СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ



Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод

Сухомлинский В.А

Одаренность –это совокупность природных задатков как одно из условий формирования способностей (краткий словарь современной психологии).

Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений). Любознательность может выражаться в разных сферах человеческой жизнедеятельности: интеллектуальная, спортивная, музыкальная и т.д.

Отличительные черты одаренных детей:

  1. Высокие умственные возможности;

  2. Способность быстро схватывать;

  3. Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

  4. Обеспокоенность, тревожность, в связи со своей непохожестью на сверстников;

  5. Способность подмечать, рассуждать и объяснять рассуждения.

Категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

  2. Дети с признаками умственной одаренности в определенной области науки, искусства;

  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Современному учителю нужно перевести любопытство детей в плоскость их любознательности, а любознательность в плоскость познавательной потребности, то есть помогать детям развивать свою индивидуальную особенность.

Не каждый учитель может работать с одаренными детьми. Работа с такими детьми диктует следующие требования к личности учителя:

  1. Знание психологии одаренных детей;

  2. Желание работать нестандартно, способность к творческой деятельности;

  3. Обладание достаточной компетентностью, чтобы способствовать развитию детей;

  4. Владение базовыми понятиями, подлежащими усвоению одаренными детьми;

  5. Умение создать атмосферу доброжелательности, быть чутким, обладать педагогическим тактом;

  6. Стремление к самообразованию и совершенствованию.

Реализация способностей- одна из проблем одаренных детей. Специалисты выделили несколько причин, лежащих в её основе. Вот некоторые из них:

1. Склонность одаренных детей избегать, не решать проблемы, сталкиваясь с ними социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудности в познавательной сфере;

2. Настрой одаренного ребенка на «поглощение» знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений;

3. Трудности общения со сверстниками, а иногда и с взрослыми людьми. По словам В.С. Юркевич, у многих одарённых детей заметно «отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума».

Для успешности работы с одаренными детьми следует учитывать несколько принципов:

1.Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

2.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

3.Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

4.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

5.Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Работа с одаренными детьми предполагает три этапа:

1.Учет успешности в каком-либо виде деятельности;

2.Индивидуализацию творческих возможностей и способностей ребенка;

3.Формирование, углубление и совершенствование неординарных способностей учащегося.

Подходы в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Инновационные уроки позволяют поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации.

Английский язык- это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области литературы, истории, географии, биологии и другим предметам. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя.

Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три группы:

1. Урочная деятельность: традиционные уроки, нестандартные уроки; уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки, творческие домашние задания;

2. Внеурочная деятельность: предметные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, кружки, индивидуальная (групповая) работа.

3. Система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные конкурсы, дистанционное обучение, самостоятельная работа учащихся.

Используемые формы работы на уроках английского языка:

  1. Проблемно-развивающее обучение;

  2. Работа в малых группах;

  3. Проектно-исследовательская деятельность;

  4. Игровые технологии;

  5. Информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации);

  6. Задания творческого и нестандартного характера.

Большую роль играет развитие творческих способностей.

1. Проектная и исследовательская работа. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придает учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

2. Ролевые игры активизируют творческий процесс на уроке: включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; предполагают неформальное общение.

3. Творческие задания. Например, составить комикс, придумать загадку; составить кроссворд, ребус, конкурс сочинений, конкурс переводчиков, составление quiz по теме.

4. Внеклассная работа по предмету: предметные недели; олимпиады; форумы, международные конференции; праздники по изучению английских традиций; марафоны, вечера и т. д.

Работа с одаренными детьми на разных ступенях обучения

В начальных классах учителю нужно создавать такие речевые ситуации, когда детям хочется говорить, активно участвовать в учебном процессе. Очень важна ситуация успеха. Обучающихся испытывает чувство удовольствия, радости, начинает верить в себя и свои способности. Главная задача учителя — помочь детям преодолеть страх делать ошибки, стремиться узнать больше и проявить интерес к предмету. С этой целью смышлёным детям можно предложить следующие задания:

- Продолжить стихотворение, использую предложенные слова;

- Прочитать новые слова правильно;

-Написать рассказ на предложенную тему (например, о семье, друге, любимом животном);

- Составить описание чего-либо по картинке (например, описание комнаты);

-Составить меню;

- Сравнить времена года;

- Подготовить текст для быстрого и правильного чтения;

- Подготовить мини-проект о своей школе, квартире, домашнем питомце, временах года;

- Написать поздравительную открытку, письмо.

На данном этапе важно использовать дополнительный материал по страноведению и краеведению. Ученики могут приносить интересные материалы. Например, картинки, фотографии, книги по теме.

В среднем звене начинается формирование исследовательской деятельности. Обучающиеся могут исследовать образование грамматической конструкции, происхождение слова, сделать вывод или обобщение. Главное со стороны учителя — помочь ребенку не потеряться в темах, а выбрать ту, которая доставит ему радость и удовольствие. Не нужно навязывать готовый ответ. В групповых и парных работах сильный ученик стремится успешно выполнить задание и требует это от напарников. Сильный ученик делает выводы и обобщает подготовленный материал в группе. Он помогает слабым ученикам. В результате у обучающегося формируется ответственность, положительное и толерантное отношение к участникам учебного процесса. Проекты с презентацией могут дополнить и расширить материал учебника. Например, при изучении «School education». Одни обучающиеся могут взять интервью у своих учителей и подготовить сообщения. Другие могут подготовить презентации о работе школьной столовой, школьной форме для учителя и учеников с эскизами придуманной одежды, о спортивных достижениях учащихся своей школы. Урок-проект будет насыщенным и полезным.

Для одаренных обучающихся среднего звена можно предложить следующие виды заданий:

- Составить вопросы для интервью по теме урока;

- Написать рекламу своему кружку или спортивной секции;

- Нарисовать символы Олимпийских игр;

- Перевести лучшие кулинарные рецепты и обменяться ими с учащимися класса;

- Составить меню для ресторана.

В старшем звене задача учителя усложняется. На уроках необходимо использовать не только задания для подготовки к ЕГЭ, но и творческие уроки-проекты. Ученик должен проявлять личную инициативу, расширения круга своих познаний, приобретения культурных и этнокультурных знаний и представлений.

К урокам о моде можно предоставить дополнительную информацию об истории кого-либо национального костюма. При изучении темы «Ecological problems» можно дополнить статистическими данными по своему городу. По теме учебника «Theatre» ученики могут написать эссе по статьям популярных журналов, где предоставлена информация. Возможно проведение синквейн-исследования, для которого ученики подбирают материал о знаменитых людях Великобритании, США и России. Этот вид работы обусловливает социально-осмысленное восприятие и понимание учащимися взаимосвязи национально-культурных ценностей своей страны с общечеловеческими. Учитель выступает здесь посредником между культурой и личностью. Конечно, такая работа требует больших усилий со стороны учителя, у которого мало времени для поиска полезной информации, качественного учебного материала. Но на помощь могут прийти одаренные дети, которые могу найти то, что нужно, проконтролируют процесс подготовки необычного урока, распределят обязанности.



Дифференцированный подход

Это организация процесса, при котором индивидуальные особенности каждого школьника учитываются во время организации учебной деятельности на уроке в конкретном классе, т.е. учащиеся разного уровня. Это происходит незаметно для обучающихся, то есть они работают все в одном ключе. Например, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию и т.д.

Разноуровневая технология предполагает незаметное для обучающих подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных. Большое внимание уделяется работе в группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). У сильного ученика роль наставника. Он помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Все это позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности.

Метод проектов

Это активный способ обучения одаренных детей. Важным компонентом при организации обучения проектным методам является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Преимущества проектной деятельности в том, что она включает в себя интегрированную межкультурную работу; оказывает содействие социальному и культурному развитию; придает учебному процессу динамичность и привлекательность. Проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения. Проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень, положительно влияет на эмоциональное развитие.

Внеклассная работа

Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Сфера использования ИКТ технологий:

- извлечение необходимой языковой информации (знакомство с новыми лексическими и грамматическими явлениями английского языка;

- тренировка языковых и речевых навыков с целью формирования и развития языковой компетенции;

- знакомство с реалиями современной жизни англоязычных стран;

- участие в он-лайн проектах;

- участие в он-лайн тестах и олимпиадах.

Каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.

Работа с мотивированными детьми- одна из главных задач в учебном году является (повышение качества обучения, использование индивидуального и дифференциального подхода, проведение олимпиад, недели английского языка, участие в конкурсах, защита проектов и показ презентации - стало неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!