Любовь к родному краю –
один из вернейших признаков
любви к своей стране.
К.Г. Паустовский
Тема: Организация освоения краеведческого компонента
во внеурочной деятельности при работе
с младшими школьниками
Большой интерес в наше время вызывает изучение родного края в начальной школе.
Я расскажу об организации освоения краеведческого компонента во внеурочной деятельности при работе с младшими школьниками.
Все мы знаем, что именно в младшем школьном возрасте создаются благоприятные условия для духовно-нравственного и морального развития личности. Именно в этот период закладываются базовые ценности, способности и качества личности. При знакомстве учащихся с историей и культурой малой родины, у них появляется гордость за свой край, желание узнавать больше, внести вклад в развитие малой родины.
Краеведческий материал в начальной школе изучается эпизодически, но дети всегда проявляют большую заинтересованность к нему.
Вы спросите, чему же способствует изучение краеведческого материала у младших школьников?
На самом деле, есть несколько важных пунктов:
развитие интересов;
расширение кругозора;
формирование познавательной самостоятельности;
формирование профессиональной направленности.
Очень важен тот факт, что краеведческую работу можно проводить практически на всех учебных дисциплинах. Также во внеурочной и внешкольной работе.
Хочу поделить с вами своим опытом ведения краеведческой деятельности с младшими школьниками во время внеклассной работы.
Существует несколько форм внеклассной работы краеведческой деятельности, но я расскажу о двух, которые применю в своей работе:
Краеведческий уголок
Краеведческие экскурсии
Краеведческие экскурсии делятся на:
Природоведческие
Исторические
Краеведческие
Производственные
В моем классе есть краеведческий уголок.
Он необходим для:
организации краеведческой деятельности;
формирования интереса к истории родного края;
воспитания гражданственности и патриотизма;
развития поисково-информационных умений;
развития воображения;
формирования мировоззрения о прошлом и настоящем родного края, о людях которые оставили значимый след в истории региона.
Краеведческий уголок несет в себе очень важные функции:
Активизация познавательной деятельности
Воспитание патриотизма
Наглядность в обучении
Связь обучения с жизнью
Осуществление межпредметных связей
Ведение краеведческого уголка эффективно когда:
Материал уголка - источник новых знаний способствующих расширению кругозора учащихся
Информация в нем работает на постоянной основе, постоянно обновляется
Материалы собраны и представлены учащимися.
Краеведческий уголок в моем классе ведут и оформляют дети. Проекты (по окружающему миру, математике, русскому зыку), сочинения, рисунки, доклады и много другое представлено в нем. Детей это увлекает, им интересно вести его, следить за его наполняемостью. Иногда ребята сами предлагают темы для обсуждения и оформления краеведческого уголка.
Краеведческие экскурсии
Их роль в организации краеведческой деятельности очень важна. Самый главный фактор – смена восприятия информации. Посещение музеев, памятников архитектуры, исторических мест, библиотек, выставок и т.д. Экскурсии - это один из способов сплочения коллектива, объединение интересов. Из чего на основе полученных знаний следуют совместные проекты, творческие коллективные работы и многое другое.
Экскурсии делят на:
Природоведческие ( наблюдение за природой родного края, знакомство с ее особенностями; способствуют формированию и воспитанию бережного отношения к природе).
Исторические ( на таких экскурсиях дети знакомятся с историей своей местности, узнают о людях прославивших свой край, о подвигах героев; они формируют нравственные качества школьников, расширяют исторические знания и прививают любовь к истории своего края).
Краеведческие
Эффективная форма изучения краеведческого материала
Способствуют:
Расширению кругозора
Развитию интеллектуальных способностей
Формируют коллективистские качества школьников в процессе совместной деятельности.
Мы с ребятами посетили много исторических мест Рязани и рязанской области. Буду честна, путешествия, даже маленькие вызывают бурю положительных эмоций и откладывают в памяти множество положительных моментов. Считаю, что именно это и подталкивает ребят творить, создавать что-то новое пользуясь полученными знаниями, делиться с окружающими и друг с другом посредствам проектов, докладов, художественных работ.
Краеведческая работа должна применятся на каждом этапе развития и становления личности. Чем раньше это начать делать, тем эффективнее будет результат. Краеведение дает возможность детям младшего школьного возраста увидеть красоту природы, архитектуру, живопись в народном творчестве. Все вышеперечисленное несет огромный вклад в развитие познавательного интереса, в формирование исследовательских навыков, любовь к культуре и истории своего народа, любовь в родному краю и малой родине.