Организация развивающей среды дома
В самом широком контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. Развивающая среда -
это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Создавая детскую комнату своей мечты, взрослые безнадежно далеко уходят от развивающей среды в том понимании, которым ее наделяют психологи и педагоги.
Обратите внимание, совершаете ли вы такие ошибки:
• Детская комната напоминает склад игрушек, имеется большое количество однообразных игрушек.
• Игры и пособия располагаются на верхних полках – подальше от вездесущих ручек малыша, чтобы он, ни в коем случае, не мог достать все это сам, испортить, порвать, разбросать.
• Ребенок является пассивным потребителем маминых инициатив – только от взрослого исходят постоянные предложения игр, занятий и развлечений для крохи, на которые он соглашается или нет.
• Состав игр и игрушек изменяется бессистемно, а-то и вовсе остается статичным в течение длительного времени.
Как же использовать окружающее пространство на пользу развития ребенка?
Сначала стоит избавиться от ненужных, однообразных, неактуальных возрасту ребенка игрушек и игр. То, что останется после вашей беспристрастной ревизии, распределите по нескольким зонам развития (сделать это можно, разложив по разным коробкам, контейнерам, ящикам и полкам). Это нужно для того, чтобы вы наглядно увидели, все ли ключевые зоны развития представлены в окружении вашего ребенка, и насколько гармонично они представлены.
Развивающая среда ребенка дошкольника обязательно должна включать игры, игрушки и пособия, «работающие» на следующие направления развития:
• Развитие речи: поместите сюда книги и тематические альбомы, плакаты и карточки, дидактические игры для развития речи, карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики.
• Развитие мелкой моторики и сенсорное развитие: здесь займут достойное место шнуровки, бусы, мозаики, конструкторы, игрушки с застежками, кнопками, рычагами и переключателями, игрушки из разных на ощупь материалов, крупы и другие сыпучие материалы и т.п.
• Развитие логики: к этой зоне относятся кубики и паззлы, матрешки, пирамидки, счетный материал, лото, домино и другие настольные логические игры.
• Развитие творческих способностей: здесь разместите материалы для творчества ребенка (краски, карандаши, бумагу, пластилин, цветную бумагу и картон, природные материалы для поделок и т.д.), а также открытки, календари с репродукциями картин и выставку творческих работ малыша.
Помните, создание среды - это творческий процесс. В нём принимают участие две стороны – родители и дети. Дерзайте и у вас получится!
Подготовила Михайлова А.П.,
учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад №26»