Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
1. Подходы в обучении детей с особыми образовательными потребностями
.
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. (Дэвид Бланкет). Дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети – инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми -инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. К детям с ограниченными возможностями здоровья относят: детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; детей с нарушением интеллектуального развития; детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных группах (классах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в группе (классе) вместе с обычными детьми.
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в группе (классе), включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия – это не только физическое нахождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учебном заведении. Это изменение и системы отношений участников образовательного процесса, тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в работу с ребенком.
Общими правилами коррекционной работы являются:
- Индивидуальный подход к каждому ребенку.
-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность воспитанников, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Педагогу необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за первые столы, как можно ближе к педагогу;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ребенку субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.
2. Основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ.
1. Необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении социально – технологических процедур, которые влияют на выбор процедур и методов социальной работы. В результате чего становится ясным, что социальная работа должна учитывать особенности формирования и развития детской инвалидности.
2. Принцип профилактической направленности является одним из ведущих принципов работы с данной категорией.
3. Создание условий жизни и развития, самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения и укрепления здоровья, социализации и реабилитации, материального благополучия, свободного доступного образования, воспитания, реализации своих способностей.
Исследование показывает, что во – первых: общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя: такие особенности, как:
1. Нарушение жизнедеятельности, ограничение возможностей, несоответствие возрастным нормативам и возможностей адекватного преодоления патологических процессов, в результате чего нарушается процесс адекватной адаптации к условиям среды, социализация и реабилитация ребенка, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.
2. Высокую мобильность детского здоровья от нормы к патологии и обратно.
3. Влияние различных постнатальных событий или условий жизни на конечные результаты развития, степень сохранности или утраты здоровья. Качество процессов развития ребенка, реализация или не реализация генетически детерминированных потенциалов тесно связаны со степенью оптимальности среды развития.
4. Еще одной важной особенностью детской инвалидности является ее рост.
5. В структуре причин детской инвалидности по обусловившему ее заболеванию первое место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, второе место занимают психические расстройства, среди которых одна треть приходится на долю умственно отсталых, третье - врожденные аномалии развития.
Во вторых, при исследовании выявились следующие проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.Проблема качества и доступности медицинской помощи, средств и методов реабилитации, качества информационной и просветительской работы медперсонала.
2. Социально – психологические проблемы (полноценной социализации, социально – психологической депривации, адаптации, реабилитации)
3. Социально – педагогическая, проблема воспитания и обучения, выбора форм и видов обучения.
4. Социально - экономическая проблема (доступности материальных ресурсов, уровень и качество жизни, проблемы организации занятости членов семьи и т.п.)
5.Эмоционально – психологические.
В – третьих, были выявлены особенности социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые состоят в оказании содействия ребенку – инвалиду и членам его семьи, предоставлении индивидуальной помощи: через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную или финансовую помощь, педагогическую и психологическую поддержку, помощь в адекватной адаптации к условиям среды, социализации и реабилитации, с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни.
В – четвертых, изучение нормативно – правовой базы организации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показало ее несовершенство, неполноту, в особенности на региональном и местном уровнях, дублирование региональными нормативными документами аналогичных федеральных законов.
В – пятых, были подробно изучены основные технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, такие как социальное обслуживание и обеспечение, профилактика и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
В шестых, была проанализирована организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе Центра социальной помощи семье и детям и ряда некоммерческих благотворительных организаций.
В – седьмых, были подробно изложены предложения по оптимизации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.
Выводы:
1.Статусная позиция детей с ограниченными возможностями определяется наличием социальных барьеров со стороны общества, замедляющих процесс их социализации и включения в социум, маргинализацией этой группы населения. В этой связи актуальной является проблема адаптации детей с ограниченными возможностями к реалиям современной России.
2. Рост численности детей с ограниченными возможностями в России сопровождается поиском путей решения основных проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их трудовой адаптации.
3. При разработке стратегии и форм решения социальных проблем детей с ограниченными возможностями важно учитывать региональные особенности и социально-демографические изменения, которые требуют нестандартного подхода к реализации социальной политики, направленной на использование трудового потенциала социально адаптированных и включенных в общество детей с ограниченными возможностями.
4. Успешной адаптации детей с ограниченными возможностями препятствуют не в полной мере реализованные мероприятия по охране здоровья, социальной реабилитации, обучению и профориентации, слабая информированность таких детей о возможных методах реабилитации, приоритетах социальной политики, льготах, предоставляемых государством. Для наиболее эффективной адаптации детей с ограниченными возможностями необходима разработка социально - дифференцированной федеральной и региональной политики с учетом физиологических, возрастных, психологических и других особенностей этой группы населения страны и региона.
5. Реализация инноваций в социальной политике по охране здоровья и реабилитации с учетом роста численности детей-инвалидов, может способствовать смягчению социально-демографической обстановки, содействовать ускорению его социально-экономического развития