СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Типология проектов.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности учащихся начальной школы.»

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы.

Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности, приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

Основная цель моей педагогической деятельности – проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении знаний. В связи с этим значительную роль в работе я уделяю проектной деятельности, которая позволяет:

  • выявить творческие способности ребёнка;

  • улучшить контакт с учащимися, родителями;

  • развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;

  • дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

В начальной школе основной целью образования является формирование общеучебных умений и навыков, воспитание умения учиться. Проектная деятельность помогает разнообразить образовательный процесс. В младшем школьном возрасте чаще всего практикуются совместные проекты всего класса, проекты, выполненные учащимися вместе с родителями, индивидуальные проекты. Важно с начальной школы формировать у детей навыки исследовательской деятельности.

Теоретические основы метода проекта в начальных классах.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная проектно- исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? Где это? Зачем это? Какое это? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривать как малозначительный, “проходной” для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог;

  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

3. Формирование социально адекватных способов поведения.

Учебный проект с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля и как руководитель проекта, должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

Какие именно универсальные учебные действия формируются в проектной деятельности?

Коммуникативные умения:

  • Навыки коллективного планирования

  • Умение взаимодействовать с любым партнером

  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

  • Навыки делового партнерского общения

  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Регулятивные умения:

  • Умение проектировать процесс (изделие).

  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

  • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)

Поисковые (исследовательские) умения:

  • Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

  • Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

  • Находить несколько вариантов решения проблемы;

  • Выдвигать гипотезы;

  • Устанавливать причинно-следственные связи

Презентационные умения и навыки:

  • Навыки монологической речи

  • Умение уверенно держать себя во время выступления

  • Артистические умения

  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

  • Умение отвечать на незапланированные вопросы

Рефлексивные умения:

  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

  • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

В словаре дается толкование, что такое исследовательская деятельность и что такое исследовательский проект.

Исследовательская деятельность – это творческая деятельность в целях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы.

Исследовательский проект – деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Исследовательской деятельностью я занимаюсь с учащимися с 1 класса. Программа «Планета знаний» предусматривает на любом учебном предмете заниматься исследованиями. Уже в 1 классе на уроках обучения грамоте мы исследуем буквы, слова, на уроках литературного чтения выпускаем газеты, составляем диафильмы, альбомы, инсценируем произведения.

Типология проектов.

По своей типологии проекты бывают разные:

  • По предметно-содержательной области.

  • По характеру доминирующей в проекте деятельности школьников.

  • По количеству участников:

  • По продолжительности.

  • По месту работы проектантов.



По предметно-содержательной области.

  • монопроекты - в рамках одного учебного предмета, при этом выбираются наиболее сложные темы или разделы; укладываются в классно-урочную систему;

  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;

  • надпредметные – выходят за рамки предметов.

  • Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:

  • внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;

  • внутришкольные – проекты, организуемые одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;

  • региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;

  • международные – в них реализуется диалог культур.

По характеру доминирующей в проекте деятельности школьников.

В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные, социально-значимые.

Исследовательские проекты совпадают со структурой научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, вывод.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории. Выход такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете.

Особое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат четко обозначенные результаты учащихся, ориентированные на социальные запросы участников.

По количеству участников:

  • индивидуальные (личностные);

  • парные;

  • групповые;

  • общеклассные

  • Массовый.

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочные (1 урок, максимум 3-6);

  • среднесрочные (от недели до месяца или 1-2 месяца);

  • долговременные (от месяца до нескольких месяцев и лет).

По месту работы проектантов:

  1. Урочный проект.

  2. Внеурочный проект.

  3. Урочно-внеурочный проект.



Продукты проектной деятельности.

- газета, журнал, альманах;

- статья, реферат;

- учебное пособие;

- справочник, учебное пособие;

-макет, модель, чертеж, коллекция;

-мультимедийные материалы;

-сценарий;

-изделие;

- web-сайт.



Формы проектов:

- научная конференция;

- научный доклад;

- демонстрация мультимедийных материалов;

- реклама, деловая игра;

- экскурсия;

- выставка;

- соревнования и т.д.





Основные требования к использованию метода проектов

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом планах проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.

  5. Использование исследовательских методов обучения.

При работе над проектом использую следующие этапы:

Погружение в проект.

На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта. Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.

Организационный этап.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы. Главная цель - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), распределяются роли: главный редактор, авторы статей, художники.

Информационно-операционный этап.

Это реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

Исходя из своего опыта работы по этой теме, мне хочется предложить несколько правил для учащихся, занимающихся проектной деятельностью.

Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности те дети, кто задавал умные, интересные вопросы. Особое внимание хочется обратить на то, что учитель не должен допустить присуждения мест за проект. В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта. При оценке процесса проектирования я предлагаю учащимся следующие вопросы:

  1. Правильно ли сформулировали задачу?

  2. Соответствовал ли ваш проект поставленным целям?

  3. Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

  4. Насколько хорошо вы использовали время?

  5. Каким же требованиям должна соответствовать деятельность учащихся для того, чтобы говорить о проекте было бы целесообразно?

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. То есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект это “пять П”;

Проблема–Проектирование (планирование)–Поиск информации–Продукт–Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики. Дневные планы и отчеты и т.д

Успешное осуществление проектной деятельности в начальных классах, по - моему мнению, возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.

Этапы работ над проектом:

  1. Подготовительный этап.

  2. Этап планирования.

  3. Этап исследования.

  4. Этап результатов и выводов.

  5. Защита проекта, презентация результатов.

  6. Рефлексия результатов проекта.

Как я провожу с учащимися проектную работу: выбирается проблема, интересная детям, результат решения проблемы дети не знают. Определяются совместно цели и задачи, планируется деятельность. Учащиеся собирают информацию из различных источников, определяют исследование (условия проведения эксперимента, объект, приборы, что будем делать? И т.д.). В ходе исследований все результаты фиксируются, делаются выводы, сравниваются с полученной информацией из разных источников, составляются таблицы, составляются доклады, сообщения. Потом дети выступают в классе перед одноклассниками, делают презентации вместе с родителями, на последнем этапе идет рефлексия результатов.

Для помощи в работе над проектом детям выдается такая памятка.


Требования к содержанию проекта.


Проект может состоять из двух или трех основных частей:

1) теоретическая часть (обзор литературы);

2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);

3) проектная часть.

Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).


Оформление проекта.


Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.


1. Первая страница.

а) название проекта;

б) имя и фамилия автора(ов);

в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;

г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;

д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;

е) год подготовки проекта.


2. Вторая страница – оглавление.


3. С третьей страницы – основное содержание проекта.

а) обоснование актуальности проблемы;

б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;

в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);

г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);

д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);

е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);

ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.


4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).


Содержание исследовательской работы


1. Ведение. Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме


2.Литературный обзор, теоретическая часть.

а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.

б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.

в) Ссылки:

- прямая речь;

- слова автора проекта;

- в скобках указывается номер источника из списка литературы


3.Практическая часть.

а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения

б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.


4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе


5. Благодарность выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь.


6.Список литературы.


Заключение.

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через сознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность.

К важным факторам проектной деятельности можно отнести:

  • рост познавательной, творческой активности учащихся;

  • раскрытие их творческого потенциала;

  • формирование самостоятельности и ответственности;

  • повышение мотивации к обучению;

  • активное вовлечение родителей;

  • расширение кругозора учащихся;

  • создание условий для отношений сотрудничества.

Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.





По данной проблеме можно найти ответы из следующей литературы.

Библиографический список


1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996


2. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.


3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.


4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.


5. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).


6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.


7. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996


8. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998


9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.


10. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.


11. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.


12. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]


13. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.


14. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.


15. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926


16. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.


17. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.


18. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001.


19. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.


20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.


21. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.


22. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)


23. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55


24. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45


25. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.


26. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.


27. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.


28. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2003. №3


29. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.


30. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.


31. Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.


32. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]


33. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.


34. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998


35. Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. //


36. Начальная школа. 2003. № 12.


37. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с.610.


38. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с



Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности


Полат Е.С. Метод проектов


Хуторской А.В.


http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы


http://schools.keldysh.ru/labmro


— Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!