СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация процесса самообразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика, а также сложившемуся общественному мнению в отношении статуса учителя. Готовясь к уроку, разрабатывая речь для общения с родителями, моделируя внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, сверяться с актуальным опытом. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства является самообразование в области общения со всеми  участниками образовательного процесса.

Самообразование осуществляется добровольно и осознано. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования профессиональных и личностных  качеств и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Организация процесса самообразования»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 2













Организация процесса самообразования




Выполнила

Загузина Л.В.













Улан-Удэ

2022г.

Организация процесса самообразования


«Понятие «самообразование» 

состоит из комплектования

личной библиотеки и

умственного труда дома, наедине

(В.А.Сухомлинский)


Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика, а также сложившемуся общественному мнению в отношении статуса учителя. Готовясь к уроку, разрабатывая речь для общения с родителями, моделируя внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, сверяться с актуальным опытом. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства является самообразование в области общения со всеми участниками образовательного процесса.

Самообразование осуществляется добровольно и осознано. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования профессиональных и личностных качеств и навыков.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегрированность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Специалисты выделяют основные формы организации самообразования для понимания построения этапов самообразования:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

4. Индивидуальная работа по самообразованию.

5. Сетевые педагогические сообщества.

При организации  самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе, и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж. И главное, придать уверенности в своем профессионализме.

Опытный педагог имеет возможность увеличить объем своих знаний более актуальной информацией, найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть базовой диагностической и исследовательской деятельностью.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

Этапы самообразования педагога.

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, т.е это этап, на котором формируются и осознаются потребности учителя в получении той или иной формы самообразования; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели и задачи работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов). На этом этапе крайне важна личная мотивация педагога.

2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); практическое апробирование выбранных методов работы; мониторинг и анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением методической литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно проводить организованные коллективные обсуждения с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап – внедрение: в ходе дальнейшей работы педагог уже использует накопленный опыт, а также занимается внедрением полученных знаний в рабочий процесс. Учитель занимается разработкой собственных наработок по интересующей теме, опираясь на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); Далее идет работа с апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег и т.д.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Он может провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.

Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта, интереса и профессионального мастерства каждого педагога.

Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования может являться:

- одна из задач образовательного учреждения;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.


Алгоритм составления плана работы по самообразованию.

 На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной проблемой. В плане указываются:

  • название темы

  • цель

  • задачи

  • предполагаемый результат

  • вспомогательные материалы и ресурсы

  • формы самообразования

  • этапы работы

  • сроки выполнения каждого этапа

  • действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой

  • способ демонстрации результата проделанной работы

  • форма отчета по проделанной работе

Некоторые формы работы по самообразованию:

  • чтение методической, педагогической и предметной литературы; 

  • обзор в интернете информации по теме; 

  • посещение семинаров, конференций, занятий коллег; 

  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; 

  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации; 

  • проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; 

  • изучение информационно-компьютерных технологий; 

  • общение с коллегами в учреждении, районе и в интернете; 

  • участие в конкурсах в интернете; 

  • размещение своих разработок на сайтах в интернете. 


По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Каждый творческий человек постоянно находит разные способы презентации приобретённого опыта, знаний по выбранной теме.

Источники самообразования делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Одни и те же источники, однако, могут способствовать и тому и другому одновременно. Это:

• литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

• интернет;

• видео, аудио информация на различных носителях;

• семинары и конференции;

• мероприятия по обмену опытом, мастер-классы;

• курсы повышения квалификации и др.




Результат самообразования.

Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства, качественное улучшение персональных методических навыков и собственная удовлетворённость процессом саморазвития. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Приведем пример:

• повышение качества преподавания предмета (тут необходимо идентифицировать маркеры, по которым будет определяться эффективность и качество);

• разработанные методические пособия, статьи, программы, исследования, дидактические материалы, тесты, наглядность и др.;

• внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

• доклады, выступления;

• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

разработка сайта, информационной страницы в социальных сетях;

Методическое сопровождение процесса самообразования играет большую роль в организации индивидуальной работы учителей.

Диагностика учителей по проблеме саморазвития и самообразования выявляет следующие профессиональные затруднения:

- трудности с выбором методической темы самообразования, постановке целей и задач;

- планирование самостоятельной работы;

- недостаточные рефлексивные умения;

- недостаточное умение систематизации, обобщения и презентации накопленного опыта.

-недостаток мотивации педагога;

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.

Определим компоненты готовности педагога  к самообразованию:

когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять);

- мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования);

- организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования);

- нравственно-волевой (любознательность, критичность, трудоспособность).

На этом этапе могут помочь различные анкеты – для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе. Участие методической службы является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу.

Задача не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам. Для отслеживания методической работы учителя ежегодно составляется план самообразования педагогов.

В плане четко определяется, кто над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия.
Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Приветствуются наглядные таблицы, которые можно вести в электронном формате.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: 
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе школы, предметных методических объединений.  

В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения через семинары, практикумы, творческие отчеты обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.