СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация уголка самостоятельной изобразительной деятельности (ИЗО) в старшей группе

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация раскрывает сущность организации уголка самостоятельной изобразительной деятельности для детей старшей группы.

Просмотр содержимого документа
«Организация уголка самостоятельной изобразительной деятельности (ИЗО) в старшей группе»

Организация самостоятельной изобразительной деятельности  (Старшая группа)

Организация самостоятельной изобразительной деятельности (Старшая группа)

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей: 1 возникает по инициативе детей; ребёнок сам определяет цель; 2 3 3 сам находит средства для её воплощения; планирует деятельность, добиваясь желаемого результата. 4 4

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей:

1

возникает по инициативе детей;

ребёнок сам определяет цель;

2

3

3

сам находит средства для её воплощения;

планирует деятельность, добиваясь желаемого результата.

4

4

В целях сохранения самостоятельности и активизации детского творчества, руководство такой деятельностью должно быть косвенным. Поэтому, самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня. Специфика руководства самостоятельной изобразительной деятельностью:  Развитие самостоятельных способов действий на занятиях;  Формирование ярких художественных впечатлений от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, развлечений и праздников;  Создание благоприятных условий для изобразительной деятельности в домашнем кругу (работа с семьей);  Создание в группе материальной среды , обеспечивающей самостоятельную изобразительную деятельность.

В целях сохранения самостоятельности и активизации детского творчества, руководство такой деятельностью должно быть косвенным.

Поэтому, самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня.

Специфика руководства самостоятельной изобразительной деятельностью:

  • Развитие самостоятельных способов действий на занятиях;
  • Формирование ярких художественных впечатлений от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, развлечений и праздников;
  • Создание благоприятных условий для изобразительной деятельности в домашнем кругу (работа с семьей);
  • Создание в группе материальной среды , обеспечивающей самостоятельную изобразительную деятельность.
Как уже отмечалось, одним из наиболее важных условий успешного проявления самостоятельности является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельности. Например , новизна обстановки, организация занятия в игровой форме с необычным началом работы, разнообразные новые изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов, применение нетрадиционных техник рисования. Примеры:

Как уже отмечалось, одним из наиболее важных условий успешного проявления самостоятельности является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельности.

Например , новизна обстановки, организация занятия в игровой форме с необычным началом работы, разнообразные новые изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов, применение нетрадиционных техник рисования.

Примеры:

Другим важным условием изобразительной деятельности выступает опора на личный опыт ребенка , на впечатления , полученные детьми дошкольного возраста от реальной действительности. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельной изобразительной деятельности. Примеры:

Другим важным условием изобразительной деятельности выступает опора на личный опыт ребенка , на впечатления , полученные детьми дошкольного возраста от реальной действительности.

Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельной изобразительной деятельности.

Примеры:

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога , который базируется на знании специфических особенностей каждого ребёнка, учёте уровня развития изобразительных умений и навыков. Что, в свою очередь, предусматривает дифференциацию учебных заданий для детей с разными уровнями изобразительных умений, подбор методов и приемов руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей. Примеры:

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога , который базируется на знании специфических особенностей каждого ребёнка, учёте уровня развития изобразительных умений и навыков.

Что, в свою очередь, предусматривает дифференциацию учебных заданий для детей с разными уровнями изобразительных умений, подбор методов и приемов руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей.

Примеры:

Создание и обогащение предметно-развивающей среды рассматривается также как условие оптимизации самостоятельности детей. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности, право на проявление своей индивидуальности. Материалы и оборудование должно периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребёнку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности. Примеры:

Создание и обогащение предметно-развивающей среды рассматривается также как условие оптимизации самостоятельности детей. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности, право на проявление своей индивидуальности. Материалы и оборудование должно периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребёнку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.

Примеры:

Создание предметной среды – путь активизации самостоятельной изобразительной деятельности Принципы построения развивающей среды: 1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребёнка, детей между собой с целью установления контакта: То есть, размещение и оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве. Также следует учесть , что творческие замыслы в изобразительной деятельности чаще всего индивидуальны. Поэтому педагог старается организовать коллективное замысливание и исполнение в лепке, конструировании, аппликации. П Р И М Е Р Ы:

Создание предметной среды – путь активизации самостоятельной изобразительной деятельности

Принципы построения развивающей среды:

1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребёнка, детей между собой с целью установления контакта: То есть, размещение и оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей уединиться в творчестве. Также следует учесть , что творческие замыслы в изобразительной деятельности чаще всего индивидуальны. Поэтому педагог старается организовать коллективное замысливание и исполнение в лепке, конструировании, аппликации.

П

Р

И

М

Е

Р

Ы:

2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества: Предметная среда должна побуждать инициативу у детей, давать просмотр творчеству. Поэтому в размещении оборудования необходима вариативность. В старшей группе должен активно использоваться мольберт, который дети могут самостоятельно передвигать в любое место. Например , мольберт у окна наводит детей на рисование натуры и «при натуре». Примеры:

2. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества: Предметная среда должна побуждать инициативу у детей, давать просмотр творчеству. Поэтому в размещении оборудования необходима вариативность.

В старшей группе должен активно использоваться мольберт, который дети могут самостоятельно передвигать в любое место. Например , мольберт у окна наводит детей на рисование натуры и «при натуре».

Примеры:

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды: Реализуется принцип в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке. Для  самостоятельной изобразительной деятельности выделяют : Для оборудования и материала необходимы шкаф или полки со свободным доступом к ним; В свободном доступе (старшая группа): разного цвета и размера бумага, карандаши, фломастеры, сангина, пастель, акварель и гуашь, кисти, природный и бросковый материал, глина, пластилин.

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды: Реализуется принцип в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке.

Для самостоятельной изобразительной деятельности выделяют :

  • Для оборудования и материала необходимы шкаф или полки со свободным доступом к ним;
  • В свободном доступе (старшая группа): разного цвета и размера бумага, карандаши, фломастеры, сангина, пастель, акварель и гуашь, кисти, природный и бросковый материал, глина, пластилин.
В старших группах материал, богато представленный, но не освоенный на занятии, подталкивает детей на хаотичное его применение, поверхностное отношение. Поэтому важно сразу ребёнка обучить, как правильно обращаться и как его использовать в деятельности, а уже потом добавлять его в самостоятельную развивающую среду. В группе должно быть отведено место для демонстрации детских работ. Хорошо иметь паспарту’ (рамки для фотографий из бумаги); Целесообразно иметь тематические папки с рисунками всех детей (для рассматривания и анализа старых работ); Очень полезно в группе иметь папки с репродукциями картин известных художников. П Р И М Е Р Ы:

В старших группах материал, богато представленный, но не освоенный на занятии, подталкивает детей на хаотичное его применение, поверхностное отношение.

Поэтому важно сразу ребёнка обучить, как правильно обращаться и как его использовать в деятельности, а уже потом добавлять его в самостоятельную развивающую среду.

В группе должно быть отведено место для демонстрации детских работ.

  • Хорошо иметь паспарту’ (рамки для фотографий из бумаги);
  • Целесообразно иметь тематические папки с рисунками всех детей (для рассматривания и анализа старых работ);
  • Очень полезно в группе иметь папки с репродукциями картин известных художников.

П

Р

И

М

Е

Р

Ы:

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования: То есть  опреде­ленность места и расположения материала по изобразительной деятельности ( например, комната-студия для изобразительной деятельности; специально отведенное место в групповой комнате). Место занятий изобразительной деятельностью оформляется информативной и в то же время функциональной эмблемой : силуэтное изображение матрешки, в карманах фарту­ка которой разместились кисти, краски, «Самоделкин» с короб­кой «бросового» материала для поделок, «Карандашик» на па­литре которого карандаши, кисти, бумага. Примеры:

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования: То есть опреде­ленность места и расположения материала по изобразительной деятельности ( например, комната-студия для изобразительной деятельности; специально отведенное место в групповой комнате). Место занятий изобразительной деятельностью оформляется информативной и в то же время функциональной эмблемой : силуэтное изображение матрешки, в карманах фарту­ка которой разместились кисти, краски, «Самоделкин» с короб­кой «бросового» материала для поделок, «Карандашик» на па­литре которого карандаши, кисти, бумага.

Примеры:

Самостоятельная художественная деятельность за пределами группы - Размещение специального материала и оборудования на прогулке (наличие переносных мольбертов, мела, глины и природного материала для леп­ки) соответственно сезону. - Наличие мольберта, красок, бумаги, глины, пластилина в «живом уголке», «зеленой зоне» может одновременно обеспечить ребёнку отдых, наблюдение за животными, растениями и отражение ярких художественный впечатлений. - В последнее время в дошкольных учреждениях широко ис­пользуют специальные помещения для демонстрации произве­дений живописи , графики разных жанров.

Самостоятельная художественная деятельность за пределами группы

- Размещение специального материала и оборудования на прогулке (наличие переносных мольбертов, мела, глины и природного материала для леп­ки) соответственно сезону.

- Наличие мольберта, красок, бумаги, глины, пластилина в «живом уголке», «зеленой зоне» может одновременно обеспечить ребёнку отдых, наблюдение за животными, растениями и отражение ярких художественный впечатлений.

- В последнее время в дошкольных учреждениях широко ис­пользуют специальные помещения для демонстрации произве­дений живописи , графики разных жанров.

Спасибо за внимание! Подготовила Филонович Анна

Спасибо за внимание!

Подготовила Филонович Анна