ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(из опыта работы учителя начальных классов ГУО «Гимназия г. Сморгони» Квяткевич Людмилы Евгеньевны)
В настоящее время метод проектов приобрел довольно широкую популярность. Это обусловлено тем, что в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.
Младший школьный возраст – начальный этап проектной деятельности, закладывающий фундамент дальнейшего овладения ею.
Для учащихся 1-4 классов создание проектов – это коллективное творческое дело, которое осуществляется под руководством учителя. Задача педагога – создать благоприятные образовательные, психологические, социальные условия для максимальной реализации возможностей учащегося через урок, внеурочную и внешкольную деятельность, работу с семьей.
В начальной школе при ГУО «Гимназия г.Сморгони» накоплен значительный опыт по организации проектной деятельности учащихся. На протяжении четырёх лет педагоги системно занимаются данной проблемой. Их участие в работе республиканской инновационной площадки «Внедрение технологии формирования ключевых компетенций обучающихся и профессиональной компетентности педагогов средствами проектной деятельности» дает право утверждать, что совместная с учениками работа по реализации определенного проекта открывает широкие возможности для решения множества образовательных и психолого-педагогических проблем, включая проблему мотивации. Практика показывает, что использование проектной деятельности позволяет развивать творческие способности и активность учащихся, формировать мотивы к учению, адаптировать учащихся к современным социально-экономическим условиям, тем самым повышать качество образования.
Организацией проектной деятельности учащихся занимаюсь более 10 лет. С 2010 года являюсь участником республиканской школы передового педагогического опыта. Убеждена, что проект, который выполняют ученики, должен вызывать у них энтузиазм и восторг. Идеальный проект – это тот, который имеет интегративный характер, где необходимы знания из разных областей. Так, например, работа над проектом «Животный мир сморгонского края» требовала интеграции различных учебных дисциплин: литературного чтения, человек и мир, истории, трудовое обучения, изобразительного искусства, информатики. Междисциплинарный характер проекта содействовал углублению знаний учащихся, развитию критического мышления. Итогом работы стали карта- схемы «Доисторические животные сморгонского края», «Животный мир сморгонского края начала 21 столетия», буклет «Доисторические животные сморгонского края». Материалы и продукты исследований переданы в музей гимназии.
Успех в работе с учениками начальной школы во многом зависит от умения учителя наладить тесное сотрудничество с родителями , которые становятся полноправными членами проектной группы. Именно родители оказывают помощь в проведении мероприятий, экскурсий, поездок. Мотивация учащихся в таком возрасте основывается, прежде всего, на интересе к процессу, в котором ребенок получает не только новые знания, но и возможность проявить себя как творческую личность. Работа над проектом «Легенды замков Беларуси» вызвала большую заинтересованность со стороны учеников и их родителей. В процессе исследования учащиеся посетили известные исторические места: Кревский замок, деревню Гольшаны и Гольшанский замок, Лидский и Мирский замки, Несвижский дворцово-парковый комплекс. Учащиеся узнали об интересной истории этих мест, сделали макет Кревского замка, создали слайд-фильмы «Кревский замок», «Гольшанский замок».С гордостью защищали проект на X гимназической научно-практической конференции. Высокое качество презентации проекта- аргументированность, культура речи, творческая импровизация- свидетельствуют о практической направленности и значимости самостоятельной работы учащихся.
Реализация долгосрочных проектов, рассчитанных на один учебный год, является стержнем для организации продуманной воспитательной работы с классным коллективом. Каждый проект уникален, но в основе каждого лежит определенный алгоритм его организации.
Поисковый этап (моделирование идеальной ситуации; анализ имеющейся информации; определение проблемы; сбор и изучение информации).
Аналитический этап (постановка цели проекта; определение задач проекта; определение способа разрешения проблемы; анализ рисков; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ).
Практический этап (выполнение плана работы).
Презентационный этап (предварительная оценка продукта; планирование презентации; подготовка презентационных материалов; презентация продукта).
Контрольный этап (анализ результатов выполнения проекта; оценка продукта; оценка продвижения).
На первом и втором этапе особенно важна роль учителя, который подбирает примерные темы проектов, литературу, организует обсуждение выдвинутых учащимися идей, направленных на реализацию проекта, консультирование детей. Совместно определяются цели проекта и конечный продукт деятельности. Практика работы с учениками начальной школы показывает, что поэтапная реализация проекта обогащает учащихся, учит их наблюдать за явлениями, замечать изменения, объяснять их причину, делать выводы об информации, полученной в результате взаимодействия с реальным миром.
Организация проектной деятельности гимназии заинтересовала педагогов района. По их запросам мною проведен мастер-класс «Формирование коммуникативной компетенции учащихся средствами проектной деятельности». В 2010/2011 учебном году на базе районного методического кабинета создана педагогическая студия «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций у младших школьников», члены которой, учителя восьми учреждений образования, работали над реализацией совместного проекта « Формирование нравственных качеств и социальной активности младшего школьника». Итогом работы студии стала защита образовательного продукта совместной деятельности на районном фестивале проектных работ. Сегодня студия насчитывает 30 учителей как городских, так и сельских школ, что говорит о востребованности метода проектов как эффективного педагогического средства, которое способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию ключевых компетенций.