ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет.
Детям с особенностями здоровья в настоящее время совсем необязательно обучаться в специальных учреждениях, наоборот, получить качественное образование и адаптироваться к жизни они могут в обычной общеобразовательной школе. Это будет полезно не только детям с проблемами развития, но и обычным здоровым детям. Обучаясь совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, здоровые дети смогут развить толерантность, ответственность. Значит, школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка. Для этого школа создает специальные условия обучения; утверждает необходимое штатное расписание; разрабатывается адаптированная образовательная программа, в которой ставятся следующие задачи:
Слайд 1 Задачи
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития.
Слайдт2 Категории
1 группа – дети с ЗПР различного генеза.
2 группа – дети с ЗПР, осложненной эмоционально-волевыми нарушениями (расторможенность, агрессивность, вспышки гнева).
3 группа – дети с ЗПР и различными нарушениями речи (ОНР, ФФН, дисграфия и т.д.).
4 группа – гиперактивные дети.
5 группа – дети-инвалиды.
Особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья занимают учащиеся с задержкой психического развития. Эта категория детей наиболее многочисленно представлена в общеобразовательных школах.У нас Вариант программы 7.2
По шифру 7.2 обучаются дети с ЗПР у которых уровень развития несколько ниже нормы.
Характерны нарушение внимания, сложности усвоения материала, нарушение памяти. Самоконтроль в поведении затруднен.
Слайд 4 Особенности
Под термином «задержка психического развития» понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.
Слайд 5 Учебная деятельность
Что касается учебной деятельности.
У меня в классе обучаются ребенок с ЗПР, поэтому самое главное в работе - не навязывать обучающимся своего мнения о решении поставленной проблемы, а дать ученику возможность высказать свою точку зрения, послушать мнение соседа, в беседе найти правильное решение.
Слайдт6 Стимулы
Стараюсь в оценке деятельности ребёнка не употреблять выражений «Нет!», «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение.
Слайд 7 Приоритеты
Пусть ученик мыслит самостоятельно, совершает свои маленькие открытия. Дети, обучающиеся в классе, обладают своими и только своими им свойственными качествами и уровнем развития. Поэтому задания предлагаю дифференцированного характера с учётом индивидуальных особенностей детей, создавая ситуацию успеха для каждого, т. к. каждый из них должен продвигаться вперёд со своим темпом и непременно с успехом. В работе с детьми ЗПР эмоциональный настрой на уроке играет важную роль. Поэтому неотъемлемым условием достижения положительного результата в обучении считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Не следует отчаиваться, что на каком-то этапе обучения дети что-то не знают или что-то забыли. Всякий раз, кажется, что всё нужно начинать сначала.
Слайд 8 Методы передачи информации Слайд 9,10.11
У детей с ЗПР замедлены приём и переработка информации, кратковременная память, неустойчивое внимание. Поэтому не гружу детей «по полной», а даю учебный материал небольшими частями. Строю объяснение через рассуждение, использую личный опыт детей, с применением наглядного материала, простейших памяток, схем, инструкций.
Сайд 12 ,13
Задания отбираю те, которые ребёнок может выполнить. Это повышает интерес к изучаемому материалу, повышает его самооценку, улучшает настроение, формирует позитивное отношение к учебному труду. Не следует думать, что задания даются совсем лёгкие, не требующие мыслительной деятельности ученика.
Слайд 14
Упражнения можно найти в учебнике. Составить предложение по схеме, дописать цепочку
Дополнение-определение- или просто убрать «лишнее»
По литературе вместо анализа героя можно предложить его нарисовать
Работа с такими детьми требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится.
Слайд 15 Правила работы
Образование детей с ОВЗ является одной из основных задач для школы. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность. Школа обязана дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и особенностей, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом
Слайд 16 Спасибо за внимание