СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной работы студентов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача самостоятельной работы студентов - овладение фундаментальными знаниями, профессиональными компетенциями, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы студентов»

Доклад

Организация самостоятельной работы студентов

Преподаватель специальных дисциплин Агарева Н.Ш.


Цель профессионального образования - формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, предпринимательской и инновационной деятельности. Важная роль в достижении этой цели принадлежит самостоятельной работе. Главная задача самостоятельной работы студентов - овладение фундаментальными знаниями, профессиональными компетенциями, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа (далее СРС) выступает формой, методом, средством и условием развития познавательной активности будущего специалиста. Ее основные задачи реализуются посредством организации учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, выполняемой во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание и объем самостоятельной работы студента определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учебными планами специальности (направления подготовки) и программами конкретных дисциплин.

Я выделяю основные методологические принципы самостоятельной работы: целенаправленность, системность, систематичность, логичность, эффективность, полезность, безопасность.

Самостоятельная работа - сложный многогранный индивидуальный творческий процесс поиска, приобретения и усвоения знаний обучающимися.

Характер и качество самостоятельной работы студента, методические подходы к её пониманию студентами в определяющей степени зависят от каждого преподавателя. Поэтому рассмотрение самостоятельной работы студентов я осуществляю в контексте с выяснением роли преподавателя в её организации и осуществлении. Преподаватель не должен довлеть и навязывать студенту свою точку зрения. Моя роль заключается в рекомендациях, ответах на возникающие у студентов в ходе самостоятельной работы вопросы, контроле сроков и качества выполнения индивидуальных заданий.

Студент должен иметь ясное представление о том, какую помощь в самостоятельной работе ему оказывает преподаватель, каким образом осуществляются контроль над этой работой и отчет по ней. Студент должен четко понимать, что ему нужно делать и как это делать в систематическом, практически ежедневном, самостоятельном поиске знаний.

Этот процесс должен увлекать успешной организацией самостоятельной работы, следует правильно ее структурировать. Не следует давать непосильных заданий, они должны усложняться постепенно.

Можно выделить три уровня самостоятельной работы: репродуктивный, продуктивный и творческий. Для усвоения новых знаний, углубления и повторения, ранее приобретенных знаний их обобщения и систематизации на каждом из выделенных уровней предусмотрены различные формы самостоятельной работы.

К 1-му уровню следует отнести такие виды работ как восприятие учебной информации из различных источников, подготовка текстуального конспекта, репродуктивное воспроизведение знаний.

2-й уровень предполагает умение подготовить свободный конспект по результатам осмысления студентом изученного материала, составить план прочитанной книги (статьи), составить библиографический список, осуществлять накопление научной информации в виде выписок и цитат и т. п. Владеющим этими навыками студентам следует рекомендовать представление учебного материала в форме классификационных, технологических и других схем, диаграмм, графиков, картограмм, схематизированных и не схематизированных рисунков. Индивидуальными заданиями на этом уровне я ставлю: подготовку устных и письменных ответов на предложенные преподавателем вопросы, составление вопросов по изученному материалу, подготовка тематического словаря, решение и составление кроссвордов, требующих знаний учебного материала, рецензирование и оценка письменных работ однокурсников.

На 3-м уровне задачи усложняются: подготовка рефератов, обзоров, справок, тезисов, докладов, рекламных проспектов, рецензирование научной и учебной литературы и др. В ходе сбора и анализа информации при проведении курсового и дипломного (квалификационного) исследования потребуются умения и навыки установления полноты, достоверности, доступности,

системности, доказательности материала из различных источников, выявления факторов, влияющих на то или иное общественное явление, процесс, событие.

Особые формы самостоятельной работы предусмотрены для формирования практических умений и навыков:

На 1-м уровне следует рекомендовать решение задач, примеров, ситуаций (репродуктивный характер работы).

2-й уровень предполагает подготовку отдельных фрагментов и выполнение конкретной роли в деловой игре, разработку и изготовление иллюстративных материалов, составление и решение задач продуктивного характера (с недостающими исходными данными, с избыточными данными, с противоречивыми данными, допускающие ту или иную степень вероятности решения), составление мини-ситуаций, заданий, тестов, программ, анкет, участие в конкурсах, дискуссиях, встречах за «круглым столом» и другие формы активного обучения, создание мультимедийных презентаций и др.

3-й творческий уровень предусматривает формирование навыков самостоятельной постановки исследовательских задач, выбора методов исследования, проведения теоретического и экспериментального исследования.

Самостоятельная работа студентов осуществляется во всех видах учебно-воспитательного процесса: в ходе усвоения ими лекционного материала, при изучении учебной и научной литературы, подготовке к семинарским занятиям, теоретической конференции, экзаменам и зачетам.