Статья на тему:
«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД».
Введение ФГОС повлияло на роль обучающихся в учебном процессе. Вместо привычных знаний, умений и навыков обучающиеся приобретают универсальные учебные действия (УУД). Такие изменения связаны с требованием общества: обществу нужен человек, способный к саморазвитию и самоизменению. Иначе говоря, сущность современного образования заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становится её субъектом, т.е. обучение осуществляется ради самоизменения. В процессе деятельности обучающиеся должны овладеть следующими умениями: умением ставить учебные задачи, планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществлять контроль выполнения работы, оценивать полученные результаты. Организацию учебной деятельности обучающихся обеспечивают регулятивные универсальные учебные действия.
Проблемой организации самостоятельной работы занимались следующие авторы: М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.А. Зимняя, Р.А. Низамова, О.А. Нильсон, П.И, Пидкасистый и др.
И.А. Зимняя отмечает психологические аспекты данного понятия. По её мнению, самостоятельная работа – это, во-первых, следствие правильно организованной учебной деятельности школьника на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Во-вторых, самостоятельная работа – более широкое понятие, чем домашняя работа. В целом это параллельно существующая занятость учащегося по выбранной им из готовых или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными её особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования, связанная с его работой в классе.
Чтобы узнать, усвоил ли обучающийся определённый материал, учитель организует самостоятельные работы. Но такой вид деятельности не всегда даёт хорошие результаты. Причиной такого исхода событий может быть неподготовленность школьников к самостоятельному выполнению заданий. Поэтому учителю необходимо научиться грамотно организовывать самостоятельные работы.
Организацию самостоятельной работы условно можно разделить на три этапа: подготовка к самостоятельной работе; проведение самостоятельной работы; проверка результатов, полученных в результате проведения самостоятельной работы.
Проведение самостоятельных работ. Практика школ свидетельствует о том, что проведение самостоятельных работ – это, чаще всего, неконтролируемый процесс. Во время выполнения обучающимися заданий, учителя проверяют тетради, заполняют журналы и др. В свою очередь обучающиеся не получают своевременно необходимой коррекции, что может привести к неудовлетворительным результатам работ.
Исследования психологов показали, что обратная связь в начале самостоятельной работы оказывает сильное мотивационное и регулятивное действие. Способ оценки и контроля может стать основой выработки сравнительно быстро стабилизирующихся позиций, эмоционально насыщенных. Процесс выполнения обучающимися самостоятельной работы может сопровождаться контрольной информацией со стороны учителя, выражающейся такими словами, как «хорошо», «правильно», «неправильно». Отметим, что словесный контроль оказывает наиболее эффективное воздействие на обучающегося, если он осуществляется сразу после нахождения решения. Также контрольной информацией могут служить кивок головой или движение руки.
Наиболее значимым и приемлемым методом коррективного контроля является непосредственное наблюдение за выполнением заданий. Необходимо осуществлять наблюдение за всеми обучающимся, чтобы видеть общую картину деятельности школьников: как воспринимается ими задача, как проявляется интерес, активность, сосредоточенность; у кого возникает затруднение, неуверенность.
Таблица 1.
Сопоставление умений самостоятельной работы с этапами её организации
Этапы | Умения |
Подготовка к выполнению самостоятельной работы | анализировать условия задачи и делать выводы на основе сопоставления с определениями; находить новые методы решения задач; разбивать условия задачи на подзадачи; определять, какие понятия, теоремы, правила необходимо использовать для решения данной задачи; планировать свою деятельность по работе с теоретическим и практическим материалом; выделять наиболее рациональные пути решения задачи; самостоятельно работать с математическим текстом. |
Проведение самостоятельных работ | решать типовую задачу, используя известный приём; настойчиво добиваться выполнения цели собственными силами; решать задачу в нестандартных условиях; |
Проверка полученных результатов | |
Основываясь на результатах таблицы, можно сформулировать вывод о том, что формирование у обучающихся умений самостоятельной работы происходит на каждом ранее выделенном этапе.
Во ФГОС ООО регулятивные УУД рассматриваются как составляющая «метапредметных результатов» образования. Регулятивные УУД включают в себя действия целеполагания, проявление которых выражается в способности:
• ставить новые учебные цели и задачи;
• планировать достижение учебных целей и задач;
• выбирать эффективные пути и средства достижения целей;
• контролировать свои действия как по результату, так и по способу действия;
• осуществлять коррекцию их выполнения.
Дополним данную таблицу ещё одним столбцом, в котором укажем, формируемые на каждом этапе регулятивные УУД (Таблица 2.).
Таким образом, можно заметить, что самостоятельная работа является средством формирования регулятивных УУД. Но, в деятельностном подходе формирование регулятивных УУД произойдёт лишь тогда, когда школьники будут знать, как научиться самостоятельно выполнять различные виды деятельности. Для этого необходимо сформулировать рекомендации для учителей по организации самостоятельной работы.
Таблица 2.
Сопоставление умений и регулятивных УУД, формируемых в процессе организации самостоятельной работы с её этапами
Этапы | Умения | Регулятивные УУД |
Подготовка к выполнению самостоятельной работы | анализировать условия задачи и делать выводы на основе сопоставления с определениями; находить новые методы решения задач; разбивать условия задачи на подзадачи; определять, какие понятия, теоремы, правила необходимо использовать для решения данной задачи; планировать свою деятельность по работе с теоретическим и практическим материалом; выделять наиболее рациональные пути решения задачи; самостоятельно работать с математическим текстом. | целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция. |
Проведение самостоятельной работы | решать типовую задачу, используя известный приём; настойчиво добиваться выполнения цели собственными силами; решать задачу в нестандартных условиях; | целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция. |
Проверка полученных результатов | | |
Соотнесены этапы, умения и регулятивные УУД, и показано, что самостоятельная работа является средством формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Список литературы
Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961. - 240 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - 2 изд. – М.: «Логос», 2000. - 378 с.
Леонкин М.И. Организация самостоятельной работы на уроках математики // Математика. - 2014. - №9. - С. 11-16.
Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
Моро М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках арифметики в начальных классах. - М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 160 с.
Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 153-160.
Борисенко Л. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе // Учитель. - 2014. - №1. - С. 5-11.
Волчегорская Е.Ю., Титаренко Н.Н, Лукьянович А.К. Особенности оценивания уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - №4. - С. 41-45.
Чанчикова Е.В. Приёмы организации самостоятельной работы по математике // Начальная школа. - 2011. - №11. - С. 12-14.