Организация самостоятельной изобразительной деятельности (Старшая группа)
Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей:
1
возникает по инициативе детей;
ребёнок сам определяет цель;
2
3
3
сам находит средства для её воплощения;
планирует деятельность, добиваясь желаемого результата.
4
4
В целях сохранения самостоятельности и активизации детского творчества, руководство такой деятельностью должно быть косвенным.
Поэтому, самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня.
Специфика руководства самостоятельной изобразительной деятельностью:
- Развитие самостоятельных способов действий на занятиях;
- Формирование ярких художественных впечатлений от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, развлечений и праздников;
- Создание благоприятных условий для изобразительной деятельности в домашнем кругу (работа с семьей);
- Создание в группе материальной среды , обеспечивающей самостоятельную изобразительную деятельность.
Как уже отмечалось, одним из наиболее важных условий успешного проявления самостоятельности является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельности.
Например , новизна обстановки, организация занятия в игровой форме с необычным началом работы, разнообразные новые изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов, применение нетрадиционных техник рисования.
Примеры:
Другим важным условием изобразительной деятельности выступает опора на личный опыт ребенка , на впечатления , полученные детьми дошкольного возраста от реальной действительности.
Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельной изобразительной деятельности.
Примеры:
Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога , который базируется на знании специфических особенностей каждого ребёнка, учёте уровня развития изобразительных умений и навыков.
Что, в свою очередь, предусматривает дифференциацию учебных заданий для детей с разными уровнями изобразительных умений, подбор методов и приемов руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей.
Примеры:
Создание и обогащение предметно-развивающей среды рассматривается также как условие оптимизации самостоятельности детей. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности, право на проявление своей индивидуальности. Материалы и оборудование должно периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребёнку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.
Примеры:
Создание предметной среды – путь активизации самостоятельной изобразительной деятельности
Принципы построения развивающей среды:
1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребёнка, детей между собой с целью установления контакта: То есть, размещение и оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве. Также следует учесть , что творческие замыслы в изобразительной деятельности чаще всего индивидуальны. Поэтому педагог старается организовать коллективное замысливание и исполнение в лепке, конструировании, аппликации.
П
Р
И
М
Е
Р
Ы:
2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества: Предметная среда должна побуждать инициативу у детей, давать просмотр творчеству. Поэтому в размещении оборудования необходима вариативность.
В старшей группе должен активно использоваться мольберт, который дети могут самостоятельно передвигать в любое место. Например , мольберт у окна наводит детей на рисование натуры и «при натуре».
Примеры:
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды: Реализуется принцип в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке.
Для самостоятельной изобразительной деятельности выделяют :
- Для оборудования и материала необходимы шкаф или полки со свободным доступом к ним;
- В свободном доступе (старшая группа): разного цвета и размера бумага, карандаши, фломастеры, сангина, пастель, акварель и гуашь, кисти, природный и бросковый материал, глина, пластилин.
В старших группах материал, богато представленный, но не освоенный на занятии, подталкивает детей на хаотичное его применение, поверхностное отношение.
Поэтому важно сразу ребёнка обучить, как правильно обращаться и как его использовать в деятельности, а уже потом добавлять его в самостоятельную развивающую среду.
В группе должно быть отведено место для демонстрации детских работ.
- Хорошо иметь паспарту’ (рамки для фотографий из бумаги);
- Целесообразно иметь тематические папки с рисунками всех детей (для рассматривания и анализа старых работ);
- Очень полезно в группе иметь папки с репродукциями картин известных художников.
П
Р
И
М
Е
Р
Ы:
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования: То есть определенность места и расположения материала по изобразительной деятельности ( например, комната-студия для изобразительной деятельности; специально отведенное место в групповой комнате). Место занятий изобразительной деятельностью оформляется информативной и в то же время функциональной эмблемой : силуэтное изображение матрешки, в карманах фартука которой разместились кисти, краски, «Самоделкин» с коробкой «бросового» материала для поделок, «Карандашик» на палитре которого карандаши, кисти, бумага.
Примеры:
Самостоятельная художественная деятельность за пределами группы
- Размещение специального материала и оборудования на прогулке (наличие переносных мольбертов, мела, глины и природного материала для лепки) соответственно сезону.
- Наличие мольберта, красок, бумаги, глины, пластилина в «живом уголке», «зеленой зоне» может одновременно обеспечить ребёнку отдых, наблюдение за животными, растениями и отражение ярких художественный впечатлений.
- В последнее время в дошкольных учреждениях широко используют специальные помещения для демонстрации произведений живописи , графики разных жанров.
Спасибо за внимание!
Подготовила Филонович Анна