Мацулевич О.Л., учитель начальных классов 1категории
МБОУ «Гимназия №80».
Системно- деятельностный подход — это развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных способов деятельности.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности .
Быть субъектом — быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели;
- решать задачи;
- отвечать за результаты .
Традиционный
Системно-деятельностный
Цель: дать определенный объем ЗУН
Цель: сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию.
Психолого- педагогическое основание: развитие течет спонтанно по внутренним законам, а обучение, по выражению Л.С.Выготского «плетется в хвосте детского развития.»
Психолого- педагогическое основание: ориентация не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Опираться на процессы , которые лежат в зоне ближайшего развития
Ученик- «объект» обучения
Ученик- « субъект» обучения
Традиционный
Системно-деятельностный
Основные методы связаны с объяснением и показом.
Основные методы связаны с организацией деятельности.
Цель урока навязывается сверху.
Учитель создает условия для постановки цели учеником.
Учебный процесс-передача учебной информации учителем ,показ и тренировка.
Общий принцип действия через показ и тренировку не усвоить. Его нужно извлечь из способа и обобщить , провести элементарное исследование.
Система достаточно инертна по отношению к способам действия учащихся.
Способ действия является важнейшим компонентом преобразования и усвоения системы понятий
Основная задача: усвоение определенной суммы ЗУН
Усваивается определенная система понятий, которая является основным компонентом содержания обучения
ТИП УРОКА(А.К.ДУСАВИЦКИЙ)
- Урок постановки учебной задачи.
- Урок решения учебной задачи.
- Урок моделирования и преобразования модели.
- Урок решения частных задач с применением открытого способа.
- Урок контроля и оценки.
1. Уроки «открытия» нового знания 2. Уроки рефлексии 3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности) 4. Уроки развивающего контроля
.
- 1. Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы понятий.
Деятельностная цель:
формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий
- 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса и построение обобщённых норм учебной деятельности
- 4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
1. Организационный момент
- включение детей в деятельность; выделение содержательной области .
- включение детей в деятельность; выделение содержательной области .
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области .
2. Постановка учебной задачи
- актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации; выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение, темы и цели урока;
- актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации; выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение, темы и цели урока;
- актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
- создание проблемной ситуации;
- выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение, темы и цели урока;
3. «Открытие» детьми нового:
- организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма ;
- организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма ;
- организация самостоятельной исследовательской деятельности;
- выведение алгоритма ;
4. Первичное закрепление:
- выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
- выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
- выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
5. Самоанализ и самоконтроль.
6. Итог урока. Рефлексия .
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Тема: «Главные члены предложения»
- О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт – сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг. (А.С.Пушкин)
- - Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?
- Прочитайте на доске тему урока и определите, с чем вы уже знакомы.
- Что вызывает вопрос?
- Какие задачи урока поставим?
на лыжах
- Определить, какое новое знание должно быть «открыто».
- Продумать ситуацию для постановки проблемы урока.
- Спланировать этапы урока(по необходимости)
- Спроектировать поиск решения проблемы учениками(открытие нового знания учениками)
- Запланировать выражение решения проблемы. Как мы решили поставленную проблему?
- Выбрать задания для применения нового знания
- Продумать рефлексию учебной деятельности на уроке.(Итог)
Позиция учителя — профессионала :
- демонстрирует культурные образцы действий;
- инициирует пробные действия детей;
- консультирует, корректирует действия;
- ищет способы включить в работу каждого .