СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены теоретические основы организации проектной внеурочной  деятельности в начальной школе в условиях ФГОС, реализация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости (на примере МОУ СОШ №38), даны практические рекомендации.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности»

58


МПрямоугольник 1униципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №38










ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС




Малькова Елена Викторовна

Учитель начальных классов














г. Комсомольск-на-Амуре,

2015 год


Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..4

Глава 1 . Теоретические основы организации проектной внеурочной

деятельности в начальной школе в условиях ФГОС………………..…….7

    1. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО …………………………………………………………………………….…..7

    2. Специфика проектной деятельности ………………………….…..13

    3. Организация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости………………………………………………….19

Глава 2. Реализация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости (на примере МОУ СОШ №38) ……………...25

2.1. Технология организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности 1 класса МОУ СОШ №38……………………….…25

2.2. Практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности………………………….….32

Заключение……………………………………………………………….…38

Библиографический список ……………….…………………………..…..40

Приложение………………………………………………………………....43



Введение

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Возникает необходимость постановки новых стратегических задач в организации воспитательной работы в условиях общего образования.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования.

Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика Кондакова A.M. [10].

Одним из значимых методов в организации внеурочной деятельности является метод проектов. Метод проектов – не новое явление в педагогике. Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. В своих работах он не употребляет термин «проект», а пишет о педагогическом методе решения проблем. С начала 20 века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе [9].

На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отечественной школы. В России происходит тотальное увлечение одним методом – методом проектов, это привело к падению качества обучения. В 1931г. – метод осужден и запрещен для использования в системе образования. В качестве причин этого явления выделяют:

  1. Отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами.

  2. Слабая разработанность методики проектной деятельности;

  3. Гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;

Вопросами проектной деятельности в рамках начальной школы занимались исследователи Гузеев В.В., Новожилова Н.В., Рафаева А.В., Скоробогатова Г.Г. В частности в своей статье Гузеев В.В, описывает метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения [5]. Много писали о методе проектов Пахомова Н.Ю, А.С. Сиденко. [16]

На современном этапе, отмечает Григорьев Д.В., проектная деятельность может быть реализована в любом из видов внеурочной деятельности [3].

Проблема: исследование организации проектной внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Объект исследования: проектная деятельность.

Предмет исследования: организации проектной внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Цель исследования: изучить проблему организации проектной внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС и разработать практические рекомендации по организации проектной деятельности.

Гипотеза исследования: эффективность реализации проектной деятельности в рамках внеурочной занятости обеспечивается при условии организации психолого-педагогического сопровождения.

Задачи исследования:

  1. изучить требования к внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО;

  2. проанализировать специфику проектной деятельности;

  3. рассмотреть организацию проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости;

  4. проанализировать технологию организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности 1 класса МОУ СОШ №38;

  5. разработать практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности;

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анализ и синтез материала, оформление выводов.

Эмпирические: обобщение опыта, анализ документов ОУ и продуктов деятельности учащихся.

Практическая значимость:

Разработана технология проектной внеурочной деятельности, которая может быть реализована учителями начальных классов школ города.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 38 г. Комсомольска-на-Амуре, 1 класс.

Структура аттестационной работы включает: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.


Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС

    1. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Она направленна на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [3].

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающих в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов [2].

Основные задачи внеурочной деятельности:

  1. обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  2. оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  3. улучшить условия для развития ребенка;

  4. учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

  1. учёт возрастных особенностей;

  2. сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

  3. связь теории с практикой;

  4. доступность и наглядность;

  5. включение в активную жизненную позицию.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Таким образом, мы можем говорить, что внеучебная деятельность может проходить в разнообразных формах, но только не в форме урока, что лучше подчеркивается термином «внеурочная деятельность». Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся при работе школ полного дня [29].

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения [3].

Существуют разные модели внеурочной деятельности. Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня»; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель [3].

Виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;

  2. познавательная деятельность;

  3. проблемно-ценностное общение;

  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  5. художественное творчество;

  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  7. трудовая (производственная) деятельность;

  8. спортивно-оздоровительная деятельность;

  9. туристско-краеведческая деятельность [3].

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Аудиторных занятий не должно быть более 50% [17].

Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:

  • включение учащихся в активную деятельность;

  • доступность и наглядность;

  • связь теории с практикой;

  • учёт возрастных особенностей;

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному) [11].

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  1. Спортивно-оздоровительное.

  2. Общекультурное направление.

  3. Социальное направление.

  4. Общеинтеллектуальное направление.

  5. Духовно-нравственное направление.

Спортивно-оздоровительное направление реализуем в программах «Ритмика», «Плавание», «Динамическая пауза» [4].

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие

Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.

Общекультурное направление представлено программами «Словесные забавы», «Разговор о правильном питании». Целью которых является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок [4].

Общеинтеллектуальное направление. Ведущей идеей программ является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации работы кружков разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения.

Социальное направление представлено программой «Психологическая азбука», «ПДД». Начались занятия с подготовительного этапа – адаптация первоклассников, продолжение работы ведётся по становлению личности. Работа проводится в форме игр, тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов.

Духовно-нравственное направление – внедрение данной программы будет реализоваться со 2 класса. Представлено программой «Азбука нравственности».

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням [3].

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Получение школьником опыта переживаемого и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.)

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Эффективности внеурочной деятельности определяют диагностикой. Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Объекты диагностики: личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога. Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование [12].

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов [3].

Таким образом, организация внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач:

  1. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.

  2. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.

  3. Учесть индивидуальные особенности обучающихся.

  4. Формирование навыков коммуникативного общения.

  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) – для формирования здорового образа жизни.

  6. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.

  7. Обучение правилам и формам совместной работы.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.

Таким образом, для организации внеурочной деятельности в начальной школе разработана нормативно-правовая база, где требования стандарта чётко определены.


    1. Специфика проектной деятельности

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного, в терминологии Джона Дьюи, или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления [25].

По мнению выдающегося американского философа и педагога Джона Дьюи опыт превыше систематизированных знаний. Опыт тесно связан с выполнением действий, а не с изучением объектов. Мышление становиться инструментом для решения умственных проблем. Его появление способствует умственной активности, обращенной на поиск результативного решения проблем, препятствующих нормальному функционированию организма [8].

Дьюи полагал, что обучение должно происходить с помощью опытного познания. Только при изучении окружающего мира у ребёнка проявится желание к дальнейшему познанию. Через познание действительности у ребёнка формируется такое свойство характера, при котором появляется возможность контролировать происходящее вокруг, адаптировать действительность к своим интересам. Дьюи указывал, что все предшествующие общеобразовательные системы были рассчитаны на передачу учащимся огромного количества общей информации без применения их на практике. Образно говоря, учащихся обучают опытом прошлого, но не готовят к проблемам в будущем. На смену традиционной системе образования Дьюи представил концепцию, цель которой – обучение решению проблем. По его убеждению, человек, владеющий умением принимать решения, будет лучше подготовлен к жизни с её многочисленными трудностями [8].

Ценным является то, что приносит практический результат. Согласно теории Дьюи воспитание и обучение осуществляются не посредством усвоения теории, а в процессе выполнения практических задач, в которых учащиеся не только изучают мир, но и учатся работать в коллективе. Тогда школа воспитает детей, отлично адаптированных к жизненным условиям. В школах, созданных на основе инструментальной педагогики, не существовало определённой программы с системой изучаемых предметов, а подбирались только те знания, какие могли бы найти практическое применение в жизни [25].

На долю учителя приходится трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения.

При организации проектной деятельности преследуются следующие цели:.

  1. Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.

  2. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.

  3. Развитие исследовательских умений.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [24].

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации [24].

Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».

Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план. Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности [12].

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности [10].

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами [27].

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:

  1. проект должен быть посильным для выполнения;

  2. создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);

  3. вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

  4. обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);

  5. обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [3].

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает Сергеев И.С., это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

  3. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

  4. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся [9].

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Проект можно представить как «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. [14].

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Анализ литературы показал, что организация проектной деятельности основывается на принципах:

  1. проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов;

  2. проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых;

  3. работа по проекту является исследовательской;

  4. проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий;

  5. проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения;

  6. проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи;

  7. проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы [3].

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.

Организация проектной деятельности отличается тем, что осуществляется психолого-педагогическое сопровождение. Учитель помогает ученикам в поиске нужных источников, сам является источником информации, координирует весь процесс, поощряет учеников, поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом [14].

В ходе проектирования, по мнению Чечель И.Д., самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики, по его мнению, «идут не туда» [28].

Анализ литературы и сайтов учителей-практиков показал, что учащиеся могут встретиться со следующими трудностями:

а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;

б) поиск пути их решения;

в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

г) аргументация выбора;

д) сравнение полученного результата с требуемым;

е) корректировка (при необходимости) результата;

ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции [24].

Важно всегда помнить, что в основу метода проектов положена идея направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Таким образом, спецификой проектной деятельности является готовый продукт для использования в практике. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.


    1. Организация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов, таких как Давыдов В.В., Дусавицкий А.К., Левитес Д.Г., Репкин В.В., Цукерман Г.А., Эльконин Д.Б. и др., для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость» [30].

Это проявляется в сформированности у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний [14].

Помимо этого показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность [14].

В качестве ещё одного показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности служит опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное оценивание;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения [27].

В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  • этап планирования – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности) [16].

Анализ литературы показывает, что роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом.

В своей практической работе Маллуева К.Ю. отмечает роль родителей в сопровождении учащихся в проектной деятельности. Учитывая особенности возраста учащихся, учитель берёт на себя задачу заинтересовать родителей в процессе и результате деятельности их ребёнка [13].

На последнем этапе роль учителя и родителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали. Прийти к умозаключениям, сделать анализ деятельности и продукта, может взрослый с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Помощь со стороны родителей, по словам Маллуевой К.Ю., является необходимым условием для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста. Третьим субъектом проектной деятельности в начальной школе, автор считает родителей [13].

Учителя-практики отмечают, что привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов [17].

Чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо тем, прежде всего, замечает Пахомова Н.Ю., начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта [19].

Важно отметить, что тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес.

Следуя этапам проектной деятельности, на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать «наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Таким образом, организация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости осуществляется при условии психолого-педагогического сопровождения. На каждом этапе, как учитель, так и учащиеся выполняют определённую роль, решают поставленные цели и задачи. В организации проектной деятельности учащихся начальной школы учитель, на своё усмотрение, привлекает родителей учащихся.

Подробно на технологии организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности мы остановимся в следующей главе.


Глава 2. Реализация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости (на примере МОУ СОШ №38)

2.1. Технология организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности 1 класса МОУ СОШ №38

В данном параграфе мы будем анализировать и представлять свой опыт работы по организации проектной деятельности в 1 классе МОУ СОШ №38 г. Комсомольска-на-Амуре. В результате работы с 11 ноября по 20 декабря было выполнено и представлено на защиту 19 проектов учащихся.

Идея организовать индивидуальную проектную деятельность в ноябре 2013 года, фактически в начале учебного года, была вызвана особой готовностью, некой «зрелостью» учеников класса, заключающаяся в следующем:

во-первых, учащиеся показывали наличие ряда коммуникативных умений: умение спрашивать, умение выражать свою точку зрения, но при этом им было трудно договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное решение;

во-вторых, наблюдалась определенная «интеллектуальная зрелость», наличие у большинства младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность;

в-третьих, оценочная деятельность. Ребята пытались адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, они были открыты для получения новых знаний обоснованно и доброжелательно оценивать результат, выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

В организации проектной деятельности, с вовлечением в неё всего класса, учитель преследовал решение следующих задач:

  1. повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализация и рефлексия;

  2. развитие осознания значимости своей работы, социальной значимости полученного продукта;

  3. развитие умения сотрудничать для получения результата, как со сверстниками, так и со взрослыми;

  4. развитие исследовательских умений.

Работа над проектами продолжалась с 11 ноября по 20 декабря 2013 года.

Она была разделена на следующие этапы:

  • мотивационный этап 11 ноября – 15 ноября.

На классном часу 12 ноября был заявлен общий замысел, предложена идея: сделать наш класс к Новому году сказочно красивым, украсив его работами, которые выполнят сами ученики. А потом пригласить учеников других классов, чтобы поделиться с ними нашими идеями. Пусть школа станет краше.

Это создало положительный мотивационный настрой. Ученики с удовольствием приняли и обсуждали эту идею, сделали собственные предложения, как это можно сделать.

Участие в проектной деятельности – сложный труд, как для ученика начальной школы, так и для родителя. Хотя проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя знать суть этой проектной деятельности, её этапы, требования к процессу и результату выполнения. Для учащегося начальной школы очень важно видеть заинтересованность и вовлеченность родителей, их готовность к содействию своему ребёнку, если он обратится к ним за помощью.

Поэтому, идея проектной деятельности была предложена родителям 14 ноября на родительском собрании. В ходе собрания родители получили знания: что такое проектная деятельность, как она организовывается, какова роль учителя, учеников и родителей. Были предложены темы проектов и обговорены сроки их реализации. Каждый родитель получил буклет (Приложение 1).

Мотивационный этап показал готовность детей принимать идеи, желание творить, созидать, учиться новому. На этом этапе важна роль учителя в умении поддержать и развивать интерес детей к проектной деятельности, мотивируя их на выполнение задуманного.

  • этап планирования 18 ноября – 22 ноября.

На этапе подготовки были определены темы проектов. Они были сформулированы естественным для детей языком (Приложение 2).

Совместно с детьми были поставлены цели, сформулированы задачи, для каждого проекта. Для этого было проведено три практических занятия, чтобы научить детей ставить цель проекта и определять задачи. Помимо этого было назначено время индивидуальных консультаций учащихся и их родителей. Для примера был предложен проект «Ёлочная игрушка» (Приложение 3).

На этапе планирования для учащихся было сложно определиться, что делать в проекте. Это связано было: для одних с желанием сделать многое, и то, и то. Для других со страхом, а вдруг не получиться. В решении данных проблем был сделан упор на изучение того, что уже умеет ученик делать, что ему интересно и направить его на выполнение посильного проекта. Здесь большую роль играла связь и сотрудничество с родителями детей.

Практические занятия по формулировке задач проекта помогли на этапе планирования отработать навык определять задачи, проще то, чем ученик будет заниматься. В ходе таких занятий формировался навык независимых суждений.

На примере проекта «Ёлочная игрушка» дети отрабатывали навык постановки задач, разработки этапов проекта. Это послужит в дальнейшем базой для организации и проведения следующих проектов.

Были определены сроки выполнения и защиты проектов.

  • информационно-операционный этап 25 ноября-15 декабря.

На этом этапе ученики с помощью учителя и родителей собирали материалы для проекта, работали с литературой и другими источниками. Были использованы ресурсы школьной библиотеки. Изучена литература по работе с различными материалами: с солёным тестом, бумагой, картоном. Дети были ознакомлены с примерами выполнения новогодних украшений, используя разные технологии: бумагопластика, оригами, картинка из пластилина, новогодние игрушки из ниток.

Был проведен классный час «Из истории новогодней игрушки». Дети посетили школьный музей, ознакомились с экспозицией «Новогодние игрушки прошлого века».

На этом этапе были активно привлечены интернет ресурсы. Родители активно включились в работу, изучая с детьми проекты-аналоги, помогая выбрать и определиться с технологией выполнения проекта.

Надо отметить значимую роль родителей на данном этапе. Они помогли не только выбрать какой и как выполнять проект ребёнку, они активно сопровождали своих детей на протяжении всего проекта, помогая задуманное превратить в реальность.

Информационно-операционный этап был ёмким и непростым для каждого. Была проделана большая работа в школьной библиотеке. Дети учились находить нужную информацию, различные идеи в литературе.

Надо отметить заинтересованность и готовность родителей помогать детям и сопровождать их в этом этапе деятельности.

Вера Николаевна Г. делилась тем, как они с дочерью на протяжении нескольких дней изучали различные проекты в сети Интернет. Бабушка Виталия Л. вместе с внуком искала идею, изучая литературу в книжных магазинах. Папа Данила Е. поддержал идею сына сделать особенный новогодний проект. Не просто социально значимый, но и значимый экологически. Был разработан проект «Птичья столовая». Эта идея понравилась и была принята для проекта Александрой Г.

Родители, зная интересы и способности своих детей, помогали и направляли их. Было интересно работать над проектами, видя заинтересованность и поддержку родителей. Проявилась индивидуальность каждого ребёнка. Например, оригинальный проект был представлен учащимся Николаем С. «Новогодний восьмигранник». Модель трансформер превращалась в корону, шар, звезду.

Все проекты были оригинальны и неповторимы, даже если они были выполнены в одной технике. Три работы: Димы Л., Володи А. и Кристины П. были выполнены в технологии верёвочного декора. Но у Димы это был ёлочный шар, у Володи – снеговик, а у Кристины – замечательный белый медведь (Приложение 6).

17 проектов в день перед защитой были представлены ребятами. Мы столкнулись с тем, что две девочки так и не принесли свои проекты. Они не смогли выполнить работу. Тогда учителем была предложена идея, выполнить проекты в классе. Совместно с педагогом учащимися был проведён анализ уже представленных работ и выбрана техника, в которой будет под силу справиться за короткое время с проектной работой. Ребята предложили себя в группу поддержки, понимая, что не так- то просто одному за короткий срок сделать работу. И работа закипела. В выборе эскиза была предложена помощь учителя. Работу же дети выполняли сами: Арине помогали Юля Х. и Соня Щ., а Полине - Иван П. и Костя А. Было приятно наблюдать, с какой готовностью дети взялись за работу. Не было чувства первенства. Было желание помочь, поддержать. Через два часа работы были готовы. Весь класс был готов к защите!

Информационно-операционный этап был закончен к 15 декабря. Было выполнено 19 проектов.

На последней неделе данного этапа с детьми было проведено два практических занятия по защите проектов. Были выданы рекомендации как защитить проект, что говорить в ходе защиты (Приложение 4).

  • рефлексивно-оценочный этап 16 декабря по 20 декабря.

Индивидуальная защита проектов проходила в течение недели подгруппам по 5 человек. Выполнение проекта и его защиту оценивало жюри в составе трёх человек по следующим критериям:

    1. актуальность

    2. оформление

    3. оригинальный подход, творческое решение

    4. умение подать свой проект, речь.

Каждый критерий оценивался по пятибалльной системе. Итоговый балл проекта определялся как суммарный балл по всем критериям.

Ученики представляли проекты, показывая результат своей деятельности, сопровождая рассказ презентацией или показом фото. После представления проекта отводилось время для вопросов одноклассников и членов жюри. Учащиеся выражали свою оценку проекту, говорили своё мнение по проекту, уточняли детали проекта. Далее свою оценку проекту давало жюри (Приложение 6).

Рефлексивно-оценочный этап показал, насколько дети владеют навыком общения. Для них это был первый опыт в образовательном учреждении выносить свою работу на обсуждение. Многие представили свою защиту в ясной и эффектной форме, учитывая ещё и то, что представителями жюри были представители администрации школы и мало знакомы им педагоги. Но это не помешало участникам проекта вести защиту. Стоит отметить, что большинство выступающих учащихся вели защиту уверенно, не испытывая стеснения. Ребятам помогла подготовка к этому этапу.

Ребята старались убедительно, логически строить свои аргументы, отвечая на вопросы аудитории.

Защита дала возможность отработать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.

После представления группы проектов для подведения итогов дня защиты слово предоставлялось жюри. Результаты работы жюри были сведены в таблицу и представлены учащимся и их родителям. (Приложение 5)

Помимо жюри на защите присутствовали представители третьего класса. Они имели возможность записать идеи и поделиться со своими одноклассниками.

Все результаты были отмечены в классном уголке в рейтинге учеников 1 класса. Часть проектных работ была выставлена на школьный конкурс «Новогодняя сказка в нашем классе».

Таким образом, анализ работы показал эффективность реализации проектной деятельности при условии организации психолого-педагогического сопровождения. Стоит отметить положительные моменты и трудности по результатам данной технологии. Как положительный результат можно отметить то, что были созданы условия для приобретения следующих навыков:

1. навыки самоорганизации:

- создавать что-либо своё;

- делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное;

- развивать способность справляться с новыми проблемами.

2. сбора и анализа новой информации:

3. навыки сотрудничества:

-участвовать в процессе принятия решений;

- развивать чувство такта и дипломатичность при оценке чужой работы;

- руководить и направлять деятельность в процессе проекта.

4. навыки самоанализа:

- видеть свои сильные и слабые стороны;

- давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче.

5. навыки общения:

- выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме;

- совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации;

- развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться по результатам организации проектной деятельности, были следующие:

- в силу своих возрастных особенностей учащиеся нуждались в плотном психолого-педагогическом сопровождении на каждом этапе проектной деятельности. Это требовало дополнительных затрат сил и времени со стороны учителя во внеурочное время;

- так как первый класс впервые приступил к проектной работе, необходимо было научит ребят работать с литературой, выделять главное и делать обобщения, поэтому этап сбора и анализа информации потребовал дополнительных затрат времени;

- остро ощущался некий конфликт «желаний» и «возможностей». Участники проектов, выдвигая идеи проектов, столкнулись с тем, что у них нет опыта работы, нет умений и навыков сделать задуманное. Чтобы избежать такого конфликта, приходилось убеждать учащихся, предлагая им другие темы проектов. Только при условии плотного сопровождения родителей смогли быть выполнены сложные проекты.

Проанализировав проделанную работу, были разработаны практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности.


2.2. Практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности

В данном параграфе представлены рекомендации, которые помогут другим учителям начальных классов организовать проектную деятельность в рамках внеурочной деятельности.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Важно понимать, что для достижения результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:

  1. проект должен быть посильным для выполнения;

  2. создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)

  3. вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

  4. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение проектом со стороны педагога – обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу;

  5. обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

В работе с учащимися и родителями, проект им можно представить как «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Всем участникам проектной деятельности важно понимать: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Для успешной организации проектной деятельности выделим ведущие признаки проектной технологии:

  1. направленность проектной деятельности учащихся на результат. На выходе должен получиться продукт, который имеет практическое значение.

  2. технология проектной деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата (проекта).

  3. Наличие условий для тесного взаимодействия субъектов проектной деятельности – ученика, учителя и родителей (Таблица 1).

Таблица 1

Алгоритм деятельности участников в работе над проектом

Название этапа

Деятельность учителя по психолого-педагогическому сопровождению

Деятельность ученика

Возможная деятельность родителя

1

2

3

4

мотивационный этап

заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;

проводит родительское собрание, разъясняет специфику проектной деятельности;

обсуждают, предлагают собственные идеи;

помогает ребенку выдвинуть как можно больше идей, помогает их оформить и сделать выбор;

этап планирования

помогает определить тему и цели проекта, сформулировать задачи, выработать план действий, помогает установить критерии оценки результата и процесса,

согласовывает способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности;

определяют тему и цели проекта, формулируют задачи, вырабатывают план действий, устанавливают критерии оценки результата и процесса;

помогает выбрать лучшую идею и обосновать выбор, сформулировать тему, цель и задачи проекта; спланировать время работы над проектом с учётом занятости ребёнка;


информационно-операционный этап

наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником, показывает необходимые операционные действия;



учащиеся собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;

помогает в сборе информации для работы из разных источников, создаёт условия для выполнения проекта; поддерживает, вдохновляет;

рефлексивно-оценочный этап

учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности;





учащиеся представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку;

может присутствовать на защите, поддерживать ребенка, обсуждать с ним совместную работу;


помогает ребёнку оценить, что можно было сделать по-другому, чтобы достичь лучшего результата;

При организации проектной внеурочной деятельности важно понимать, что необходимым условием для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.

Поэтому в представленных рекомендациях по организации проектной внеурочной деятельности отдельно выделены и подробно описаны рекомендации родителям по сопровождению учащегося в проекте (Таблица 2).

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки, буклеты.


Таблица 2

Рекомендации родителям по сопровождению учащегося в проектной деятельности

этапы

подэтапы проектной деятельности

возможные воздействия родителей

1

2

3

мотивационный этап

Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается лучшая идея

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор

Продолжение таблицы 2

1

2

3

этап планирования

Выбирается и формулируется тема проектной работы

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор

Формулируется цель и задачи проекта

Может потребоваться помощь в правильной формулировке

Разрабатываются планы и структура выполнения проекта

Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка

Определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом ее актуальности

Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта

Прикиньте возможные выходы с ребенком. Проект может предполагать определённые затраты. Помогите их спланировать, определить бюджет проекта.

Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения

Разбейте объем работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой

Составляются программа и календарный план выполнения работ

Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана

информационно-операционный этап

Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы

Может потребоваться разъяснение обязанностей

Изучаются источники и литература по теме проекта

Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта

Собирается и обрабатывается информация по проблеме

Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, ин­тервью, а также книги и периодические издания, Интернет


Продолжение таблицы 2

1

2

3

информационно-операционный этап

Выполнение проекта, изготовление некоего продукта

Помогите создать условия для создания продукта. Поддержать на этапе выполнения.

Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной работы

Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль

Оформляются результаты работы, и готовится отчет

Подскажите основные правила оформления документов

Проект готовится к презентации

Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением

рефлексивно-оценочный этап

Проводится публичная презентация проектной работы

Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им

Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому

Оценивается работа проектной группы в целом и каждого участника в частности

Воспользуйтесь приложениями с предложенными критериями оценки




Таким образом, предложенные рекомендации помогут другим учителям начальных классов разобраться в сути проектной деятельности, эффективно её организовать в рамках внеурочной деятельности, построить процесс взаимодействия субъектов проектной деятельности – ученика, учителя и родителей, организовать психолого-педагогическое сопровождение.



Заключение

Данная работа была посвящена организации проектной внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Были решены следующие задачи:

  1. изучены требования к внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО;

  2. проанализирована специфика проектной деятельности;

  3. рассмотрена организация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости;

  4. проанализирована технология организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности 1 класса МОУ СОШ №38;

  5. разработаны практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности.

В результате исследовательской работы были сделаны выводы:

  • для организации внеурочной деятельности в начальной школе разработана нормативно-правовая база, где требования стандарта чётко определены;

  • спецификой проектной деятельности является готовый продукт для использования в практике. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, как наиболее приемлемое средство решения проблемы;

  • организация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости осуществляется при условии психолого-педагогического сопровождения. На каждом этапе: мотивационном, этап планирования, информационно-операционном, рефлексивно-оценочном, как учитель, так и учащиеся выполняют определённую роль, решают поставленные цели и задачи. В организации проектной деятельности учащихся начальной школы учитель, на своё усмотрение, привлекает родителей учащихся.

Подробно технология организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности была показана на опыте работы 1 А класса МОУ СОШ №38, проанализированы положительные результаты, отмечены трудности, с которыми пришлось столкнуться.

По результатам проделанной работы были разработаны практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности, описан алгоритм взаимодействия всех участников в работе над проектом. Помимо этого представлены рекомендации родителям по сопровождению учащегося в проектной деятельности. Разработаны информационные буклеты для учащихся и родителей. Предложенные рекомендации помогут другим учителям начальных классов разобраться в сути проектной деятельности, эффективно её организовать в рамках внеурочной деятельности, построить процесс взаимодействия субъектов проектной деятельности – ученика, учителя и родителей, организовать психолого-педагогическое сопровождение.

Таким образом, нами доказана выдвинутая гипотеза исследования, что эффективность реализации проектной деятельности в рамках внеурочной занятости обеспечивается при условии организации психолого-педагогического сопровождения.




Библиографический список:

  1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С.18 - 22.

  2. Боровик, В.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт : сохранится ли право ребенка на выбор? / В.Г. Боровик // Справ. рук. ОУ. - 2008. - № 4. - С. 57-61.

  3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09- 020549-8.

  4. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 c.

  5. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения /В.В. Гузеев// Директор школы. - 1995. - №6. - С. 39 - 47.

  6. Гузеев, В.В. Инновационные идеи в современном образовании /В.В. Гузеев // Школьные технологии. - 1997. - С. 3-10.

  7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 29 с. - (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978-5-09-022138-2

  8. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской; под ред. (и с предисл.) Н.Д. Виноградова. - М.: Мир, 1995.- С.202.

  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. // под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-152 с.

  10. Кондаков, А.М. Образовательные стандарты второго поколения : [интервью с А.М. Кондаковым] / провела Л. Проноза // Справ. рук. ОУ. - 2009. - № 1. - С. 12-26.

  11. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019046-6.

  12. Лебедева, Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении / Л.И. Лебедева, Е.В. Иванова // Школьные технологии. - 2002. - № 2. - С. 116-120.

  13. Маллуева, К.Ю. Роль родителей в проектной деятельности младших школьников / К.Ю. Маллуева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: http://festival.1september.ru/articles/510372 (дата обращения 29.03.2015)

  14. Новикова, Т.И. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.И. Новикова // Народное образование. - 2008. - № 7.- С.18-21.

  15. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.

  16. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? / Н.Ю. Пахомова // Методист. -2004. - № 1.- С. 25-28.

  17. Пахомова, Н.Ю. Учебное проектирование как деятельность /Н.Ю. Пахомова // Вестник Московского государственного областного университета. -2010. -№ 2. - С.38-45. - URL: http://vestnik-mgou.ru/Articles/View/26 (дата обращения 25.02.2015)

  18. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова – М., 2003.

  19. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. -112 с. ISBN 5-89415-268-2.

  20. Переверзев, Л. Проектный подход и требования к учителю /Л.П. Переверзев // Школа и производство.- 2002. – № 1. - С. 14-16.

  21. Смирнов, Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Д.В Смирнов, В.А Горский, А.А Тимофеев. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 112 с.

  22. Петрова, В.В. Метод проектов / В.В. Петрова - М.,1999.

  23. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. - № 2. - С. 3.

  24. Савенков, А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование / А.И. Савенков // Школьные технологии. - 2006. - С. 144-148.

  25. Телешева, Т.А. Педагогическая теория Джона Дьюи // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/16-1-0-288 (дата обращения 29.03.2014)

  26. Харитонов, Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ / Н.П. Харитонов – М.: Просвещение, 2002.-152.

  27. Хибар, С.Ф. Организация исследовательской работы / С.Ф. Хибар - М.,2008.-126 c.

  28. Чечель, И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. - 2008. - № 3.- C.23-24.

  29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 31 с.

  30. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с. ISBN 978-5-7695-4068-4.




Приложение 1

Памятка для родителей, дети которых становятся участниками проектной деятельности:

«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.

Помните, вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Что такое метод проектов? Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. В результате получаем «продукт».

Чтобы проще понять суть проекта представим его, как «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Что могут делать родители?

  • консультировать;

  • отслеживать выполнение плана;

  • решать оперативные вопросы;

  • помогать в предварительной оценке проекта;

  • участвовать в подготовке презентации;

  • обеспечивать наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Роль родителей на каждом этапе выполнения проекта:

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них:

  • помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

  • записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.

Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идёт формулировка задачи проекта. Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.

При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей).

На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Уважаемые родители, работая вместе с детьми над проектом, вы станете ближе к ним, сможете лучше понять интересы и проблемы своих детей.


Приложение 2

Темы проектов, которые были выполнены учащимися в условиях

внеурочной деятельности в 1 классе


№ п.п.

Ф.И.

Название проекта

1

Владимир А.

«Елка» и «Снеговик»

2

Константин А.

Новогодняя рукавица

3

София Б.

«Белоснежная красавица-ёлочка»

4

Арина Г.

Волшебная ель

5

Александра Г.

Птичья столовая

6

Данил Е.

Птичья столовая (кормушка)

7

Арина Е.

Снеговик

8

Виталий Л.

Новогодняя игрушка «Зайчик с морковкой»

9

Дмитрий Л.

Новогодний шар

10

Изабелла К.

Новогоднее печенье

11

Кристина П.

Белый Мишка

12

Иван П.

Новогоднее печенье

13

Павел П.

Новогодняя гирлянда

14

Полина С.

Новогодняя ёлочка

15

Николай С.

Новогодний восьмигранник

16

Алексей Х.

Новогодняя игрушка

17

Юлия Х.

Новогодний лучик (новогодние игрушки из солёного теста)

18

Данил Ш.

Новогодняя картина «Вид из окна»

19

Софья Щ.

«Зимние пингвины»


Приложение 3

Пример проекта: проект «ЕЛОЧНАЯ ИГРУШКА»

Актуальность: скоро Новый год. Здорово было бы украсить ёлку и сделать наш класс волшебным. А потом рассказать другим. Как это можно сделать. Подарить радость праздника.

Гипотеза: класс станет волшебным, а мир красивее, если его украшу я.

Цель: (что я хочу) сделать ёлочную игрушку своими руками, чтобы украсить ёлку

Задачи:

  1. Изучить какие модели игрушек есть в книгах, делали друзья, есть в интернете…;

  2. Выбрать понравившуюся игрушку;

  3. Купить необходимые материалы;

  4. Сделать игрушку своими руками, сфотографировать каждый этап (зарисовать схему каждого этапа)

  5. Повесить её на ёлку.

  6. Защитить свой проект.

  7. Когда придёт Дед Мороз, рассказать Ему как я сделал игрушку.

Этапы проекта:

  1. взять цветную бумагу…;

  2. начертить шаблон детали;

  3. вырезать детали;

  4. склеить игрушку, фотографируя каждый этап склеивания;

  5. повесить её на ёлку;

  6. подготовиться к защите своего проекта (подтвердилась ли гипотеза?).

Защита проекта.


Приложение 4

План выступления учащегося на защите проекта

Пункты

Варианты

Приветствие

«Добрый день!» «Здравствуйте уважаемые члены жюри, гости и участники проектов»

Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение)

«Меня зовут ……


Я учащийся (щаяся) 1 класса, школы №38

Название темы

«Представляю вашему вниманию свой проект: .»

Актуальность темы

«Эту тему я выбрал (а), потому что….»

Кратко о поставленной цели проекта и способах ее достижения

«Цель моего проекта - ………………

Основные задачи:

1………………………………………………

2………………………………………………

3………………………………………………»

Кратко о ходе работы над проектом:

«В ходе работы над проектом я:

    1. получил (а) новые знания …;

    2. научился (или научилась) работать с литературой, с разными источниками, в сети Интернет…;

    3. получил (а) «продукт» проектной деятельности, который можно применить …;

Кратко о дальнейших шагах по теме проекта

«Считаю, что данный проект может быть использован:

1…………………..

2…………………..

3……………………

Благодарность за внимание к выступлению

«Спасибо за внимание, я готов (а) ответить на ваши вопросы»




Приложение 5


Критериев оценки проектов учащихся для членов жюри


№ п.п

Ф.И.

название проекта

актуаль-

ность

оформление

оригинальный подход, творческое решение

умение подать свой проект при защите

общий балл

1

2

4

5

6

7

8

9












































































Приложение 6

Защита проектов учащихся 1А класса











Защита проекта Владимира А. «Елка» и «Снеговик»






Дима Л. «Новогодний шар»

Защита проекта Кристины П. «Белый Мишка




Защита проекта Данила Е. «Птичья столовая»


Защита проекта Павла П. «Новогодняя гирлянда»

помогают Софья Щ. и Данил Ш.


Защита проекта Александры Г.

«Птичья столовая»










Защита проекта Юлии Х. «Новогодний лучик»

новогодние игрушки из солёного теста





Работа жюри во время защиты проектов учащихся 1 А класса



Защита проектов Ивана П. и Изабеллы К. «Новогоднее печенье»

Участники проекта предлагают членам жюри

«Новогоднее печенье» для дегустации




Защита проекта Арины Г. «Волшебная ель»



Защита проекта Софьи Щ.

«Зимние пингвины»

Защита проекта Дмитрия Л. «Новогоднее шар»

Дмитрий Л. и Софья Щ.

со своими работами



Николай С. «Новогодний восьмигранник» модель-трансформер

Защита проекта Николая С. «Новогодний восьмигранник»





Защита проекта Софии Б. «Белоснежная красавица-ёлочка»

Защита проекта Полины С.

«Новогодняя ёлочка»

Выступление председателя жюри директора школы Ирины Ивановны

с итогами защиты проектов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!