Леонова Е.И.,
старший воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №31 «Дюймовочка».
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОО ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первым звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети получают базовые знания о профессиях, знакомятся с тем, кем работают его родители, со спецификой различных профессий. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой выбор, который определит его дальнейшее развитие.
В научной литературе данная проблема рассматривается многоаспектно, доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте, определены пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям и труду взрослых. Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС ДО и ФОП ДО.
Для организации качественной работы по ранней профориентации в дошкольной организации необходимы следующие условия:
- профессиональная компетентность педагогов в вопросах профориентации дошкольников;
- сотрудничество с семьей;
- социальное партнерство с различными учреждениями;
- развивающая игровая среда профессиональной направленности;
- качественный образовательный процесс.
Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от грамотно организованной работы педагогов. С этой целью был разработан и реализован проект «У меня растут года…. Кем работать мне тогда, чем заниматься?». В проекте представлен системный подход в работе с педагогами, детьми и родителями воспитанников ДОО по профориентации детей дошкольного возраста.
Работа в рамках проекта строилась в несколько этапов: методический, подготовительный, практический и заключительный. Методический этап включал в себя традиционные формы работы с педагогами: консультации, мастер-классы, конкурсы, открытые занятия.
На подготовительном этапе были определены возможные направления работы с социумом, согласованы экскурсии. Ранняя профориентация в ДОО преимущественно носит информационный характер, но не исключает знакомства с профессиями родителей воспитанников. С помощью анкетирования выявлены родители воспитанников, желающие познакомить дошкольников со своей профессией.
На наш взгляд самым интересным, увлекательным и действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых являются экскурсии (посещение рабочих мест, встречи с профессионалами), которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений. Каждой экскурсии предшествует беседа или рассказ воспитателя. А уже в процессе экскурсии, знания уточняются, дополняются и закрепляются. Была организована серия экскурсий: в почтовое отделение, в аптеку, в библиотеку, в парикмахерскую, Национальный музей и Майкопский центр развития творчества детей и взрослых. Знания, полученные на занятиях и экскурсиях дошкольники применяют в сюжетно-ролевых играх.
Достижение желаемого результата в работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых невозможно без участия родителей, без встреч с людьми разных профессий. Нами была организована серия родительских мастер-классов «Встречи с людьми интересных профессий». Родители воспитанников, в доступной форме, доносили до детей информацию о своей профессии, принесли спецодежду, профессиональный инвентарь. В свою очередь, дети имели возможность задать вопросы и получить от взрослых ответы. Дошкольники познакомились с такими профессиями: модельер, мастер маникюра, кондитер, парикмахер, оператор туристического агентства, медицинская сестра родильного отделения, учитель английского языка, врач-кардиолог, строитель, директор строительной организации, артист инструменталист эстрадного ансамбля.
В рамках реализации проекта педагоги и родители воспитанников освоили технологию «Виртуальное гостевание». Виртуальное гостевание – это новая форма работы, в ходе которой дошкольники знакомятся с профессиями родителей. Задача виртуального гостя не просто рассказать на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показать рабочее место, оборудование, инструменты, которые используют в своей работе.
Благодаря мероприятиям практического этапа была создана копилка практических разработок:
- Картотека дидактических игр «В мире профессий».
- Банк презентаций и видеороликов: «Профессии прошлого и настоящего», «Кем работают мои родители» и т.д.
- Банк виртуальных экскурсий: «Стоматологический кабинет», «Скорая помощь», «Процедурный кабинет инфекционной больницы» и т.д.
- Лэпбуки: «В мире профессий», «Швея», «Профессия «Врач» - что мы о ней знаем», «Строитель».
- Проектные работы: «Кем быть?», «Профессии моей семьи», «Билет в будущее», «Много профессий хороших и разных», «Мир профессий».
Своеобразным подведением итога работы с детьми стала олимпиада «Знатоки профессий». Олимпиада включала в себя задания на знание основных профессий и предметов, необходимых людям этих профессий, а также на внимание, сообразительность и фантазию.
По итогам реализации проекта были разработаны методические рекомендации «Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС ДО», использование в работе которых поможет повысить уровень профессионального мастерства членов педагогического коллектива и качество работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями.
Выбор профессии – одно из наиболее серьёзных и важных жизненных решений. Чем больше ребёнок узнает о труде взрослых, тем легче ему будет сделать выбор, который определит его жизнь.
Список литературы:
1.Алябьева Е.А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях -М.: ТЦ Сфера, 2016
2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания - М.: Мозаика-Синтез, 2011