Слайд 1. Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
В современном образовании на сегодняшний день одним из приоритетов является организация проектно-исследовательской деятельности, потому что такая деятельность способствует формированию активной и самостоятельной позиции обучающихся в учении, готовности к саморазвитию, социализации и формированию практических умений.
Слайд 2. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил много лет назад: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». И сегодня мы вновь обращаемся к этой мысли, говоря уже о современном образовании.
Слайд 3. Проектно-исследовательская деятельность способствует истинному обучению, так как она:
личностно ориентирована;
характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Слайд 4. Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Слайд 5. В организации проектной работы учащихся принято выделять следующие этапы:
1. Предварительный этап:
- вовлечение учащихся в проектную работу;
- знакомство с целями, структурой нового вида работы;
2. Определение темы конкретного проекта;
- разделение учащихся на группы;
3. Выявление проблемы и цели проекта;
4. Обсуждение структуры проекта, составление плана работы, определение методов исследования;
5. Работа в группах, координируемая руководителем;
6. Презентация работы;
7. Оценка проекта.
Слайд 6. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Слайд 7. Принципы организации исследовательской деятельности
Учащиеся сталкиваются с новыми (необычными, парадоксальными) явлениями, идеями прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.
Учащиеся самостоятельно постигают учебные понятия, а не получают их в готовом виде.
При изучении учебного материала создаются ситуации, которые предоставляют учащимся возможность самостоятельно обнаруживать эти понятия и исследовать их на предлагаемых примерах.
Для изучения правила учащихся следует ознакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем
Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует сведения и наблюдения, которые он получил в ходе исследования.
Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектно-исследовательская деятельность может быть организована на всех этапах обучения.
Школьных проектов может быть большое разнообразие. Проекты могут быть теоретического и практического типа.
Применяя методы проектов и исследования на уроках русского языка и литературы, мы стремимся повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.
Формы представления исследовательских и проектных работ по русскому языку многообразны: устный доклад, собеседование, стендовый доклад, видеопрезентация. Вместе с созданием текста исследовательской работы подготовка устного доклада, текста презентации и её устного сопровождения значительно расширяет коммуникативную компетенцию школьников.
Ученикам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений. Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
Главная цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту «не заметить». Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта.