ТЕМА:
«Организация проектно-исследовательской
деятельности учащихся
в рамках реализации ФГОС 2 поколения
во внеурочной
и классной деятельности».
( Из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №1»
п.г.т. Уренгой
Шахаевой
Веры Анатольевны)
ПРОЕКТ – «БРОШЕННЫЙ ВПЕРЁД» ПРОЕКТ – ПРЕПЯТСТВИЕ, ЗАДАЧА, ВОПРОС ПРОЕКТ – ЭТО ПЛАН, ЗАМЫСЕЛ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО АВТОР ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ: ПРОДУКТ, ОТНОШЕНИЯ, КНИГУ, ФИЛЬМ, МОДЕЛЬ, СЦЕНАРИЙ.
За основу взята методика разработки проекта по И.П. Тарасовой.
«Проект» – это пять «П»:
Последовательность работы над проектом:
- Беседа.
- Выбор проблемы.
- Выбор темы проекта по поставленной проблеме.
- Определение цели и задач проекта.
- Составление плана работы над проектом.
- Сбор информации.
- Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.
- Подведение итогов, составление портфолио (папка документов).
- Защита проекта
- Рефлексия.
Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:
- Расширять кругозор в интересующих их областях знаний
- Находить источник информации;
- Извлекать информацию, относящуюся к теме;
- Планировать работу над проектами;
- Сотрудничать друг с другом;
- Доводить начатое дело до конца
Сотрудничество с родителями
- раскрытие творческого потенциала
- умение работать в группе
- деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися
- умение презентовать свою работу
Что такое проект для ученика?
Что такое проект для учителя?
Проект – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.
Виды проектов, основанные на доминирующей деятельности
- Исследовательские
- Творческие
- Игровые
- Информационные
- Практико-ориентированные
Критерии успеха работы над проектом
- Достигнут конечный результат
- Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем
- Информация о проекте широко распространена
- Получено удовольствие от деятельности
Загадочные буквы.
Книга «Загадочные буквы»- результат использования метода проекта в 1б классе,
в период обучения грамоте.
Цель проекта: способствовать гармоничному развитию личности ребёнка; формировать положительную мотивацию; активизировать познавательные процессы на уроках обучения грамоте.
1 этап. Определению темы способствовало использование
на уроках приема сравнения «На что похожа
буква ? » Дети настолько увлеклись , что идею
создания книги предложили сами. (К чему я их и
подводила)
2 этап. Реализация проекта проходила на уроках,
на продлёнке и дома. Дети подбирали загадки,
стихи, готовили выступлеия о букве и звуке.
3 этап. Предстоит защита проектов детей в феврале , на
празднике «Спасибо , Букварь!»
Спасибо, БУКВАРЬ!
Дети представили свои проекты
УРА! Мы научились читать и много узнали обуквах и звуках.
Наш БУКВАРЬ мы передадим будущим первоклассникам.
Проект "Я и моя семья"
Подготовил а уч ащаяся 1 б класса
Голоднева Ольга
Семь я Голодне вых
Моя семья это:
- Мама – Елена Николаевна
- Я - Ольга
Семья Голодневых
- Г - гостеприимные
- О - ответственные
- Л - любознательные
- О - оригинальные
- Д - добрые
- Н – нужные (бабушке и дедушке)
- Е – единственные (такие)
- В – внимательные
- Ы
Мои любимые бабушка и дедушка
Я здоровье сберегу – сама себе я помогу!
Родина моего прадедушки
Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов
Исследовательская деятельность
Учебно-методический комплект А. И. Савенкова
- Рабочая тетрадь «Я – исследователь»
- Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников»
Актуализация проблемы
Изучение круга интересов ребёнка
Поиск направлений исследования
Определение сферы исследования
Выбор темы
ТЕМА
Гипотезы
Выявление и систематизация подходов к решению
Традиционные
Альтернативные
Определение последовательности проведения исследования
Сбор и обработка информации
Анализ и обобщение полученных материалов
Подготовка отчёта
Публичный доклад
Ответы на вопросы
ИТОГИ
Обсуждение итогов завершённой работы
Как выбрать тему исследования
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусство, музыкой)?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Какими могут быть темы исследования
Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;
Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.
Кто зажигает звёзды?
Почему надуваются
мыльные пузыри?
Кто построил пирамиды?
Цель и задачи исследования
- Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
- Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Гипотеза исследования
- Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
- Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого слова, что означает – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления.
- Обычно гипотезы начинаются словами:
- Предположим…
- Допустим…
- Возможно…
- Что, если…
Организация исследования (Как составить план работы?)
- Для этого надо определить , какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
- Метод ( от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.
- Подумать самостоятельно;
- Посмотреть книги о том, что исследуешь;
- Спросить у других людей;
- Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
- Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
- Понаблюдать;
- Провести эксперимент.
Подумать самостоятельно
- Что я знаю об этом?
- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
- Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
Посмотреть книги о том, что исследуешь
- Начать работу нужно с энциклопедий и справочников. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».
Спросить у других людей
- Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
Обратиться к компьютеру
- Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Это и Интернет и различная информация на компакт-дисках.
Понаблюдать
- Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Всё это можно использовать в исследованиях.
Провести эксперимент
- Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Тема исследовательской деятельности: « Как разбудить деревья зимой?»
Актуальность изучаемой проблемы.
В марте я принесла в класс ветки березы и ивы.
Я сказала детям, что если поставить веточки в воду, то они распустятся.
Детям стало интересно.
Цель исследования.
Выяснить, что представляют собой береза и ива.
Задачи исследования.
Расследовать, распустится ли береза и ива в воде.
Что на это влияет?
Так постепенно мы подошли к теме. Сажали веточки в воду, наблюдали , искали дополнительный материал о своих деревьях. Заинтересовались вопросом: «Что такое выгонка ?». Но для желаемых результатов у нас не хватило знаний и опыта.
Цель проекта:
исследовать влияние факторов внешней
среды на рост и развитие веточки березы и ивы в зимний период времени.
Задачи проекта:
- выяснить, можно ли « разбудить» деревья зимой;
- сколько пройдёт дней от начала выгонки до распускания листочков;
- проверить, какие веточки лучше срезать для выгонки;
- какими способами можно этого добиться;
- дать рекомендации для получения листьев от деревьев в зимний период времени.
Гипотеза
- Предположим, что деревья можно «разбудить» зимой, потому что даже в природе были случаи, когда при теплой погоде цвели растения зимой.
- Допустим, если растениям создать благоприятные условия, то они смогут «проснуться», возможно и зацветут.
Изучали научную литературу. Добывали материал из Интернета.
ИВА - ТАЛЬНИК
На территории нашей области, в деревнях, городах, у дорог, у рек, у водоемов, можно встретить большое, раскидистое дерево, достигающее в высоту более 30 метров. Это ива белая, или ветла, еще ее называют ракита, верба. Ветви у вербы зелено - желтые, кора и нижняя сторона листьев покрыта шелковистыми волосками, похожими на белесоватый налет. Если ива растет у воды, ее гибкие ветви свисают к воде, словно обессиленные, вероятно, поэтому ее называют плакучей ивой. Ива присутствует во многих легендах и сказаниях.
Консультировались у специалистов. Лузина Елена Сергеевна, учитель биологии, рассказала много интересного о выгонке, росте верхушечной почки.
Что же такое - выгонка растений?
Это агротехнический приём, с помощью которого растение выходит из состояния покоя, применяемый для получения цветов, овощей или плодов в несезонное для растений время и
осуществлять его необходимо поэтапно.
1. НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Мы задумались, какую срезать веточку?
* Выбрали куст с красивой пышной кроной, а веточки с
с округлыми хорошо развитыми почками. Но срезали так, чтобы не изуродовать крону.
* После внесения веток в помещение - обновили срезы.
2. Водяная ванна. * Для ускорения распускания погрузили веточки в воду комнатной температуры на 12-16 часов. * Можно обработать парами эфира и дымом.
3. Затем , поставили веточки в воду в прохладное темное место.
4. Когда почки набухли, растение подкормили, т.е. поместили веточки в раствор ( в воду добавила сахар из расчёта 30г. на 1 литр воды или можно развести удобрения для цветения и роста).
5. После того как раскрылись почки, переставили баночки на светлое место. Как приятно смотреть на листочки, когда за окном -30 градусов.
6 . Растениям нужен кислород . Меняли воду или добавляли свежей , потому что когда вода застоится, образуется плёнка, которая не пропускает воздух.
7. Обновляли срезы каждый раз, перед установкой веток в новую воду.
Таблица наблюдений за веточками .
№ п/п
Дата
1
Рост веточки
21. 03. 13
2
Температура
Срезали веточки *
3
21. 03. 13
4
22. 03. 13
Тёплые водяные ванны **
-35
Примечания
+25
Выбрали веточку с развитыми цветочными почками. Срезали так, чтобы не изуродовать крону
Поставили в сосуд с тёплой водой в классе и дома ***
28.03.13
Держали в воде 12-15 часов
+27
+23
Почки набухли ****
Почки опрыскивали водой
+27
+22
В воду добавили сахар
5
28.03.13
6
Раскрылись почки*****
31.03.13
+27
+19
Появились листочки ******
Переставили на светлое место.
+27
+19
В классе меняли воду.
В результате проделанной работы мы пришли к выводам:
- Дерево можно «разбудить» зимой, оно любит тепло, свет, влагу.
- Для выгонки лучше использовать веточки с крепкими развитыми почками.
- Выгонку начинать в зимний период за 15-20 дней до желаемого результата.
- Веточку лучше держать в питательной среде.
- Поэтапно выполнять все действия.
Таким образом, наша гипотеза оправдалась
- Веточки деревьев мы «разбудили» зимой и они показали нам свои листочки.
Заключение
Пока мы работали над темой
«Как можно разбудить растения зимой»,
мы заинтересовались
цветами и хотим подробнее
узнать о выгонке
нарциссов и тюльпанов и других растений.
Запланировали вырастить цветы
к дню 8 Марта.
Формирование личностных УУД:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
- Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
- Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
- Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
- Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
- Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД:
- Сбор, систематизация, хранение, использование информации.
Литература