СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены требования к проекту в начальной школе, классификация проектов и технология организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности  

Просмотр содержимого документа
«ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Учитель начальных классов МОУ СОШ №38 Малькова Елена Викторовна

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Учитель начальных классов

МОУ СОШ №38

Малькова Елена Викторовна

Требования проекту: 1.Необходимо наличие социально  значимой задачи (проблемы)  –исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

Требования проекту:

1.Необходимо наличие социально  значимой задачи (проблемы)  –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

Требования проекту: 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Требования проекту:

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

  • Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

ПРОЕКТ можно представить как “пять П”: – П роблема – П роектирование (планирование) –  Поиск информации – П родукт – П резентация. Шестое “П” проекта – его  Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило : каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

ПРОЕКТ можно представить как “пять П”:

П роблема

П роектирование (планирование)

Поиск информации

П родукт

П резентация.

Шестое “П” проекта – его  Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило : каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Классификация проектов: по количеству участников  (индивидуальный, парный, групповой); по характеру контактов между участниками; по продолжительности; по целевой установке; по комплектности. .

Классификация проектов:

  • по количеству участников

(индивидуальный, парный, групповой);

  • по характеру контактов между участниками;
  • по продолжительности;
  • по целевой установке;
  • по комплектности.

.

Проекты могут различаться по характеру контактов между участниками.  Они могут быть: внутриклассными;  внутришкольными; региональными; межрегиональными;  международными.

Проекты могут различаться по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными;
  • межрегиональными;
  • международными.
 Классификация проектов по продолжительности: Мини – проекты  могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты  требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты  выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Долгосрочный (годичные проекты)  могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Классификация проектов по продолжительности:

  • Мини – проекты  могут укладываться в один урок или менее.
  • Краткосрочные проекты  требуют выделения 4 – 6 уроков.
  • Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
  • Недельные проекты  выполняются в группах в ходе проектной недели.
  • Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
  • Долгосрочный (годичные проекты)  могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
По целевой установке: Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

По целевой установке:

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект  по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Исследовательский проект  по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект  направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Информационный проект  направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.  Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Ролевой проект.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности  (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов. 1)  Монопроекты  проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. 2)  Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По комплексности  (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1)  Монопроекты  проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2)  Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

спецификой проектной деятельности является готовый продукт для использования в практике. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, как наиболее приемлемое средство решения проблемы; организация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости осуществляется при условии психолого-педагогического сопровождения. В организации проектной деятельности учащихся начальной школы учитель, на своё усмотрение, привлекает родителей учащихся.
  • спецификой проектной деятельности является готовый продукт для использования в практике. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, как наиболее приемлемое средство решения проблемы;
  • организация проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости осуществляется при условии психолого-педагогического сопровождения. В организации проектной деятельности учащихся начальной школы учитель, на своё усмотрение, привлекает родителей учащихся.
Технология организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности 1 класса МОУ СОШ №38 мотивационный этап этап планирования информационно-операционный этап рефлексивно-оценочный этап

Технология организации проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности 1 класса МОУ СОШ №38

  • мотивационный этап
  • этап планирования
  • информационно-операционный этап
  • рефлексивно-оценочный этап
мотивационный этап 11 ноября – 15 ноября 12 ноября на классном часу был заявлен общий замысел, предложена идея: сделать наш класс к Новому году сказочно красивым, украсив его работами, которые выполнят сами ученики; идея проектной деятельности была предложена родителям 14 ноября на родительском собрании.

мотивационный этап 11 ноября – 15 ноября

  • 12 ноября на классном часу был заявлен общий замысел, предложена идея: сделать наш класс к Новому году сказочно красивым, украсив его работами, которые выполнят сами ученики;
  • идея проектной деятельности была предложена родителям 14 ноября на родительском собрании.
Буклеты для родителей

Буклеты для родителей

Буклеты для учащихся

Буклеты для учащихся

этап планирования 18 ноября – 22 ноября  на этапе подготовки были определены темы проектов, которые отвечали заявленной проблеме; совместно с детьми были поставлены цели, сформулированы задачи, для каждого проекта; проведено три практических занятия, чтобы научить детей ставить цель проекта и определять задачи. Помимо этого было назначено время индивидуальных консультаций учащихся и их родителей; для примера был предложен проект «Ёлочная игрушка»; были определены сроки выполнения и защиты проектов.

этап планирования 18 ноября – 22 ноября

  • на этапе подготовки были определены темы проектов, которые отвечали заявленной проблеме;
  • совместно с детьми были поставлены цели, сформулированы задачи, для каждого проекта;
  • проведено три практических занятия, чтобы научить детей ставить цель проекта и определять задачи. Помимо этого было назначено время индивидуальных консультаций учащихся и их родителей;
  • для примера был предложен проект «Ёлочная игрушка»;
  • были определены сроки выполнения и защиты проектов.
Постановка проблемы Проблема может идти от ребенка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, отметим еще раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка. Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:  Нет игрушек, чтобы оформить класс к празднованию Нового года. Можно купить, но это не интересно. Мы хотим, чтобы наш класс был украшен такими игрушками, которые не продают в магазинах.

Постановка проблемы

Проблема может идти от ребенка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, отметим еще раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

  • Нет игрушек, чтобы оформить класс к празднованию Нового года. Можно купить, но это не интересно. Мы хотим, чтобы наш класс был украшен такими игрушками, которые не продают в магазинах.
информационно-операционный этап  25 ноября-15 декабря сбор материала для проекта, работа с литературой и другими источниками; был проведен классный час «Из истории новогодней игрушки»; дети посетили школьный музей, ознакомились с экспозицией «Новогодние игрушки прошлого века».

информационно-операционный этап

25 ноября-15 декабря

  • сбор материала для проекта, работа с литературой и другими источниками;
  • был проведен классный час «Из истории новогодней игрушки»;
  • дети посетили школьный музей, ознакомились с экспозицией «Новогодние игрушки прошлого века».
информационно-операционный этап  25 ноября-15 декабря  активно привлечены ресурсы сети Интернет; помощь родителей, изучение с детьми проектов-аналогов, выбор технологии выполнения проекта; на последней неделе этапа с детьми было проведено два практических занятия по защите проектов; выданы рекомендации как защитить проект, что говорить в ходе защиты.

информационно-операционный этап

25 ноября-15 декабря

  • активно привлечены ресурсы сети Интернет;
  • помощь родителей, изучение с детьми проектов-аналогов, выбор технологии выполнения проекта;
  • на последней неделе этапа с детьми было проведено два практических занятия по защите проектов;
  • выданы рекомендации как защитить проект, что говорить в ходе защиты.
рефлексивно-оценочный этап 16 декабря по 20 декабря Работа жюри критерии оценки  актуальность оформление оригинальный подход, творческое решение умение подать свой проект, речь актуальность оформление оригинальный подход, творческое решение умение подать свой проект, речь

рефлексивно-оценочный этап

16 декабря по 20 декабря

Работа жюри

критерии оценки

  • актуальность оформление оригинальный подход, творческое решение умение подать свой проект, речь
  • актуальность
  • оформление
  • оригинальный подход, творческое решение
  • умение подать свой проект, речь
рефлексивно-оценочный этап 16 декабря по 20 декабря Защита проекта «Волшебная ель» Арина Г.

рефлексивно-оценочный этап 16 декабря по 20 декабря

Защита проекта «Волшебная ель» Арина Г.

Защита проекта «Волшебная ель» Арина Г.

Защита проекта «Волшебная ель» Арина Г.

Защита проекта «Новогодние игрушки из солёного теста» Юлия Х.

Защита проекта

«Новогодние игрушки из солёного теста» Юлия Х.

Работа жюри

Работа жюри

Защита проектов «Новогодняя ёлка» и «Снеговик». Владимир А.

Защита проектов «Новогодняя ёлка» и «Снеговик». Владимир А.

Защита проекта «Новогоднее печенье». Защита проекта «Белоснежная красавица-ёлочка» София Б . Изабелла К.

Защита проекта «Новогоднее печенье».

Защита проекта «Белоснежная красавица-ёлочка» София Б .

Изабелла К.

Защита проекта «Птичья столовая».  Данил Е.

Защита проекта «Птичья столовая».

Данил Е.

Защита проекта «Птичья столовая».  Данил Е.

Защита проекта «Птичья столовая».

Данил Е.

Защита проекта Защита проекта «Зимние пингвины» Софья Щ . «Новогодний шар» Дмитрий Л.

Защита проекта

Защита проекта

«Зимние пингвины» Софья Щ .

«Новогодний шар» Дмитрий Л.

Защита проекта «Новогодний шар» Дмитрий Л.

Защита проекта «Новогодний шар» Дмитрий Л.

Защита проекта «Волшебный восьмигранник» Николай С. Защита проекта «Новогодняя рукавица» Апасов К .

Защита проекта

«Волшебный восьмигранник» Николай С.

Защита проекта

«Новогодняя рукавица» Апасов К .

Защита проекта «Новогодний восьмигранник» Николай С.

Защита проекта «Новогодний восьмигранник» Николай С.

Защита проекта Защита проекта «Белый Мишка» Кристина П. «Новогодняя столовая» Александра Г .

Защита проекта

Защита проекта

«Белый Мишка» Кристина П.

«Новогодняя столовая» Александра Г .

Подведение итогов защиты проектов председателем жюри директором школы Ириной Ивановной

Подведение итогов защиты проектов председателем жюри директором школы Ириной Ивановной

Практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности Алгоритм деятельности участников в работе над проектом Название этапа Деятельность учителя по психолого-педагогическому сопровождению Деятельность ученика Возможная деятельность родителя Рекомендации родителям по сопровождению учащегося в проектной деятельности этапы подэтапы проектной деятельности возможные воздействия родителей

Практические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности

Алгоритм деятельности участников в работе над проектом

Название этапа

Деятельность учителя по психолого-педагогическому сопровождению

Деятельность ученика

Возможная деятельность родителя

Рекомендации родителям по сопровождению учащегося

в проектной деятельности

этапы

подэтапы проектной деятельности

возможные воздействия родителей

Практико – ориентированный проект «Огород на подоконнике»

Практико – ориентированный проект «Огород на подоконнике»

Практико – ориентированный проект «Огород на подоконнике»

Практико – ориентированный проект «Огород на подоконнике»

Наш урожай Работа в проекте «Огород на подоконнике» 1 А класс

Наш урожай

Работа в проекте «Огород на подоконнике» 1 А класс

Практико – ориентированный проект «Подарок школе»

Практико – ориентированный проект «Подарок школе»

Практико – ориентированный проект «Подарок школе»

Практико – ориентированный проект «Подарок школе»

Информационный проект «По следам Белки и Стрелки»

Информационный проект

«По следам Белки и Стрелки»

Информационный проект «По следам Белки и Стрелки»

Информационный проект

«По следам Белки и Стрелки»

Информационно-творческий проект «У войны не детское лицо»

Информационно-творческий проект

«У войны не детское лицо»

Информационный проект «ВОЙНА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ»

Информационный проект

«ВОЙНА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ»