СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация педагогического сопровождения семейного воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье представлены материалы по организации педагогического сопровождения семейного воспитания, описывается опыт работы МБДОУ «Детский сад № 34» г. Воркуты по организации эффективного сотрудничества с семьями воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Организация педагогического сопровождения семейного воспитания»

УДК 373.24

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Пестрякова Валентина Алиевна (Pestryakova Valentina Alievna), старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты.

E-mail: [email protected], г. Воркута (Vorkuta), Россия (Russia).

Аннотация: в статье представлены материалы по организации педагогического сопровождения семейного воспитания, описывается опыт работы МБДОУ «Детский сад № 34» г. Воркуты по организации эффективного сотрудничества с семьями воспитанников.

Ключевые слова: воспитание, сотрудничество, семья, программа, педагогическое сопровождение.

UPDATE PRACTICE OF EDUCATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATION, MEETS THE CHALLENGES OF THE NEW TIME

Abstract: the article presents the materials on the organization of pedagogical support of family education, describes the experience of MBDOU "kindergarten № 34" Vorkuta on the organization of effective cooperation with the families of the pupils.

Key words: education, cooperation, family, program, and educational support.


Рассматривая педагогическое сопровождение семейного воспитания, т. е. взаимодействие семьи и педагогов определяется процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошкольном учреждении. Важную роль имеет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития семейного образования.  В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей через механизмы подражания [1, с.204].

Педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем. 

Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что высокая занятость семьи экономическими и бытовыми проблемами, педагогическая некомпетентность родителей вынуждает их перекладывать ответственность за воспитание и обучение детей на дошкольное учреждение.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое психолого-педагогическое сопровождение [4,с.87].

Педагогическое сопровождение семьи, на этапе дошкольного образования ребенка решает множество задач, такие как: развитие интереса старших дошкольников к школьному обучению; повышение педагогической культуры родителей в период подготовки детей к школе; повышение профессиональной компетентности педагогов в системе педагогического сотрудничества ДОУ и семьи; оказание помощи родителям и детям в преодолении трудностей в общении в дошкольном периоде [3, c.64].

Работа педагога с родителями призвана вооружить их основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному участию в работе дошкольного учреждения по развитию и обучению детей дошкольного возраста. Образование родителей оптимизирует родительскую позицию, повышает их активность, актуализирует полученные ими психолого-педагогические знания [2, с. 253].

Для организации работы в данном направлении, нами была разработана программа педагогического сопровождения семейного воспитания «Детский сад и семья – партнеры и друзья!»

Целью программы является: повышение эффективности системы поддержки семейного воспитания, посредством привлечения родителей к активному участию в педагогическом и воспитательном процессе.

Задачи:

- активизировать педагогическое и культурное сознание родителей и коллектива МБДОУ;

- содействовать развитию и укреплению семейных отношений на основе российских духовно-нравственных и культурно-исторических традиций;

- использовать творческий потенциал родительского сообщества (родительского комитета) в распространении положительного опыта и традиций семейного воспитания;

- создать оптимальные условия для снятия организационных, психологических и информационных барьеров и преодоления поведенческих комплексов участников взаимодействия.

Содержание программы ориентировано на работу с педагогами, родителями и совместную деятельность педагогов и родителей.

Работа с педагогами представлена следующими действиями:

- социально – психологическая и мотивационная подготовка педагогов к общению с родителями (проведение с педагогами мастер-классов, семинаров-практикумов);

- составление семейного портрета (анкетирование родителей, посещение на дому, педагогические наблюдения, беседы);

- развитие и совершенствование навыков самооценки и анализа деятельности (тренинги, деловые игры);

- совершенствование навыков планирования работы с семьей (консультирование, деловые игры, практикумы, согласование и принятие планов работы с родителями на учебный год);

- анализ эффективности взаимодействия педагогов с семьей (анализ документации, анкетирование, тематическая проверка, опрос);

- координация деятельности педагогов по защите прав детей (корректировка плана работы инспектора по охране прав детства в соответствии с «семейным портретом»; разработка и использование педагогами в деятельности памятки и алгоритма по взаимодействию с неблагополучными семьями; ведение документации по работе с семьей).

Работа с родителями:

- организация рекламной деятельности МБДОУ (сбор информации о неорганизованных детях; обновление стенда в детской поликлинике; МБДОУ; оформление стенда по защите прав детства);

- Привлечение родителей к сотрудничеству с МБДОУ:

  • Родительские собрания (общие):

- «На пороге школы» (устный журнал) - для родителей старших и подготовительных групп;

- «Детский лепет» (видео журнал) -для родителей ясельных групп;

групповые (не менее 2 в год).

  • Организация клубной работы:

- «Бабушкины посиделки»;

- «Школа молодых родителей»;

- «Отцы и дети».

  • Консультирование по вопросам воспитания, обучения и охраны здоровья детей.

Совместная деятельность:

- Установление партнерских отношений между участниками образовательного процесса (проведение совместных мероприятий):

  • календарные и сезонные утренники;

  • праздники физкультурно-спортивной направленности;

  • конкурс чтецов;

  • театральная неделя;

  • семейные посидели;

  • реализация плана по досугам и развлечениям;

  • совместные прогулки и экскурсии;

  • оформление совместных выставок;

  • реализация проектов согласно темы недели;

  • проведение открытых занятий;

  • участие в конкурсных мероприятиях различного уровня и направленности и проч.

- Повышение компетентности и престижности родителей, установление эмоционального контакта (посещение детей на дому, педагогические наблюдения за детьми из семей группы риска, составление актов проверок условий проживания воспитанников, изготовление подарков детьми и для детей).

Программа педагогического сопровождения семейного воспитания отвечает вызовам нового времени. Благодаря реализации данной программы нам удалось усилить внимание к проблемам семейного воспитания; повысить качество социальной и педагогической поддержки семьи в воспитании детей; активизировать педагогический, культурный, образовательный потенциал родителей и педагогов.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Азаров Ю.В. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. – М.: Эксмо, 2015. – 446с.

  2. Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка. - М.: Ленанд, 2014. - 320c.

  3. Микляева, Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128c.

  4. Москалюк О.В., Л.В. Погонцева Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123с.