МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 2
Организация процесса самообразования
Выполнила
Загузина Л.В.
Улан-Удэ
2022г.
Организация процесса самообразования
«Понятие «самообразование»
состоит из комплектования
личной библиотеки и
умственного труда дома, наедине.»
(В.А.Сухомлинский)
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика, а также сложившемуся общественному мнению в отношении статуса учителя. Готовясь к уроку, разрабатывая речь для общения с родителями, моделируя внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, сверяться с актуальным опытом. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства является самообразование в области общения со всеми участниками образовательного процесса.
Самообразование осуществляется добровольно и осознано. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования профессиональных и личностных качеств и навыков.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегрированность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Специалисты выделяют основные формы организации самообразования для понимания построения этапов самообразования:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
4. Индивидуальная работа по самообразованию.
5. Сетевые педагогические сообщества.
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе, и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж. И главное, придать уверенности в своем профессионализме.
Опытный педагог имеет возможность увеличить объем своих знаний более актуальной информацией, найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть базовой диагностической и исследовательской деятельностью.
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
Этапы самообразования педагога.
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, т.е это этап, на котором формируются и осознаются потребности учителя в получении той или иной формы самообразования; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели и задачи работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов). На этом этапе крайне важна личная мотивация педагога.
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); практическое апробирование выбранных методов работы; мониторинг и анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением методической литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно проводить организованные коллективные обсуждения с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.
4 этап – внедрение: в ходе дальнейшей работы педагог уже использует накопленный опыт, а также занимается внедрением полученных знаний в рабочий процесс. Учитель занимается разработкой собственных наработок по интересующей теме, опираясь на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); Далее идет работа с апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег и т.д.
5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Он может провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта, интереса и профессионального мастерства каждого педагога.
Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тематикой самообразования может являться:
- одна из задач образовательного учреждения;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Алгоритм составления плана работы по самообразованию.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной проблемой. В плане указываются:
название темы
цель
задачи
предполагаемый результат
вспомогательные материалы и ресурсы
формы самообразования
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
Некоторые формы работы по самообразованию:
чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в интернете информации по теме;
посещение семинаров, конференций, занятий коллег;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
изучение информационно-компьютерных технологий;
общение с коллегами в учреждении, районе и в интернете;
участие в конкурсах в интернете;
размещение своих разработок на сайтах в интернете.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Каждый творческий человек постоянно находит разные способы презентации приобретённого опыта, знаний по выбранной теме.
Источники самообразования делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Одни и те же источники, однако, могут способствовать и тому и другому одновременно. Это:
• литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
• интернет;
• видео, аудио информация на различных носителях;
• семинары и конференции;
• мероприятия по обмену опытом, мастер-классы;
• курсы повышения квалификации и др.
Результат самообразования.
Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства, качественное улучшение персональных методических навыков и собственная удовлетворённость процессом саморазвития. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Приведем пример:
• повышение качества преподавания предмета (тут необходимо идентифицировать маркеры, по которым будет определяться эффективность и качество);
• разработанные методические пособия, статьи, программы, исследования, дидактические материалы, тесты, наглядность и др.;
• внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
• доклады, выступления;
• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
разработка сайта, информационной страницы в социальных сетях;
Методическое сопровождение процесса самообразования играет большую роль в организации индивидуальной работы учителей.
Диагностика учителей по проблеме саморазвития и самообразования выявляет следующие профессиональные затруднения:
- трудности с выбором методической темы самообразования, постановке целей и задач;
- планирование самостоятельной работы;
- недостаточные рефлексивные умения;
- недостаточное умение систематизации, обобщения и презентации накопленного опыта.
-недостаток мотивации педагога;
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.
Определим компоненты готовности педагога к самообразованию:
- когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять);
- мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования);
- организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования);
- нравственно-волевой (любознательность, критичность, трудоспособность).
На этом этапе могут помочь различные анкеты – для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе. Участие методической службы является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу.
Задача не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам. Для отслеживания методической работы учителя ежегодно составляется план самообразования педагогов.
В плане четко определяется, кто над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия.
Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Приветствуются наглядные таблицы, которые можно вести в электронном формате.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе школы, предметных методических объединений.
В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения через семинары, практикумы, творческие отчеты обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.