СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебных занятий в первые дни ребенка в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация учебных занятий в первые дни ребенка в школе»

Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»









Сообщение на тему:

«Организация учебных занятий

в первые дни ребенка в школе»













Выполнила: Чупрова Кристина,

студентка 413 группы

Проверила: преподаватель психолого – педагогических дисциплин

Осколкова А. И.













Балей, 2021

Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд перво­классника - серьезное испытание для самого младшего школьника. У первоклассника появляется множество барьеров, преодоление которых необходимо для успешного дальнейшего обучения. При переходе из дошкольного образовательного учреждения меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У младшего школьника сменяется  ведущий вид деятельности, а именно, игра заменяется обучением.

Первые дни ребенка в школе самые ответственные и важные не только для учеников, но и для учителя. Важно, чтобы период адаптации младших школьников к обучению прошла максимально успешно, чтобы дальнейший процесс обучения для них стал плодотворным и интересным.

Известно, что старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в педагогике и психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование кризиса семи лет. В этот период в психике ребенка происходят сложные изменения и новообразования: потеря непосредственности, возникновение форм поведения, опосредованных правилами и нормами, осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Одним из важных вопросов, которые возникают у учителя в первые дни: «Как помочь ребенку адаптироваться к школе, и как правильно организовать занятия, чтобы облегчить эту адаптацию?». Школьная адаптация – приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. Вместе с тем следует отметить, что затянувшийся процесс привыкания, протекающий болезненно и трудно, отрицательно влияет на человека, его самочувствие, эмоциональное состояние, отношение к деятельности.

Мы все знаем, какое большое значение имеет первое впечатление о каком-то месте или о каком-то человеке. А первое впечатление о школе, о первой учительнице не только может повлиять на ход всей дальнейшей учебы, но часто остается с человеком на всю жизнь. Поэтому, настолько важным больше и чаще говорить о том, как сделать первые дни учебы ребенка, как минимум, благополучными, а в идеале — радостными и счастливыми.

Но организовать такую ситуацию не просто. Потребуются серьезные усилия и от учителя, и от родителей. Причем не только усилия каждого в отдельности, но и согласованные, совместные усилия педагога и всей семьи.

Первые дни в школе – это знакомство с учителем, одноклассниками, изучение правил поведения в различных ситуациях.

В адаптационный период очень важным является установление отношений между учителем и детьми. Можно охарактеризовать их как весьма тонкие, поскольку любое неправильное действие учителя может привести к их нарушению: положительное эмоциональное восприятие школы сменяется на отрицательное. Учителю необходимо  быть доброжелательным, улыбчивым, приветливым, добродушным – человеком, с которым приятно заниматься любой деятельностью: учением, игрой, беседой.

Сейчас такая совместность по каким-то причинам стала крайне редким явлением. Она почти никогда не планируется, да и спонтанно происходит не часто. И вот тут важно максимально правильно спланировать первые уроки. Они должны быть доступными, понятными, но, мало того, еще и интересными. Нужно суметь распределить учебную нагрузку, чтобы дети не устали, а чтобы учебный процесс шел как надо, необходимо с самых первых дней поддерживать дисциплину, и приучать маленьких школьников к порядку.

Многие дети испытывают серьёзные трудности в установлении межличностных отношений с одноклассниками. В связи с этим знакомство обучающихся можно провести в игровой форме, так как младшие школьники находятся в процессе перехода от игры к учебе, игра все еще остается их ведущим видом деятельности. Например, проведение игры «У кого такое имя?», во время которой педагог называет имена, а обучающиеся встают, услышав свое имя. Инициатором общения младших школьников на этапе адаптации является учитель, поэтому ему необходимо создать благоприятные условия для взаимодействия первоклассников. Например, можно предложить обучающимся сыграть в игру «Расскажи о себе», «Кто я такой», «Где я живу», «Моя семья», «Узнай по описанию», «Портрет моего друга» и другие.

Чтобы успешно включиться в школьную жизнь и образовательный процесс, дети должны быть готовы к этому.

Подготовка ребенка к школе заслуживает отдельного разговора. Кроме занятий со школьным психологом, важным звеном в образовании учащихся является дошкольная база, то есть своевременное посещение им детского сада. Задача дошкольных учреждений выпустить полностью подготовленного к школе ребенка, чтобы он (кроме тех, кто имеет ограничения по здоровью), придя в первый класс, смог владеть элементарными знаниями и умениями. Особое внимание следует уделить детям, которые имеют дефекты в речи или отставания в умственном развитии, таким детям труднее адаптироваться к условиям школьной жизни, и с ними ведется персональная работа.

На первых занятиях обучающиеся узнают правила поведения в школе: как нужно здороваться и прощаться, как заходить в помещение, как вести себя в столовой, на уроке и перемене, правило поднятой руки, как вести себя в случае опоздания, в сложных ситуациях. Учитывая психические возрастные особенности обучающихся, правила повторяются до полного их усвоения.

Еще одной особенностью организации учебного процесса является сохранение подвижного режима, а именно: проведение динамических пауз и перемен, физминуток во время занятий. Бывшим дошкольникам сложно переносить статическое напряжение, поэтому их деятельность должна быть и активной, и разнообразной.

Таким образом, учебные занятия в первые дни ребенка в школе должны быть продуманы до мелочей: начиная от порядка на рабочем столе, заканчивая правилами поведения на перемене. Учителю необходимо учесть все факторы, обратить внимание на каждую малейшую деталь, и кроме этого, в срок выдать учебную программу, научить первоклассников правильно сидеть, держать ручку, читать, писать и считать.

В самую первую неделю не рекомендовано заострять внимание на учебной программе, в этот период проходит самый важный этап адаптации учащихся к новым условиям и правилам. В эти дни важно научить первоклассников необходимым нормам поведениям, гигиене письма и прочему. То есть, заложить «фундамент», основу для дальнейшей работы с ними. При учете всех требований и рекомендаций учитель начальной школы может оказать помощь в успешной адаптации к новым условиям среды, оказать психологическую поддержку нуждающимся обучающимся.



















Список использованных источников

1. Статья «Первый раз в первый класс: особенности организации процесса обучения и рекомендации по адаптации первоклассников»

https://www.garant.ru/article/1483113/

2. Статья «Особенности организации первых дней ребенка в школе»

https://multiurok.ru/files/osobennosti-organizatsii-pervykh-dnei-rebenka-v-sh.html

3. Статья «Особенности планирования и организации учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения ребёнка в школе» https://studwood.ru/1063060/pedagogika/osobennosti_planirovaniya_organizatsii_uchebno_vospitatelnogo_protsessa_pervye_obucheniya_rebyonka_shkole