СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебной деятельности на уроке литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

О требованиях к современному уроку. О постановке целей и учебных задач. Об отличии классического и нестандартного уроков. 

Просмотр содержимого документа
«Организация учебной деятельности на уроке литературы»

Организация учебной  деятельности на уроке литературы Татьяна Петровна Лысак Учитель высшей категории ГБОУ ЛНР «ЛСШ № 26»

Организация учебной деятельности на уроке литературы

Татьяна Петровна Лысак

Учитель высшей категории

ГБОУ ЛНР «ЛСШ № 26»

Постановка цели и учебной задачи на уроке УРОК  основная форма учебно-воспитательного процесса  ФГОС  ставит главной задачей развитие личности учащегося  Литература формирует личность ученика  Урок является основной формой организации процесса литературного образования школьников

Постановка цели и учебной задачи на уроке

УРОК основная форма учебно-воспитательного процесса

ФГОС ставит главной задачей развитие личности учащегося

Литература формирует личность ученика

Урок является основной формой организации процесса литературного

образования школьников

Усвоение учебного материала 1. Работа с отношением учащихся к тому, что предстоит сделать или изучить, пробуждение эмоций, интереса, личностной заинтересованности. 2. Работа сознания: построение плана действий, поиск необходимых знаний, средств и инструментов для реализации. 3.  Собственно деятельность.

Усвоение учебного материала

  • 1. Работа с отношением учащихся к тому, что предстоит сделать или изучить, пробуждение эмоций, интереса, личностной заинтересованности.
  • 2. Работа сознания: построение плана действий, поиск необходимых знаний, средств и инструментов для реализации.
  • 3. Собственно деятельность.
 Определение целей через содержание «Изучить поэтические особенности поздней лирики М.Ю. Лермонтова» «Изучить образы главных героев пьесы М. Горького «На дне»

Определение целей через содержание

  • «Изучить поэтические особенности поздней лирики М.Ю. Лермонтова»
  • «Изучить образы главных героев пьесы М. Горького «На дне»
 Определение целей через деятельность учителя «Научить выявлять метафору в поэтическом тексте» «Продемонстрировать особенности поэтического стиля Ф.И. Тютчева»

Определение целей через деятельность учителя

  • «Научить выявлять метафору в поэтическом тексте»
  • «Продемонстрировать особенности поэтического стиля Ф.И. Тютчева»
Постановка целей с помощью внутренних процессов интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика «Развить умение выразительного чтения» «Формировать умения самостоятельно анализировать художественное произведение»

Постановка целей с помощью внутренних процессов интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика

  • «Развить умение выразительного чтения»
  • «Формировать умения самостоятельно анализировать художественное произведение»
Постановка целей посредством учебной деятельности учащихся «Выявление особенностей символистской эстетики в стихотворениях А. Блока» «Анализ композиции рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»

Постановка целей посредством учебной деятельности учащихся

  • «Выявление особенностей символистской эстетики в стихотворениях А. Блока»
  • «Анализ композиции рассказа
  • А.П. Чехова «Дама с собачкой»
Педагогические цели и задачи – стратегические цели образования (Концепция модернизации, Закон об образовании, образовательный стандарт); – общие и частные цели обучения (концепция образовательного учреждения, документы, отражающие специфику видения педагогическим коллективом школы образа выпускника этой школы).

Педагогические цели и задачи

  • стратегические цели образования
  • (Концепция модернизации, Закон об образовании, образовательный стандарт);
  • общие и частные цели обучения
  • (концепция образовательного учреждения, документы, отражающие специфику видения педагогическим коллективом школы образа выпускника этой школы).
МОТИВАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ: – что учащийся прочувствует – чем заинтересуется – чего захочет – какое стремление усилит

МОТИВАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

  • что учащийся прочувствует
  • чем заинтересуется
  • чего захочет
  • какое стремление усилит
КОГНИТИВНЫЕ ЗАДАЧИ: – что учащийся поймет – о чем задумается – что осмыслит – к какому выводу придет

КОГНИТИВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • что учащийся поймет
  • о чем задумается
  • что осмыслит
  • к какому выводу придет
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: – какие навыки закрепит – какие умения приобретет – какие способности и  в чем усилит

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  • какие навыки закрепит
  • какие умения приобретет
  • какие способности и
  • в чем усилит
ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВИТ ПРОГРАММА: 1. Помочь ученикам перейти от уровня содержания (пересказ) к уровню смысла (выделение проблем, их решение автором); помочь прийти к постижению художественной идеи произведения ( содержательная цель ). 2. Продолжать обучение языку словесного искусства ( обучающая и развивающая цель ). 3. Способствовать развитию литературных способностей ребенка: эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образному обобщению словесных образов ( развивающая ). 4. Продолжать формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст ( обучающая и развивающая цель ). 5. Расширять культурный кругозор ребенка ( развивающая ). 6. Учить ребёнка оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей ( обучающая ).

ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВИТ ПРОГРАММА:

  • 1. Помочь ученикам перейти от уровня содержания (пересказ) к уровню смысла (выделение проблем, их решение автором); помочь прийти к постижению художественной идеи произведения ( содержательная цель ).
  • 2. Продолжать обучение языку словесного искусства ( обучающая и развивающая цель ).
  • 3. Способствовать развитию литературных способностей ребенка: эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и образному обобщению словесных образов ( развивающая ).
  • 4. Продолжать формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст ( обучающая и развивающая цель ).
  • 5. Расширять культурный кругозор ребенка ( развивающая ).
  • 6. Учить ребёнка оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей ( обучающая ).
Алгоритм постановки диагностических целей системы уроков 1. Применительно к конкретному произведению формулируем его концепцию. 2. Формулируем цели в диагностической форме, последовательно отвечая на вопросы: -Что смогут узнать ученики из наших уроков? - Какие понятия ученики будут осваивать на уроках? 3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне? 4. В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома?

Алгоритм постановки диагностических целей системы уроков

  • 1. Применительно к конкретному произведению формулируем его концепцию.
  • 2. Формулируем цели в диагностической форме, последовательно отвечая на вопросы:
  • -Что смогут узнать ученики из наших уроков?
  • - Какие понятия ученики будут осваивать на уроках?
  • 3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне?
  • 4. В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома?
ТЕМА «Комические приемы в рассказах А. П. Чехова»

ТЕМА

  • «Комические приемы в рассказах
  • А. П. Чехова»
Что смогут узнать ученики из нашего урока? А.П. Чехов – писатель, в комических рассказах которого авторское отношение проявляется посредством художественной детали; антитеза служит способом создания образов и композиции произведения.  О жизни России конца XIX века.

Что смогут узнать ученики из нашего урока?

  • А.П. Чехов – писатель, в комических рассказах которого авторское отношение проявляется посредством
  • художественной детали;
  • антитеза служит способом создания образов и композиции произведения.
  • О жизни России конца XIX века.
Какие понятия ученики освоят на уроке или будут продолжать осваивать? Продолжат осваивать представления - о точке зрения в литературном произведении  - о портрете и речевой характеристике персонажа как способах создания его образа, - об авторском отношении и способах его выражения в тексте

Какие понятия ученики освоят на уроке или будут продолжать осваивать?

  • Продолжат осваивать представления
  • - о точке зрения в литературном произведении
  • - о портрете и речевой характеристике персонажа как способах создания его образа,
  • - об авторском отношении и способах его выражения в тексте
Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне? Будут учиться, работая с рассказом: – характеризовать персонажей и сравнивать их между собой; – передавать в выразительном чтении чувства персонажей и их отношение к событиям и людям; – определять отношение автора к персонажам. Будут совершенствовать: – умение в чтении интонационно передавать настроение героев и их отношение друг к другу; – умение определять тему, проблематику и идею эпического произведения; – умение соотносить начало, финал произведения и его название с идеей.

Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне?

  • Будут учиться, работая с рассказом:
  • характеризовать персонажей и сравнивать их между собой;
  • передавать в выразительном чтении чувства персонажей и их отношение к событиям и людям;
  • определять отношение автора к персонажам.
  • Будут совершенствовать:
  • умение в чтении интонационно передавать настроение героев и их отношение друг к другу;
  • умение определять тему, проблематику и идею эпического произведения;
  • умение соотносить начало, финал произведения и его название с идеей.
В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома? Ученики смогут после анализа текста: – точно охарактеризовать каждого героя и отношения между ними и мотивировать свое видение ( уровень понимания ); – выделить элементы фабулы в рассказе и объяснить, почему отношение Толстого в финале меняется ( уровень знания и уровень понимания ); – обосновать свое отношение к поведению Тонкого и Толстого ( уровень понимания ); – объяснить, почему в рассказе так много деталей ( уровень понимания ); – передать в словесной форме идею рассказа и объяснить, какие элементы сюжета помогают Чехову ее выразить ( уровень понимания ); – выразительно прочитать диалог героев ( интерпретация, творческий уровень ).

В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома?

  • Ученики смогут после анализа текста:
  • точно охарактеризовать каждого героя и отношения между ними и мотивировать свое видение ( уровень понимания );
  • выделить элементы фабулы в рассказе и объяснить, почему отношение Толстого в финале меняется ( уровень знания и уровень понимания );
  • обосновать свое отношение к поведению Тонкого и Толстого ( уровень понимания );
  • объяснить, почему в рассказе так много деталей ( уровень понимания );
  • передать в словесной форме идею рассказа и объяснить, какие элементы сюжета помогают Чехову ее выразить ( уровень понимания );
  • выразительно прочитать диалог героев ( интерпретация, творческий уровень ).
Проектирование учебных задач Учебная задача может быть поставлена двумя способами: 1. Как аналитическое задание (Например, вопрос, заставляющий детей задуматься над какими-то проблемами произведения). 2. Как творческое задание : оформить книгу, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации к произведению и т.п.)

Проектирование учебных задач

  • Учебная задача может быть поставлена двумя способами:
  • 1. Как аналитическое задание (Например, вопрос, заставляющий детей задуматься над какими-то проблемами произведения).
  • 2. Как творческое задание : оформить книгу, подобрать живописные или музыкальные иллюстрации к произведению и т.п.)
Признаки проблемного вопроса - многовариантность ответов - сложность - доступность ученикам - интерес - ёмкость

Признаки проблемного вопроса

  • - многовариантность ответов
  • - сложность
  • - доступность ученикам
  • - интерес
  • - ёмкость
Примеры проблемного вопроса Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчастливой? Оправдывает ли А.С. Пушкин Дуню в повести «Станционный смотритель»?  Согласны ли вы с мнением М.И. Цветаевой о героях «Капитанской дочки»: Пугачев — это все, а Гринев — ничто? Фаталист ли Печорин?  Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой? Штольц – делец или герой новой русской жизни?

Примеры проблемного вопроса

  • Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчастливой?
  • Оправдывает ли А.С. Пушкин Дуню в повести «Станционный смотритель»?
  • Согласны ли вы с мнением М.И. Цветаевой о героях «Капитанской дочки»: Пугачев — это все, а Гринев — ничто? Фаталист ли Печорин?
  • Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой? Штольц – делец или герой новой русской жизни?
Проектирование проблемной ситуации Посмотрите портреты Манилова, изображенные художниками П.М. Боклевским и А.М. Лаптевым Опишите Манилова на иллюстрации

Проектирование проблемной ситуации

Посмотрите портреты Манилова, изображенные художниками

П.М. Боклевским и А.М. Лаптевым

Опишите Манилова на иллюстрации

Классификация уроков литературы  (отличие классических уроков от нетрадиционных) - классические типы уроков литературы, основой организации которых является реализация целей обучения, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками; - нетрадиционные типы уроков литературы, в организации которых на первый план выдвигается реализация развивающей и воспитательной целей. Данные типы уроков направлены, в первую очередь, на формирование и развитие личностных качеств учащихся [Коханова, 2011: 113]

Классификация уроков литературы (отличие классических уроков от нетрадиционных)

  • - классические типы уроков литературы, основой организации которых является реализация целей обучения, направленных на овладение знаниями, умениями и навыками;
  • - нетрадиционные типы уроков литературы, в организации которых на первый план выдвигается реализация развивающей и воспитательной целей. Данные типы уроков направлены, в первую очередь, на формирование и развитие личностных качеств учащихся [Коханова, 2011: 113]
КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКОВ:   - урок формирования знаний, умений и навыков; - урок закрепления знаний, умений и навыков;  - урок повторения и обобщения изученного материала; - урок совершенствования знаний, умений и навыков;  - урок самостоятельной работы; - урок контроля;  - комбинированный урок (характеризуется сочетанием нескольких типов уроков).

КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКОВ:

  • - урок формирования знаний, умений и навыков;
  • - урок закрепления знаний, умений и навыков;
  • - урок повторения и обобщения изученного материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • - урок самостоятельной работы;
  • - урок контроля;
  • - комбинированный урок (характеризуется сочетанием нескольких типов уроков).
НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ:   - урок-путешествие; - урок-соревнование; - интегрированный урок; - урок-исследование; - урок-интерпретация; - урок-конференция.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • - урок-путешествие;
  • - урок-соревнование;
  • - интегрированный урок;
  • - урок-исследование;
  • - урок-интерпретация;
  • - урок-конференция.
СТРУКТУРА УРОКА –   это не только его состав, но и прежде всего вариант взаимодействия одних и тех же элементов урока

СТРУКТУРА УРОКА –

  • это не только его состав, но и прежде всего вариант взаимодействия одних и тех же элементов урока

Основные этапы урока:

  • 1) организационный момент призван создать психологическую установку, необходимую для работы в классе, и сконцентрировать внимание учащихся на последующей совместной работе;
  • 2) вступительное слово учителя, в рамках которого необходимо актуализировать связь с предыдущим уроком, а также обозначить: цели урока в доступной для учащихся форме; предполагаемый план работы на уроке; планируемый результат урока; виды и критерии оценивания деятельности учащихся;
  • 3) реализация образовательной цели с помощью методов и приемов, которые соответствуют содержанию изучаемого материала;
  • 4) диагностика, необходимая в процессе реализации образовательной цели;
  • 5) заключительный этап урока предполагает формулировку выводов и установление связи со следующим уроком;
  • 6) представление домашнего задания (в устной форме и графической форме на доске или в мультимедийной презентации, сопровождающей урок), а также рекомендаций его выполнения с возможной демонстрацией образцов выполнения задания;
  • 7) подведение итогов, заключающееся в оценивании работы учащихся на уроке
  • [Коханова, 2011: 117-118].
СРАВНИТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ И КОНСПЕКТА УРОКА Технологическая карта урока по ФГОС Конспект урока Позволяет демонстрировать системнодеятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процессе каждого учебного действия   Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс Указываются только общие цели всего урока

СРАВНИТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ И КОНСПЕКТА УРОКА

Технологическая карта урока по ФГОС

Конспект урока

Позволяет демонстрировать системнодеятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками

Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя

Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процессе каждого учебного действия

 

Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке

Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс

Указываются только общие цели всего урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО:   • самому осмыслить произведение, которое он собирается изучать с детьми; • выяснить, как это произведение восприняли его ученики, какие трудности возникли у них при чтении; • определить, какие образовательные задачи он будет решать на уроках.

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО:

  • • самому осмыслить произведение, которое он собирается изучать с детьми;
  • • выяснить, как это произведение восприняли его ученики, какие трудности возникли у них при чтении;
  • • определить, какие образовательные задачи он будет решать на уроках.