СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с детьми с УО на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлен опыт работы с детьми с УО на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с детьми с УО на уроках географии»


«Организация работы с детьми с интеллектуальными нарушениями на уроках географии»

География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географического материала расширяет кругозор об окружающем мире у учащихся с нарушением интеллектуального развития, они получают знания о природе, населении, хозяйстве родного края, своей страны и других государств, об особенностях взаимодействия человека и природной среды, знакомятся с культурными традициями народов России и других стран.

Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности, и в первую очередь продуктивной.

Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

Для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Поэтому при организации и осуществлении учебно-познавательной  деятельности , стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую традиционные и нетрадиционные подходы в преподавании  географии . Я применяю на уроках географии коррекционно-развивающие упражнения, т.к. они направлены на повышение:

  • Уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания

  • Уровня развития логического мышления.

  • Развитие наглядно-образного и логического мышления.

  • Развитие речи

  • Развитие  приемов учебной деятельности.

  • Развитие личностно-мотивационной сферы.

  • Развитие восприятия.


Основные дидактические и методические условия развития познавательного процесса у учащихся на уроках географии:

  • Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска.

  • Обеспечение разнообразия учебной деятельности учащихся.

  • Предложение учащимся посильного учебного материала.

  • Использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.

  • Обсуждение на уроках географии интересных  фактов из жизни животных  и растений, о природе Земли.

  • Доброжелательное отношение учителя к школьникам, доверительное общение с ними, склоняющее к диалогу.




Коррекционно-развивающих упражнений, направлены на коррекцию мышления (анализ, сопоставительный анализ, обобщение, конкретизация)

Цель:  Коррекция и развитие мышления, формирование приемов учебной деятельности, повышение уровня развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации), а так же устойчивости внимания, памяти

1. Упражнение «Кто здесь лишний»

Задание: Из предложенного  перечня объектов, выбери тот, который является лишним. Почему именно этот объект является лишним?
2. Дополни ряд:

3. Заполни схему:

4. Найди соответствие, соедините стрелками


Коррекционно-развивающих упражнений, направлены на коррекцию внимания (умение сконцентрировать внимание и сосредоточиться)

1.Географический диктант.

2.Поиск объекта на карте по описанию.

3. Найди ошибки в тексте.

4.Быстрый поиск по карте.

5.«Лишняя буква» для определения темы урока или на этапе закрепления материала.

Цель: Развитие и коррекция концентрации и устойчивости внимания Развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» в них буквы.

Задание: Учитель предлагает карточки с таблицей, в которой записаны буквы. Нужно вычеркнуть из клеточек таблицы буквы, которые встречаются дважды , а из оставшихся букв составить ключевое слово.

6. «Классификация».

Цель: Развитие умений классифицировать объекты по определенному признаку. Формирование всех видов памяти, внимания .

Задание: Учитель называет( показывает карточки с рисунками, фотографиями) различные объекты, среди них нужно выбрать именно определенные и записать их названия в тетрадь( хлопать в ладошки).


Поддержать познавательный интерес на уроках мне также помогают и игровые моменты, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие, развивающие дидактические игры, которые непосредственно связаны с темой урока. Известно, что использование на уроках географии познавательных игр позволяет разнообразить формы учебно- воспитательного процесса, способствует формированию у учащихся интереса к изучению предмета, развивает их мышление и память, внимание и умение действовать коллективно, либо индивидуально с осознанием личной ответственности, что развивает у учащихся самостоятельность в обучении и является подготовкой к самообразованию.Выбор вида игр определяется возрастом детей, их подготовленностью по учебному материалу, степенью овладению общеучебными и специальными умениями и навыками.На своих уроках я часто использую «Найди загаданный объект на карте», «Да –нет», «Угадай по описанию».Цель таких географических игр прежде всего учебная: закреплять навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание еще больше познать.

Применение игры на уроке очень разнообразно, ее можно организовать ив начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.

Ребята очень любят географические задачи и головоломки. Например, переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились названия городов: игра - Рига, варан - Нарва, остров - Ростов и т.д., также на уроках использую загадки, предлагаю учащимся решение кроссвордов. Часто использую «Перевёрнутые» кроссворды. Даю детям заполненную сетку кроссворда и ставлю перед ними задачу: составить вопросы к кроссворду, зная ответы. Термины в кроссворде использую простые, не вызывающие затруднений учащихся. Работу эту ребята любят, делают ее с большим удовольствием.

Известно, что дети с УО обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Развить в нем веру в свои силы и возможности.

Поэтому, одними из важнейшим моментом урока я считаю создание ситуации успеха, возможности исправить ошибку. Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива, пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться, интерес к работе. Успех - важнейший стимул. Впечатление от него так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. Иногда ситуацию успеха надо создать, опираясь на какую-то маленькую победу ребенка, чтобы поднять его в его собственных глазах, повысить его самооценку. Я предлагаю учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности каждому ученику.

На уроке важной составляющей является работа с учебником.

При работе с книгой использую следующие приемы:

  1. соотношение новых знаний с раннее изученным материалом;

  2. выделение непонятных мест в тексте;

  3. постановка вопросов к тексту и ответы на них;

  4. выделение существенного, главной мысли;

I вид работы. Чтение текста по абзацам с обсуждением. Совместно с учителем составляется план прочитанной темы.

Чтение текста

План

1. Прочитали первое предложение. Вывод.

1.Знакомство с явлениями природы.

2. Прочитаем первый абзац. Вывод.

2.Образование ветра.

3. Прочитаем второй абзац. Вывод.

3. Осадки, что к ним относится.

5. Прочитаем четвертый абзац. Вывод.

5. Правила поведения во время грозы.

План записывается в тетради учащихся.

        II-й вид работы. Самостоятельная работа.

    Самостоятельную работу учитель может предложить ребятам и во время, отводимое на проведение проверки знаний учащихся.

Работа с учебником сочетается с другими видами самостоятельной работы на уроке.     

Так же одной из форм работы с учебником на уроке можно считать комментированное чтение параграфа.

       Вопросы при этом задаю следующие:

1.Что из прочитанного вам уже известно?

2.Что нового вы узнали?

3.Как выделены в тексте новые понятия?

Ответы на эти вопросы помогают научить учеников ориентироваться в тексте.

   Следующая форма работы – устные или письменные ответы на вопросы к параграфу. Эта работа  позволяет решать сразу несколько задач:

способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);

формирует умение отвечать кратко и четко;

облегчает дифференцированный подход к обучению: ученикам с разным уровнем подготовки я даю разные по сложности вопросы (при этом слабоуспевающие ученики с отклонениями в развитии могут получать положительные оценки);

             Не менее  важным этапом в работе с  учебником является внимательное рассматривание рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Работу по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником веду на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний.

Рабочая тетрадь разработанная по курсу географии России 7 класса на основе учебника «География России» 7 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной, позволяет поддерживать интерес обучаемых посредством выполнения разнообразных заданий, отработки практических навыков работы с картой. При изучении нового материала предлагаются такие задания: вставить пропущенные слова в предложенный текст, отметить на карте географические объекты, закрасить разными цветами соответствующие объекты, выбрать числовой ряд и выписать соответствующие буквы, составить пары по образцу и т.д. При повторении изученного материала предлагается отгадать кроссворд, вставить пропущенные слова и значения в текст, отметить объект на контурной карте и др.

Известно, что дети с УО обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Развить в нем веру в свои силы и возможности.

Поэтому, одними из важнейшим моментом урока я считаю создание ситуации успеха, возможности исправить ошибку. Отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива, пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться, интерес к работе. Успех - важнейший стимул. Впечатление от него так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. Иногда ситуацию успеха надо создать, опираясь на какую-то маленькую победу ребенка, чтобы поднять его в его собственных глазах, повысить его самооценку. Я предлагаю учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности каждому ученику.

Значение всех видов занимательности, используемой на уроках, очень велико в формировании интереса к предмету. И учителю нельзя недооценивать их роль. Используя различные формы, учитель достигает главной цели в работе - его ученики будут лучше знать и любить предмет.

Говорят: «Тяжело в учении - легко в бою». Но это правило для солдат, а не для детей. Детям с ОВЗ трудно дается учеба, надо всеми силами постараться облегчить ее, чтобы ребятам нравилось в школе. Чем радостнее будет их учение, тем лучше будет их жизнь.

Работая с детьми, а особенно с детьми с ОВЗ, нужно помнить несколько святых правил:

  • ЕСЛИ ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  • ЕСЛИ ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

  • ЕСЛИ ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

  • ЕСЛИ ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

  • ЕСЛИ ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

  • ЕСЛИ ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

  • ЕСЛИ ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

  • ЕСЛИ ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

  • ЕСЛИ ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

  • ЕСЛИ ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

  • ЕСЛИ ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!