников свидетельствует о значительных пробелах в знании ими орфографических правил. Чтобы достичь определенных положительных результатов в усвоении учащимися орфографических правил надо работать над их глубоким и сознательным изучением уже в начальных классах.

В качестве формирующего эксперимента были разработаны уроки по русскому языку в 1 классе с использованием упражнений, заданий, способствующих повышению грамотности детей. Материал был отобран исходя из уровня особенностей физиологического развития детей. Он использовался на разных этапах урока, исходя из его темы и целей. Были разработаны:

  • занимательные грамматические задания, упражнения, позволяющие решать многие образовательные задачи при обучении орфографии в начальных классах;

  • разнообразные виды самостоятельной работы

При отборе дидактического материала и упражнений отдавалось предпочтение тем, которые способствовали повышению уровня обучаемости школьников в орфографии. Эти упражнения должны тренировать все виды чувственного восприятия (зрительный, слуховой, двигательный), способствовать накоплению в памяти правильных орфографических образов слов.

Эти использованные упражнения и задания снимали напряжение детей, способствовали повышению интереса к изучению русского языка, нередко вводились конфликтные слова (не содержащие орфограмм). Поэтому необходимо систематически использовать грамматико-орфографические упражнения для повышения грамотности учащихся.

После завершения основного этапа обучения, учащиеся выполняли итоговое диагностическое задание: контрольный словарный диктант. Результаты этого итогового диагностического задания можно отразить в следующей таблице.





№ п/п

Имена учеников

Кол-во слов

Кол-во ошибок

Оценки

Уровень обученности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Коля А.

Артём В.

Настя В.

Толя Д.

Катя Е.

Женя К.

Рома К.

Сережа О.

Таня С.

Наташа Ш.


9слов

9слов

9 слов

9 слов

9 слов

9 слов

9 слов

9 слов

9 слов

9 слов

-

-

-

1

1

1

2

-

-

-

5

5

5

4

4

4

4

5

5

5

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

Средний

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Высокий



Проведенная в рамках эксперимента итоговая диагностическая работа дает основание считать данный вариант методики изучения орфографии эффективным.

  1. Значительно возрастает уровень сформированности орфографических умений обнаруживания и дифференциации орфограммы, совершать правилосообразные действия и обосновывать их.

  2. В несколько раз уменьшается количество орфографических ошибок на изученные орфограммы.

По данным таблиц построим график, где отражён уровень развития формирования грамотности при изучении орфографии в начальных классах до эксперимента и после эксперимента.






По окончанию всего эксперимента в качестве констатирующих были проведены исследования:

  • По наблюдению за изменением качества успеваемости учащихся после целенаправленного воздействия;

  • Проведен сравнительный анализ данных на начало и конец эксперимента.

На графике мы видим, что произошел значительный рост уровня грамотности у детей при изучении орфографии после целенаправленных воздействий.

Итак, уровень грамотности детей в начальных классах зависит от знаний правил по русскому языку, от работы, которую нужно проводить для ликвидации безграмотности уже в начальных классах.

Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил. Ф.И. Буслаев выделил этапы усвоения правописания в зависимости от характера орфограмм. Сначала усваиваются фонетические написания – пиши, как слышишь и говоришь, затем морфологические – обосновывай написание в опоре на правила и, как результат, самостоятельное письмо.

Орфографический навык, как отмечалось выше, представляет собой автоматизированные компоненты сознательной речевой деятельности. Автоматичность достигается при следующих действиях, направленных:

  1. На формирование умения видеть орфограмму в слове, т.е. на развитие орфографической зоркости;

  2. На овладение операциями, обеспечивающими применение правила;

  3. На установление связей между частными операциями, т.е. включения их в единую систему действий;

  4. На уточнение для учащихся сущности и формулировки правила


































Заключение

Несмотря на то, что методика орфографии имеет богатую историю и, что в наше время также есть немало публикаций по вопросам обучения грамотному письму, учить орфографии очень сложно. Формирование навыков грамотного письма у школьников одна из трудных задач, которую приходится решать учителю.

Для формирования орфографического навыка у младших школьников нужны следующие условия:

  • знание учителем основ и методики обучения правописанию;

  • использование разнообразных методов и приемов работы по орфографии;

  • подготовка определенного уровня накопленных предварительно знаний, умений и навыков;

  • создание материальных условий (оборудование кабинета, урока и т. д.)

  • создание положительных переживаний, воспитание сознательного учения. Сформировать орфографический навык у младших школьников помогает ряд методических приемов:

  • демонстрация наглядных пособий, применение ТСО;

  • обновление уже усвоенных знаний;

  • создание проблемных ситуаций, возбуждающих у учащихся противоречия между вновь возникшими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения;

  • включение элементов занимательности;

  • привлечение заданий, требующих мыслительной активности учащихся, включающих долю самостоятельности, требующие поисковой деятельности.

Способствуют формированию орфографического навыка у младших школьников ряд педагогических факторов:

  • личность учителя;

  • эмоциональная насыщенность урока;

  • осознание смысла результатов своих усилий;

  • мотивация учения;

  • организация индивидуальной работы учащихся.

Изучение педагогической литературы подтвердили гипотезу о том, что развитие орфографического навыка на уроках русского языка в начальных классах будет эффективным, если:

  • развивать поиск идей, способствующих облегчению правописания;

  • организовать учебную деятельность в условиях индивидуализации и дифференциации обучения;

  • установить причины допускаемых ошибок в начальной школе;

  • стимулировать активность учащихся в учении через игру и разнообразные формы обучения.































Список литературы.



  1. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. М.,Просвещение, 2000 г.

  2. Волина В. В. Веселая грамматика. Екатеринбург, 1999 г.

  3. Гранин Г. Г. Секреты орфографии. – М., Просвещение,1999г.

  4. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. – М., Просвещение, 2000г.

  5. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 2001 г.

  6. Панов М. В. Занимательная орфография. – М.,Просвещение, 1998 г.

  7. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., Просвещение, 2004 г.

  8. Ушаков Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах – М., Просвещение, 2003 г.






























ПРИЛОЖЕНИЕ.



Занимательные грамматические задания


1 . Вспомните правила и исправьте ошибки:

Пришло письмишко мне

Гляжу - из лагеря , от Мишки…

«Здесь чудный луж» и я лижу».

Написано в письмишке.

Лук лижит ? Что за чудеса? Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

«Здесь ласа, красивый длинный прут…

На днях в лесу нашёл я грусть».

Нет, нет не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно заболел.

Вернётся - надо полечить:

Заставить правила учить…(А. Шибаев).


2.При работе со словарными словами повышают активность учащихся игры:



«Подскажи словечко»


Хочешь бегать далеко,

Хочешь прыгать высоко,

Пей почаще… (молоко).


Привезли во двор песок -

Золотую гору:

Без гвоздей и без досок

Можно строить…(город)


В поле выросла она,

Колосом своим горда,

Может колосом гордиться

Лишь хорошая … (пшеница).


Угадайте-ка, друзья, Берегите уши, нос,

Очень много хруста Здесь ведь прячется … (мороз)

Издает … (капуста)


3. Игра «Самый внимательный» (от слов в единственном числе образовать форму множественного числа): плот-плоты, муха-мухи, крот-…., дуга-…., рука-…., беда-…, слива-…., грива-….


4. Реши кроссворд.


1. Среди двора

Стоит копна.

Спереди вилы

Сзади метла. (корова)


























2. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (собака)


Не княжеской

Не ратный ездок,

А с ремнем на ноге,

Не сторожем стоит,

А всех рано будит.(петух)


4. Не прядет, не ткет,

А людей одевает. (овца).

5. Усвоению орфограмм способствуют орфографические сказки о буквах и звуках, они помогают учить детей видеть орфограммы, выделять их тип, выполнять с ними действия, т. е. подбирать проверочные слова, чтобы звук в слабой позиции заменял звук в сильной позиции. Также они вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Кроме того сказки учат дружить, помогать друг другу. Приведем пример одной сказки.


Зайка.

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук а . Отгадайте, кто это? (Заяц).

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук а . Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей – зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (машина, кукла, пирамидка и т. д.). Зайчатки были рады.





Разнообразные виды самостоятельной работы учащихся.


1. Чтобы проверить знание словарных слов у детей, можно использовать следующие задания:

Какие буквы пропущены?

В..робей ог..род д..рога ул..ца

Д..журный уч..ник сев..р л..сица

В..гон за..ц п..года с..поги


2.Расставьте слова по смыслу в один ряд: животные – кто где спит – кто что ест – кто чем занимается

медведь дупло сено пасется на лугу

корова берлога мед возит дрова

кошка хлев орехи ищет малину

белка будка овёс скачет по веткам

лошадь хлев молоко мурлычет на окне


3. Я называю слова, обозначающие лиц мужского пола, а вы самостоятельно через черточку запишите соответствующие слова, обозначающие слова лиц женского пола.

Повар – повариха купец - купчиха слон - слониха

Портной - ……… тигр - ………. Кот - …………


4. Впишите недостающие буквы:

ча……………………

ча……………………

ча……………………

ча…………………… (чай, часы, чаща, чашка)

5. Кто как голос подает?

Курица……….. (кудахчет) лев……………(рычит)

Воробей………..(чирикает) кузнечик……..(стрекочет)

Сорока…………(стрекочет) рыба………….(молчит)














Урок русского языка.

Тема: Упражнения в написании безударных гласных в корнях слов.

Цели: 1. Формировать умение распознавать орфограммы и верно обозначать безударные гласные в разных частях слова.

2. Развивать творческую мыслительную деятельность, кругозор детей.

3. Воспитывать любовь к природе, животным.



Ход урока:

Этапы

Содержание

Примечания


I

II











III















































IV



Оргмомент

Сообщение темы и цели:

- Ребята, угадайте, куда мы с вами сегодня отправимся?

Весной веселит,

летом холодит,

осенью питает,

зимой согревает. (лес)

- Злой колдун заколдовал этот лес, а волшебник просит помочь ему расколдовать его. Вы согласны помочь ему? По дороге вам будет встречаться много препятствий, которые вы должны преодолеть.


Минутка чистописания:

- Чтобы войти в заколдованный лес, нужно красиво и аккуратно написать «пароль»: ЕЛ, ЛЯ.



1. Словарная работа:

- Перед нами елки. Они тоже заколдованы. Их ветки склонились низко к земле, иголки пожелтели. Чтобы их расколдовать, нужно в слова, написанные на доске, вставить безударную гласную.

I вариант II вариант

нар..дила пл..сать

св..ча р..ка

с..сна …кно

л..сток п..стух


  1. Злой колдун заколдовал не только растения этого леса, но и животных. Чтобы снять с них заклятие, вы должны их верно назвать, т. е. отгадать загадки.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)



Ползун ползет,

Иголки везет. (Ёж)

- Каких животных леса вы еще знаете?

  1. – колдун оставил в лесу мешок. Посмотрите, что в нем?

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня увидишь за версту

Зовусь я …………………..(подосиновик)


Что за весенняя первая птица

Любит за плугом ходить и кормиться. (Грач)


Бедные крошки на зеленой ножке. (Ландыши)


  • Чтобы убедиться, что мы многое знаем, колдун просит ответить нас на вопросы: (устно)

  1. Над чем пролетал самолет? (лес, река)

  2. Где напечатан интересный рассказ? (Журнал, книга)

  3. В чем нельзя ходить в школе? (пальто, шапка).


- Вот мы с вами вышли из леса. Мы расколдовали в нем и деревья, и грибы, и всех животных. За это Волшебник говорит вам большое спасибо и приглашает посетить лес, когда вы захотите.




Учитель загадывает загадку, дети отгадывают.



На доске помещена картина леса.


Дети прописывают строку данных элементов.


Два ученика у доски, остальные в тетрадях.















Урок русского языка.

Тема урока: Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ.

Цели урока: 1. Расширить знания учащихся о звуках [ж], [ш] как твердых шипящих согласных и об особенностях их сочетания с буквой И на письме.

2. Научить правильно писать сочетания ЖИ, ШИ в словах.

3.Развивать внимание и мышление.



Ход урока:

1. Фонетическая минутка.

  • Сделайте звуко-буквенный анализ слова «окунь».


2. Минутка чистописания:

Жи Ши

Ландыши ежи малыши

Клад лежит на вершине горы.


3.Повторение правил.

  • Чем отличается звук от буквы?

  • Что такое гласные

  • Сколько в русском языке гласных букв?

  • Перечислите их.

  • Назовите йотированные гласные

  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?

  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

  • Вспомните, что такое согласные?

  • Перечислите парные согласные.

  • Перечислите парные звонкие согласные

  • Перечислите парные глухие согласные.

  • Перечислите сонорные согласные

  • Что значит сонорные согласные?

  • Какие вы знаете непарные глухие согласные?

  • Вспомните твердые согласные.

  • А какие согласные всегда мягкие?

  • Что показывает мягкий знак в слове?


  1. Работа по теме урока.

- Сделайте фонетический анализ слов «жили», «шишки».

Жи-ли – [ж ы л и] – 2 слога, 4 б., 4 зв.

Ж – [ж]-согл.,тв., зв.

И – [и] – глас., удар.

Л – [л] – согл., мягк., звон., сонорный

И – [и] – глас., безудар.


Шиш-ки – [ш ы ш к и ] – 2 слога, 5 б., 5 зв.

Ш – [ш] – согл., тв., глух.

И – [ы] – глас., ударн.

Ш – [ш] – согл., тв., глух.

К – [к] – согл., мягк., глух.

И – [и] – глас., безудар.


Чтение правила в учебнике.

5. Пальчиковая гимнастика.

Мы ладошечку согнем,

Только правую притом.

А другую - выпрямим,

В середину поместим,

Букву «Э» изобразим.

Пальцы правой руки (большой – снизу) согнуты дугой. Кисть левой руки выпрямлена и расположена параллельно полу так, что средний палец упирается в середину правой ладони.


6. Словарная работа

- Отгадайте загадку.


Рисовал я на бумаге

Ручейки, леса, овраги…

Оттого что рисовал,

Я поменьше ростом стал. (Карандаш)


  • Напишите слово «карандаш» три раза, поставьте ударение, выделите все орфограммы. (Карандаш)

  • Запишите предложение: Карандаш надо часто точить

  • Запишите слова, выделите орфограммы, поставьте ударение: карандашик, карандашный.

Карандаш (какой?) хороший, длинный, короткий, твердый, мягкий, тупой, отточенный, сломанный, красный, простой…

Карандашом (что делают?) пишут, рисуют, чертят…
  • Запишите пословицу и объясните ее.

Плохой карандаш лучше плохой памяти.

7. Работа по учебнику.

8. Итог урока.

  • О чем мы сегодня говорили на уроке?

  • С каким правилом мы познакомились? (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!