Организация учебной деятельности на уроке литературы
Татьяна Петровна Лысак
Учитель высшей категории
ГБОУ ЛНР «ЛСШ № 26»
Постановка цели и учебной задачи на уроке
УРОК основная форма учебно-воспитательного процесса
ФГОС ставит главной задачей развитие личности учащегося
Литература формирует личность ученика
Урок является основной формой организации процесса литературного
образования школьников
Усвоение учебного материала
- 1. Работа с отношением учащихся к тому, что предстоит сделать или изучить, пробуждение эмоций, интереса, личностной заинтересованности.
- 2. Работа сознания: построение плана действий, поиск необходимых знаний, средств и инструментов для реализации.
- 3. Собственно деятельность.
Определение целей через содержание
- «Изучить поэтические особенности поздней лирики М.Ю. Лермонтова»
- «Изучить образы главных героев пьесы М. Горького «На дне»
Определение целей через деятельность учителя
- «Научить выявлять метафору в поэтическом тексте»
- «Продемонстрировать особенности поэтического стиля Ф.И. Тютчева»
Постановка целей с помощью внутренних процессов интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика
- «Развить умение выразительного чтения»
- «Формировать умения самостоятельно анализировать художественное произведение»
Постановка целей посредством учебной деятельности учащихся
- «Выявление особенностей символистской эстетики в стихотворениях А. Блока»
- «Анализ композиции рассказа
- А.П. Чехова «Дама с собачкой»
Педагогические цели и задачи
- – стратегические цели образования
- (Концепция модернизации, Закон об образовании, образовательный стандарт);
- – общие и частные цели обучения
- (концепция образовательного учреждения, документы, отражающие специфику видения педагогическим коллективом школы образа выпускника этой школы).
МОТИВАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:
- – что учащийся прочувствует
- – чем заинтересуется
- – чего захочет
- – какое стремление усилит
КОГНИТИВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- – что учащийся поймет
- – о чем задумается
- – что осмыслит
- – к какому выводу придет
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- – какие навыки закрепит
- – какие умения приобретет
- – какие способности и
- в чем усилит
ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВИТ ПРОГРАММА:
- 1. Помочь ученикам перейти от уровня содержания (пересказ) к уровню смысла (выделение проблем, их решение автором); помочь прийти к постижению художественной идеи произведения ( содержательная цель ).
- 2. Продолжать обучение языку словесного искусства ( обучающая и развивающая цель ).
- 3. Способствовать развитию литературных способностей ребенка: эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образному обобщению словесных образов ( развивающая ).
- 4. Продолжать формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст ( обучающая и развивающая цель ).
- 5. Расширять культурный кругозор ребенка ( развивающая ).
- 6. Учить ребёнка оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей ( обучающая ).
Алгоритм постановки диагностических целей системы уроков
- 1. Применительно к конкретному произведению формулируем его концепцию.
- 2. Формулируем цели в диагностической форме, последовательно отвечая на вопросы:
- -Что смогут узнать ученики из наших уроков?
- - Какие понятия ученики будут осваивать на уроках?
- 3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне?
- 4. В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома?
ТЕМА
- «Комические приемы в рассказах
- А. П. Чехова»
Что смогут узнать ученики из нашего урока?
- А.П. Чехов – писатель, в комических рассказах которого авторское отношение проявляется посредством
- художественной детали;
- антитеза служит способом создания образов и композиции произведения.
- О жизни России конца XIX века.
Какие понятия ученики освоят на уроке или будут продолжать осваивать?
- Продолжат осваивать представления
- - о точке зрения в литературном произведении
- - о портрете и речевой характеристике персонажа как способах создания его образа,
- - об авторском отношении и способах его выражения в тексте
Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне?
- Будут учиться, работая с рассказом:
- – характеризовать персонажей и сравнивать их между собой;
- – передавать в выразительном чтении чувства персонажей и их отношение к событиям и людям;
- – определять отношение автора к персонажам.
- Будут совершенствовать:
- – умение в чтении интонационно передавать настроение героев и их отношение друг к другу;
- – умение определять тему, проблематику и идею эпического произведения;
- – умение соотносить начало, финал произведения и его название с идеей.
В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома?
- Ученики смогут после анализа текста:
- – точно охарактеризовать каждого героя и отношения между ними и мотивировать свое видение ( уровень понимания );
- – выделить элементы фабулы в рассказе и объяснить, почему отношение Толстого в финале меняется ( уровень знания и уровень понимания );
- – обосновать свое отношение к поведению Тонкого и Толстого ( уровень понимания );
- – объяснить, почему в рассказе так много деталей ( уровень понимания );
- – передать в словесной форме идею рассказа и объяснить, какие элементы сюжета помогают Чехову ее выразить ( уровень понимания );
- – выразительно прочитать диалог героев ( интерпретация, творческий уровень ).
Проектирование учебных задач
- Учебная задача может быть поставлена двумя способами:
- 1. Как аналитическое задание (Например, вопрос, заставляющий детей задуматься над какими-то проблемами произведения).
- 2. Как творческое задание : оформить книгу, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации к произведению и т.п.)
Признаки проблемного вопроса
- - многовариантность ответов
- - сложность
- - доступность ученикам
- - интерес
- - ёмкость
Примеры проблемного вопроса
- Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчастливой?
- Оправдывает ли А.С. Пушкин Дуню в повести «Станционный смотритель»?
- Согласны ли вы с мнением М.И. Цветаевой о героях «Капитанской дочки»: Пугачев — это все, а Гринев — ничто? Фаталист ли Печорин?
- Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой? Штольц – делец или герой новой русской жизни?
Проектирование проблемной ситуации
Посмотрите портреты Манилова, изображенные художниками
П.М. Боклевским и А.М. Лаптевым
Опишите Манилова на иллюстрации
Классификация уроков литературы (отличие классических уроков от нетрадиционных)
- - классические типы уроков литературы, основой организации которых является реализация целей обучения, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками;
- - нетрадиционные типы уроков литературы, в организации которых на первый план выдвигается реализация развивающей и воспитательной целей. Данные типы уроков направлены, в первую очередь, на формирование и развитие личностных качеств учащихся [Коханова, 2011: 113]
КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКОВ:
- - урок формирования знаний, умений и навыков;
- - урок закрепления знаний, умений и навыков;
- - урок повторения и обобщения изученного материала;
- - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- - урок самостоятельной работы;
- - урок контроля;
- - комбинированный урок (характеризуется сочетанием нескольких типов уроков).
НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ:
- - урок-путешествие;
- - урок-соревнование;
- - интегрированный урок;
- - урок-исследование;
- - урок-интерпретация;
- - урок-конференция.
СТРУКТУРА УРОКА –
- это не только его состав, но и прежде всего вариант взаимодействия одних и тех же элементов урока
Основные этапы урока:
- 1) организационный момент призван создать психологическую установку, необходимую для работы в классе, и сконцентрировать внимание учащихся на последующей совместной работе;
- 2) вступительное слово учителя, в рамках которого необходимо актуализировать связь с предыдущим уроком, а также обозначить: цели урока в доступной для учащихся форме; предполагаемый план работы на уроке; планируемый результат урока; виды и критерии оценивания деятельности учащихся;
- 3) реализация образовательной цели с помощью методов и приемов, которые соответствуют содержанию изучаемого материала;
- 4) диагностика, необходимая в процессе реализации образовательной цели;
- 5) заключительный этап урока предполагает формулировку выводов и установление связи со следующим уроком;
- 6) представление домашнего задания (в устной форме и графической форме на доске или в мультимедийной презентации, сопровождающей урок), а также рекомендаций его выполнения с возможной демонстрацией образцов выполнения задания;
- 7) подведение итогов, заключающееся в оценивании работы учащихся на уроке
- [Коханова, 2011: 117-118].
СРАВНИТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ И КОНСПЕКТА УРОКА
Технологическая карта урока по ФГОС
Конспект урока
Позволяет демонстрировать системнодеятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками
Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя
Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процессе каждого учебного действия
Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс
Указываются только общие цели всего урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО:
- • самому осмыслить произведение, которое он собирается изучать с детьми;
- • выяснить, как это произведение восприняли его ученики, какие трудности возникли у них при чтении;
- • определить, какие образовательные задачи он будет решать на уроках.