СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы по речевому развитию малышей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставлен материал по итогам работы методического объединения воспитателей 2 младших групп с целью систематизации знаний по проблеме активизации речевой активости малышей

Просмотр содержимого документа
«Организация работы по речевому развитию малышей»

Цветкова Елена Александровна

Конспект методического объединения воспитателей II младших групп

Организация работы по речевому развитию малышей

Проблема: осуществление комплексного подхода к развитию речевой деятельности воспитанников, обеспечивающего повышение речевой активности.

Цель: активизация и систематизация знаний педагогов по проблеме речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ГОС ДО.

Задачи:

-рассмотреть инновационные подходы в работе с сюжетной картиной;

-формировать деловые качества личности воспитателя, умение видеть проблему, выбирать адекватные способы и пути решения;

-презентовать систему работы МДОУ № 370 по созданию развивающей речевой среды.

Ключевые понятия: методические аспекты, целостная система, синквейн, оптимизация, инициативы высказывания.

Руководитель м/о: Уважаемые, коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о путях оптимизации речевой работы с малышами МДОУ. Работать будем по плану (таблица 1). Для продуктивности работы необходимо придерживаться правил:

-соблюдать регламент выступления;

-активно обсуждать проблему, высказывая свою точку зрения;

-быть толерантным, не перебивать выступающего.

Таблица 1

Содержание работы

Форма работы

Время

Ответственный

I Организационно-мотивационный модуль

1.1.

Регистрация участников м/о

Лист регистрации

8.40-8.50

Руководитель м/о

1.2.

Ознакомление с планом работы м/о на 2016-2017 учебный год

Сообщение

8.50-8.55

Руководитель м/о

1.3.

Сообщение темы, цели м/о, обоснование ее актуальности

Сообщение

План

8.55-9.00

Руководитель м/о

1.4.

Принятие правил работы

Информация

9.00-9.05

Руководитель м/о

1.5.

Упражнение «Самолетики»

Упражнение

9.00-9.10

Руководитель м/о

II Практический модуль

2.1.

Просмотр НОД «Работа по сюжетной картине «Строим дом»

Занятие

9.10-9.25

Воспитатель МДОУ №370

2.2.

Проведение педагогического самоанализа и анализа открытого мероприятия

Анализ

9.25-9.35

Руководитель м/о,

воспитатели

III Теоретически-информационный модуль

3.1.

Методические аспекты реализации образовательной области «Речевое развитие» с позиций внедрения ГОС ДО

Доклад с презентацией

9.35-9.45

Руководитель м/о


3.2.

Презентация дидактических игр по развитию речи воспитанников

Презентация

9.45 -9.55

Методист МДОУ №370

IV Креативно-поисковый модуль

4.1.

Модель работы с сюжетной картиной как целостной системой

Практикум

9.55 –

10.30

Руководитель м/о

4.2.

Составление синквейна

«Развитие речи», анкетирование

Задание

10.30 –

10.40

Воспитатели

V Итоговый модуль

5.1.

Упражнение «Закончи предложение»

Упражнение

10.40 –

10.50

Педагог-психолог

5.2.

Подведение итогов м/о

Анализ

10.50 –

11.00

Руководитель м/о

5.3.

Методические рекомендации по развитию речи воспитанников

Рекомендация

11.00 –

11.10

Руководитель м/о

5.4.

Домашнее задание:

подобрать пословицы и поговорки к сюжетным картинам

Каталог

11.10 –

11.20

Руководитель м/о


Руководитель м/о: Для поднятия настроения и заряда бодрости, предлагаем вам выполнить очень простое игровое упражнение «Самолетики».

Цель: «разогреть» группу, создать позитивную атмосферу для общения.

Материал: листы бумаги 15х22, фломастеры.

Правило: педагог, получивший самолетик, должен отреагировать на комплимент (принять его, используя невербальные средства)

Ход: Участники отсылают друг другу самолетики с написанными на них комплиментами и пожеланиями. Выигрывает тот, кто поймает больше всех самолетиков.

Теоретический блок

Руководитель м/о: Тема моего выступления «Методические аспекты реализации образовательной области «Речевое развитие» с позиций внедрения ГОС ДО». На заседании методического объединения мы остановимся на вопросе инновационных подходов в работе с сюжетной картиной. В п.2.2. Государственного образовательного стандарта дошкольного образования указано, что «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи...» Для решения этих задач большая роль отводится картине. Выдающиеся педагоги современности ( М.Конина, Е.Михеева, А.Радина, Н.Гавриш и др.) указывали на значение сюжетной картины для развития речи воспитанников МДОУ. Сюжетная картина для малышей – средство познания окружающего мира. Рассмотрим значение картины как дидактического способа образования воспитанников (слайд 2).

В образовательном процессе с воспитанниками МДОУ применяются разные виды картин (слайд 3).

Картины используются для развития социально-коммуникативных, художественно-коммуникативных способностей детей, для овладения монологом, диалогом, полилогом, с целью стимулирования инициативы высказывания.

Для того чтобы дети дошкольного возраста глубоко и всесторонне восприняли сюжет картины необходимы надлежащие условия:

  • уровень эстетического восприятия;

  • жизненный и художественный опыт ребенка;

  • доступные для понимания содержание и тематика картины;

  • правильно организованный процесс рассматривания картины.

Эти особенности учтены в методике обучения детей рассказу по содержанию картины.

Анализ и наблюдения работы воспитателя свидетельствуют, что допускаются типовые ошибки по организации процесса восприятия детьми картины:

1.В 1ч. НОД вопросы – почти единственный прием. Необходимо для активизации восприятия применять игровые методы, этюды, творческие задания и др.

2.Не учитывается дозировка вопросов согласно возрасту детей.

3.Вопросы репродуктивные, вместо проблемно-поисковых, что снижает интерес к картине, тормозит процесс мышления.

4.Используют типовые вопросы, связанные с констатацией изображенного, установлением простейших связей между объектами.

Для активизации интеллектуальной и речевой деятельности детей в процессе восприятия картины, надо тщательно продумывать первую часть занятия.

Ошибки в процессе руководства рассказами детей:

-Дети повторяют рассказ воспитателя, который служит образцом для подражания.

-Воспитатели хотят, чтобы рассказ детей воссоздавал содержание всей картины.

-Многие воспитатели не вмешиваются в рассказ ребенка.

-Воспитатели редко выходят за пределы картины, мало используют словесное творчество.

Методика проведения видов занятий по картине содержит обязательно структурные части (слайд 4). В младшей группе не проводят вступительную беседу (особенности физического и психического развития, содержание картины простое). Достаточно обратиться к личному опыту детей, который связан с содержанием картины, к актуализации эмоциональных переживаний. Соответствующие ассоциации помогут детям адекватно воспринять картину. Целесообразно использовать загадки, художественное слово.

Основная группа вопросов - это вопросы об общем содержании картины, и об описании действий главных персонажей картины, и вопросы, направленные на анализ эмоционального состояния, способов изображения экспрессии, эстетическую оценку изображенного. Часть вопросов может быть репродуктивными, но в основном это проблемные, требующие от ребенка поиска ответа на самой картине, аналитических действий, которые находят выход в самостоятельно составленном рассуждении. Распространенный ответ – результат интеллектуально-речевой активности.

Методы работы по картине (слайды 5-7)

1.Прием «совместной речи»: взрослый начинает фразу, ребенок – продолжает (при самостоятельном рассказывании) – это поможет ребенку подобрать реплику, поддержать диалог;

2.пластические этюды, предложение повторить движение, мимику, позу героя картины, что поможет войти в состояние героя и рассказать об этом словами (вопросы, связанные с оценкой эмоционального состояния);

3.методика восприятия изображенного на картине разными органами чувств, разработанная И.Мурашковской (построена на принципах ТРИЗ). Последовательность упражнений по этой методике:

-нахождение объектов на картине («подзорная труба»);

-установление уровня взаимозависимости между объектами (соединение двух предметов на картине);

- «вхождение в картину»- представление объектов через восприятие анализаторами («наушники», «рукавички», выход за пределы картины, чувство аромата);

-сосредоточение на отдельных объектах;

-творческое задание «виртуальные диалоги» от лица героя поможет войти в ситуацию, которая изображена на картине;

4.образец рассказа воспитателя (полный – младший возраст, частичный – в среднем возрасте, в старшем - когда требует ситуация);

5.метод «коллективное сюжетное составление»;

6.прием оценка – одобрение;

7.вопросы, требующие сопоставления фактов и простого вывода (Почему не едет автобус?); вопросы мобилизующие личный опыт ребенка (Почему песок не рассыпается?); вопросы, требующие ответа-предложения, выходящего за пределы изображенного (Таня взяла мяч, может, ждет кого-то?).

Во II младшей группе рассматривание сюжетной картины планируется 1 раз в месяц. Рассказ должен иметь завязку: 1-2 фразы, раскрывающие смысл картины, отражающие эмоциональное отношение рассказчика к ее содержанию. Одно высказывание должно дополнять другое, чтобы была показана связь между фрагментами картины. Надо включать фразы, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. Если позволяет содержание картины, рассказ лучше закончить так, чтобы последние 1-2 фразы выражали отношение рассказчика к изображенному. Рассматривание картины периодически повторяется в течение года и вне занятий.

П Р А К Т И К У М

Модель работы с сюжетной картиной как целостной системой

Цель: ознакомление педагогов с методикой работы по картине на основе практических навыков путем выполнения упражнений.

Задачи:

-познакомить педагогов с игровыми упражнениями для воспитанников МДОУ;

-развивать практические умения работы в социогруппе по теме;

-воспитывать желание узнавать новое.

Ход практикума

Руководитель м/о: Уважаемые коллеги! Сегодня на практикуме вы узнаете, как на основе игровых приемов можно эффективно обучить детей составлению рассказов по сюжетной картине. Сейчас мы обыграем серию игровых упражнений, некоторые из них можно использовать и в работе с малышами.

1.Задание «Определите состав картины»

Цель: активизация внимания.

Материал: картина «Играем с песком», лист бумаги, фломастер, модели.

1.Упражнение «Окошки»: сюжетная картина закрыта белым листом бумаги с вырезанными окошками разной формы. Открыто одно окошко, надо узнать сюжет картины. Если трудно, открыть еще несколько.


2.Перечислить объекты на картине: используя прием «бинокль», назвать один объект. 3.Определить детали одного объекта с помощью приема «Кто самый внимательный?» 4.Сгруппировать предметы по заданному признаку - природности, цвету, функциональности, обозначить обобщающим словом. 5.Моделирование выявленных объектов схемой (расположить модели аналогично композиции картины). Совет: проявлять интерес и эмоционально реагировать на ответы, темп работы быстрый. Обязательно обозначить «земля-небо», «потолок-пол».

2.Задание «Установите взаимосвязи между объектами»

Цель: научить объяснять свой выбор.

1.Объяснить, почему объединили объекты (прием «Объедини»). Пришел волшебник и объединил два объекта. Волшебник просит объяснить, почему он это сделал (машина-песок, флажок-ведро, куры-песок). 2. Найти объекты, которые связаны между собой по взаимному расположению (прием «Ищу друзей»: мальчик и девочка играют вместе, потому что они дети). 3.Найти объекты, которые «не дружат» (прием «Ищу недругов»: флажки не дружат с формочкой для песка, т.к. оно там не могут стоять). Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна. 4.Объяснить причинно-следственные связи.

3.Задание «Восприятия объекта картины органами чувств»

Цель: побудить воспитателей к описанию возможных ощущений.

1.На основе приема «вхождение в картину» выполнить творческое задание:

-«Я слушаю» назвать объекты, которые могут издать звук;

-«Я ощущаю» назвать, что ощущаешь руками, лицом;

-Передать ощущения от постороннего наблюдателя.

2. «Виртуальные диалоги».

3.Составить метафору, сравнение по картине.

4.Задание « Опиши где, что находится»

1.Выбрать объект на картине и описать его местоположение относительно

расположения других объектов по отношению к нему;

-с позиции постороннего наблюдателя;

-в роли самого объекта;

5.Задание «Составь рассказ»

1. «Скажи наоборот».

2. «Покажи свои чувства».

3. «Превращения», «Ожившие предметы» - развитие эмпатии, наделяя объекты на картине человеческими чувствами.

4.Взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние иди характер (объект живой-неживой, природа). Эмоциональное состояние подчеркнуть междометием, мимикой, жестами.

5.Составить рассказ о веселой девочке – одной подгруппе, другой – о грустном мальчике.

6.Задание «Объясни название картины»

1.Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или поговорки. Примеры пословиц и поговорок

    1. Картина «Помоги другу»:

- Товарища всегда выручай;

-Умел начать, умей и закончить;

- Дружба в делах помощница;

- Кто скоро помог, тот дважды помог;

- Где дружба прочна – там хорошо идут дела;

- Делаешь добро – делай до конца

1.2. Картина «Физкультура и спорт»:

- В здоровом теле – здоровый дух;

- И смекалка нужна, и закалка нужна;

- Нет здоровья – нет счастья;

- Отдай спорту время, взамен получи здоровье

- Кто спортом занимается, тот силы набирается;

- Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

7.Задание «Синквейн»

Предлагается составить к слову «картина» синквейн по алгоритму:

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Например: Картина сюжетная, большая; развивает, обучает, вводит; помогает развивать связную речь ребенка; наглядность

Ключевые слова-подсказки:

прилагательные

Сюжетная, образная, красивая, дидактическая, фантастическая, реалистическая, юмористическая …

глаголы

Развивает, обучает, помогает, вызывает, пробуждает, представляет, формирует, активизирует, способствует…

предложение

Рассматривание картины способствует развитию речи.

Сюжетная картина – средство познания окружающего.

Картина стимулирует инициативу высказывания…

синоним

Наглядность, содержание, радость, интерес…

Заключительная часть

Практический психолог: Уважаемые коллеги! Предлагаем вам выполнить упражнение «Неоконченное предложение» и закончить наше мероприятие на позитивной ноте.

Цель: развитие рефлексии, самооценки.

Материал: снежинки с неоконченным предложением, фломастеры, плакат с головой Снеговика.

Ход: Воспитатель дописывает окончание фразы на снежинке, зачитывает и прикрепляет ее на плакат. Таким образом, формируется образ Снеговика.

-Сегодня на методическом объединении я… Если бы я проводила открытое занятие, то я бы… В своей работе я буду… Мне было интересно, потому что… Я узнала, что… Полученную информацию я … Практические знания мне пригодятся в…









Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997г.

  2. Гавриш Н. Розвиток зв’язного мовлення дошкільнят: Навч.-метод. посіб.- К.:Вид.дім «Шкіл.світ», 2006, с.46-64;

  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во II младшей группе детского сада.- М.: Просвещение, 1983;

  4. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. – М.: Изд. Скрипторий, 2006 г.

  5. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017гг. (утвержден МОН ДНР 17.07.2015)

  6. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

  7. Мурашковская И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки;

  8. Типовая Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».- Д., 2015г.

  9. www.logolife.ru