СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация прогулок и походов в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика организиции походов и прогулок в ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Организация прогулок и походов в ДОУ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛОК И  ПОХОДОВ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Человек - часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Лето - это расцвет жизни в природе и хорошая возможность продолжить знакомство дошкольников с природой в естественных условиях. А способствовать такому знакомству будут прогулки-походы.

Педагоги, которые остаются с детьми на лето продолжают работу по экологическому воспитанию и могут сами организовать такие прогулки-прогулки. В городских условиях сделать это непросто, однако при желании вполне возможно.

Для того, чтобы такое мероприятие было более интересным и увлекательным целесообразно привлечь к работе родителей, близких родственников детей.

Для некоторых это будет удачной возможностью побыть со своим ребенком, узнать его лучше, почувствовать себя в роли учителя и наставника. прогулки-походы - это способ пропаганды экологических знаний среди родителей, т. е. формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры людей, которые воспитывают маленьких детей в семье и являются для них самым большим авторитетом.

 

ЗАДАЧИ:

1. Углублять и расширять знания детей о природе, полученные в течение года, в естественных условиях.

2. Расширять представления об окружающем мире; совершенствовать слуховое, зрительное, обонятельное и осязательное восприятие.

3. Доставить детям радость удовольствие; поднять эмоциональный положительный тонус.

4. Совершенствовать движения в естественных природных условиях; обогащать двигательный опыт воспитанников.

 5. Способствовать социализации воспитанников путем активизации навыков общения со сверстниками и взрослыми в новых социальных условиях.

6. Взаимодействовать с родителями воспитанников путем вовлечения их в педагогику сотрудничества, формировать экологическое мировоззрение, практические навыки природопользования.

 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ МАРШРУТА:

- лес  любого состава - смешанный, березняк, дубрава, сосновый лес, ельник, лиственный лес;

- луг

- поле

- водоем - река, пруд, озеро, ручей, родник;

-заболоченные и возвышенные места

- овраги

 НАГРУЗКА

Дети средней группы к лету становятся старше, большинству исполняется 5, а может и чуть больше, а значит, малыши становятся выносливее, активнее, любопытнее. Тем не менее, нагрузка для этого возраста будет меньше чем для детей старшего дошкольного возраста.

Дети старшей и подготовительной групп к летнему периоду также взрослеют и их возможности также увеличиваются. И это уже другая нагрузка.

 Оптимальное время для прогулки - похода: с 9часов до 12.00-12.30 часов утра

Общее расстояние и продолжительность естественно могут варьироваться в зависимости от индивидуального здоровья и подготовленности детей.

 СРЕДНЯЯ ГРУППА

Июнь:  общее расстояние -1, 5 км, продолжительность – 2ч 00м

Июль: общее расстояние -1, 7-2, 0 км, продолжительность – 2ч 10м

Август:  общее расстояние -2, 3-2, 5 км, продолжительность – 2ч 20м

СТАРШАЯ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Июнь: общее расстояние -3, 00 км, продолжительность – 2ч 30м - 2ч35м

Июль: общее расстояние -3, 5 км, продолжительность – 2ч45 м -2ч50м

Август:  общее расстояние - 4, 0 км, продолжительность – 3ч. 00м-3ч05м

 ТЕМЫ ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Июнь: Экосистема - лес. Деревья и кустарники.

темы: «Сказочный мир леса»

Июль: Насекомые. Цветы. Травы. Экосистема-луг

темы: «Звуки и запахи природы»

Август: Птицы. Экосистема - пруд

темы: «Загадочный дом и его жители»

СТАРШАЯ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Июнь: Экосистема - лес. Деревья и кустарники.

темы: «Удивительные этажи леса»

Июль: Насекомые. Цветы. Травы. Экосистема-луг

темы: «Звуки и запахи природы»

Август: Птицы. Экосистема - болото.

темы: «Тайны и загадки природы»

 

ОСНАЩЕНИЕ ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ

1. одежда детей:

 - легкие плотные тренировочные

- футболка плотная светлых тонов

 - плотная ветровка, легкая плотная спортивная куртка на молнии

 - панамка с полями

 - удобная спортивная обувь на низком каблуке и на мягкой подошве (кеды, мягкие кроссовки, мокасины)

 - хлопчатобумажные носки

 2. одежда взрослых:

 - плотный тренировочный костюм

- футболка плотная светлых тонов

- головной убор (шляпа, панама, кепи)

- спортивная обувь

 з. дополнительное снаряжение:

 - рюкзачки для детей (желательно у каждого ребенка свой) - (вес с наполнением не более 1 кг)

 - легкий непромокаемый коврик для каждого ребенка

 - у детей:  карандаши, фломастеры, блокнот, коробочки для находок.

- у взрослых: средства для оказания первой мед. помощи - групповая аптечка (см. №6, напитки (вода, фляжки для воды, легкий завтрак (яблоки, печенье, бутерброды, салфетки бум., влажные салфетки, оборудование к спортивным играм (если необходимо: мячи, скакалки и пр ; оборудование для наблюдения: лупы, цветные линзы, небольшие грабли, лопатка, нож, компас; технические средства – магнитофон подбором кассет для прослушивания; разнообразные мешочки и коробочки для сбора находок.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

1. договор с родителями:

 в договоре с родителями, заключаемом на летний период обязательно должна быть оговорена возможность организации и проведения прогулок-походов с детьми. Договор  должен быть обязательно подписан законным представителем каждого ребенка,  посещающего учреждение в летний период (тем самым родитель дает согласие на проведение данного мероприятия с участием его ребенка).

2. наполнение групповой аптечки:

 пинцет- 1 шт.;

 масло - неб, флакончик.

 вата стерильная 100 Г. ;

 спирт нашатырный 25 г.

 лейкопластырь - 10 шт.

 бинт стерильный - 3 шт.

 кислота борная 1%-ная - 25 мл.

 пипетка2шт. сульфацил-натрия (альбуцид) - 2 шт.

 настойка йода - 1фл.

 бриллиантовая зелень 2%-ная - 1 фл.

 жгут резиновый - 1 шт.

 3. организация кратковременного отдыха по дороге к стоянке через   каждые 15-20 мин.

 4. осмотр детей и взрослых через каждые 1, 5-2 часа на выявление клеща  и др. возможных  повреждений (царапины, ссадины) :

 а) первый - на месте стоянки

б) второй - после возвращения (вместе со ст. м/с или врачом)

5. отслеживание самочувствия детей:

 -дыхание:  нормальное состояние - когда ребенок дышит носом. Как только начинается дыхание через рот - нагрузку необходимо снизить

 -поведение и настроение:  Капризы, раздражительность, вялость свидетельствуют о наступающем утомлении ребенка. В этом случае надо сменить темп. Возможно, сделать остановку 1-2 минуты, взять за руку.

-Признаки солнечного или теплового удара: вялость, покраснение лица, обильный пот, изменение координации движений, головная боль (меры: посадить в тень, слегка похлопать по лицу полотенцем или платком, смоченным в холодной воде, напоить, положить на лоб холодный компресс и чаще его менять)

 -Признаки отравления ядовитыми растениями и грибами: тошнота, рвота, понос, учащенный пульс, отдышка, судороги, потеря сознания, бледность кожных покровов (дать воды (чуть теплой, вызвать рвоту, вызвать скорую)

 -Ушибы, царапины, ссадины, порезы: обработать рану (удалить грязь кусочком стерильной марли или ваты). смазать зеленкой ранку (если ранка небольшая) или смазать кожу вокруг раны.

 -Укус пчелы или осы: проявления - припухлость, покраснение, зуд переходящий в сильный. меры: найти и удалить жало, протереть раствором йода. при более сложных укусах (в зев, глотку, глаз) ребенка следует доставить в медицинское учреждение.

 -При попадании инородного тела (песчинка, насекомое) в глаз: проявления - жжение, слезоточение, светобоязнь, покраснение, зуд. Меры: удалить инородное тело кусочком марли смоченным в l%-ном растворе борной кислоты, интенсивно промыть водой из пипетки (возможно закапать одну каплю сульфацил-натрия (альбуцид) .

-Укус клеща: меры: смочить тампон из марли или ваты в масле и закрыть им клеща.

 6. употребление пищи:

 -предварительно обработать руки влажной салфеткой.

 -употребление напитков из стаканчиков одноразового пользования.

 7. соблюдение правил движения:

-в черте города, на шоссе дети идут в парах, строго соблюдая правила дорожного движения; на лугу, лесной дороге и пр. идут свободно.

-менее подготовленные дети и те, кто легко отвлекается, идут впереди

 -труднопроходимые участки (густой кустарник, низко расположенные ветки деревьев) преодолевают в построении друг за другом на расстоянии 0, 5- 1 М., идущий впереди предупреждает об опасности (препятствия (сучки, пеньки и пр., возможный удар веткой)

-предусмотреть сигнал для сбора (свисток, колокольчик. )

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. С ДЕТЬМИ (проводится перед каждым новым походом) :

 беседа о необходимости прогулок - походов (валеологический аспект, познавательный аспект)

 беседа о маршруте

 беседа о правилах поведения (в лесной зоне, на дороге)

 самостоятельно собирают рюкзаки

 2. С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ:

- познакомить с предполагаемым маршрутом и содержанием мероприятия (стенд «Отправляемся в поход: ребенок - родитель - педагог»)

 - беседа о необходимости и возможности практического участия родителей в жизни ребенка, в его воспитании и развитии, вместе с педагогами (папки - передвижки, индивидуальные и подгрупповые беседы).

 - индивидуальная работа с заинтересованными родителями (обговорить содержание прогулки-похода, оснащения, роли, игровые и познавательные моменты)

3. ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ПРОВЕДЕНИЕ:

 - предварительно пройти весь маршрут; рассчитать время прогулки (каждой ее части, определить время и продолжительность предполагаемых остановок; проверить безопасность маршрута; его соответствие решаемым задачам (содержанию).

 - заполнение тетради с перечислением фамилии и имени каждого ребенка, задействованного в мероприятии.

 ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГУЛКИ-ПОХОДА

СРЕДНЯЯ ГРУППА

При общем времени: июнь 2ч. 00м (120 мин)

 Отрезок пути:

А) дорога до привала с небольшими остановками через каждые 15-20мин (длит. 5-7мин) =40 мин

Б) отдых и игры на стоянке (привале) =55 мин

В) обратная дорога=25 мин

 СРЕДНЯЯ ГРУППА

 При общем времени: июль 2ч. 10м (130 мин)

Отрезок пути:

 А) дорога до привала с небольшими остановками через каждые 15-20мин (длит. 5-7мин) =45 мин

 Б) отдых и игры на стоянке (привале) =60 мин

 В) обратная дорога=25 мин

 СРЕДНЯЯ ГРУППА

При общем времени: август 2ч. 20м (140 мин)

Отрезок пути:

 А) дорога до привала с небольшими остановками через каждые 15-20мин (длит. 5-7мин) =50 мин

Б) отдых и игры на стоянке (привале) =60 мин

 В) обратная дорога=30 мин

СТАРШАЯ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

 При общем времени: июнь 2ч. 30м (150 мин)

 Отрезок пути:

 А) дорога до привала с небольшими остановками через каждые 20мин (длит. 4-5мин) =60 мин

 Б) отдых и игры на стоянке (привале) =60 мин

 В) обратная дорога=30 мин

СТАРШАЯ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

При общем времени: июль 2ч. 45м (165 мин)

 Отрезок пути:

 А) дорога до привала с небольшими остановками через каждые 20мин (длит. 4-5мин) =70 мин

 Б) отдых и игры на стоянке (привале) =60 мин

 В) обратная дорога=35 мин

 СТАРШАЯ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

При общем времени: август 3ч. 00м (180 мин)

 Отрезок пути:

 А) дорога до привала с небольшими остановками через каждые 20мин (длит. 4-5мин) =75 мин

 Б) отдых и игры на стоянке (привале) =70 мин

 В) обратная дорога=35 мин

 ВКЛЮЧЕНИЕ В РАБОТУ РОДИТЕЛЕЙ:

- исполнение сказочных ролей

 - проведение подвижных игр, упражнений

- проведение наблюдений в природе, поисковой и исследовательской деятельности

- проведение бесед с детьми (рассказывание истории, сказок, проведение игр-загадок, чтение стихов)

- возможно участие в подготовке к мероприятию (на усмотрение организаторов)