Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Экологический проект «Зеленые ладошки».
«Охранять природу – значит охранять Родину»
Цель: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.
Задачи:
1. Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формировать экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
4. Воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.
5. Развивать способность формировать научные, эстетические, нравственные и правовые суждения по экологическим вопросам.
6. Развивать альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и чувств удовлетворения или негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
7. Развивать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
8. Развивать знания и умения по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Актуальность.
Программа курса внеурочной деятельности «Зеленые ладошки» определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретёт характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологической проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Программа обусловлена ее методологической и нравственной значимостью. Знания и умения, полученные в результате работы с информацией, лягут в основу последующей работы с информацией на уроках, в старших классах.
Работа кружка с учетом регионального компонента, так как в этом году проходит празднования образования Ростовской области. Поэтому ребята получают возможность узнать много интересного о природе родного края.
Воспитывая любовь к родному краю, гордость за его историю, развиваем гармоничную личность, чуткую к окружающей среде, людям, живым существам, мы воспитываем лучшие качества в наших детях.
При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В соответствии с экологической направленностью курса программы, особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, которая реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Данный проект имеет ряд особенностей:
1. Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой
2. Деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
3. В большинстве случаев внутренние проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
4. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
5. Результатами проектной деятельности являются презентация, изготовление поделок, рисунков с последующей выставкой работ, коллажи, флеш-мобы, инсценировка и т. д.
Данный проект рассчитан на детей младшего и среднего возраста. Имеет долгосрочный характер от 1 года до 3 лет. В рамках проекта проводились краткосрочные проекты и экологические акции: « Деревья нашего двора»,
« Чистим мир», «Необычная книга», «Сохраним ушастого ежа», «Семейное дерево», «Мы за чистые города России», « Поможем птицам».
Акция « Поможем птицам».
Ежегодно проводятся акции «Поможем птица». Совместно с работниками экологического отдела городской библиотеки, силами ребят и их родителей были выполнены кормушки для птиц, которые учащиеся установили на территории пришкольного участка.
Акция «Деревья нашего двора».
При изучении природы родного края, учащимся представилась возможность узнать много нового и интересного о деревьях пришкольного участка. Главными итогами акции стираем не только благоустроенный и красивый пришкольный участок, но и формирование любви к родному краю.
Акция « Чистим мир».
О необходимости делать наш мир чище и краше, ребята узнают во время проведения акций чистоты. Не следует также забывать, что беспорядок приводит к расстройству нервной систем, влияет на психологическое состояние а, значит, вредит здоровью.
Проект «Необычная книга».
В рамках проекта «Зеленые ладошки» учащиеся приняли участие в городком конкурсе. На конкурсе была представлена книга, выполненная ребятами и экологическая сказка, придуманная тоже ребятами. Работа была отмечена благодарственным письмом. А книга «Счастливое деревце» отправилась в коллекцию городской библиотеки.
Увлеченные проектом, ребята продолжили создание книг в рамках школы. Работа над проектом позволила не только повысить уровень экологической культуры, но и читательский интерес младших школьников. Были проведены инсценировки экологических сказок.
Акция «Семейное дерево».
В рамках акции на пришкольном участке были высажены различные плодовые деревья и кустарники. Какое именно дерево, будет посажено, учащиеся выбирали сами, конечно же, изучали информацию, а том или ином растении. Необходимо пропагандировать и углублять знания учащихся, агитировать на уборку и благоустройство. Озеленение – один из путей улучшения городской среды. Зеленые насаждения издавна считаются надежной и проверенной защитой, их справедливо называют «легкими городов». Мы заботимся о них, они помогают нам, вот такой круговорот «заботы» в природе.
Проект «Мы за чистые города России».
Ежегодно в Санкт-Петербурге проводится экологический конкурс, номинации конкурса различные. Учащийся нашей школы (Шатилов И.) выполнил работу и отправил ее на конкурс. Номинация: полезные вещи из мусора. Была выполнена настольная лампа из ненужных вещей. При выполнении работы учащийся узнал необходимости разделения и умной утилизации мусора. Как важны заводы по переработке мусора, о необходимости строительства таких заводов. Проблема загрязнения улиц, озер, лесов, является очень актуальной и злободневной в наши дни.
Акция «Сохраним ушастого ежа».
С интересом ребята работали над проектом при изучении Красной книги Дона. А том, что существует такой вид ежа «Ушастый», ребята узнали на мероприятии, проводимом совместно с работниками экологического отдела городской библиотеки. Актуальностью проекта является привлечение внимания к проблеме исчезновения различных животных и в частности ушастого ежа.
Одним из итогов работы проекта «Зеленые ладошки» стало проведение общешкольного мероприятия ко дню Земли. Сценарий был разработан руководителем проекта, а учащиеся с большим интересом приняли участие в театрализованном представлении.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей имеет огромное значение в воспитании детей. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в раннем детстве необходимо уделять особое внимание экологическому воспитанию. Мы предполагаем, если каждый человек с детства научится беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.