Организация предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность
При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:
особенности эмоциональной личности ребенка,
его индивидуальные социально-психологические особенности;
индивидуальные предпочтения и потребности;
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
поло-ролевые особенности.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.
В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:
театр настольный;
ширма;
наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
театр математики;
театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
персонажи с разным настроением;
материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.
Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы
Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы.
Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы (образы людей, животных), театр бибабо.
Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек.
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Оснащение театрального уголка для младшей группы
Коврограф (фланелеграф).
Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
Маленькая ширма для настольного театра.
Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.
Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.
Тематика наборов определяется образовательной программой.
Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.
Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.
Оснащение театрального уголка для средней группы
Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей.
Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
Стойка-вешалка для костюмов.
Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
Атрибуты для «Разноцветных сказок».
Театр математики.
Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
Оснащение театрального уголка для старшей группы
Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
Стойка-вешалка для костюмов.
Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.
Для детей четырех-шести лет игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.
Празднично-карнавальные игрушки
Для детей до двух лет необходимы:
Для участия в праздничных утренниках и развлечениях:карнавальные шапочки (зайчиков, птичек, котят, медвежат, цыплят и других персонажей).
Для праздничного оформления группы и участка — надувные пленочные шары (мячи), забавные образные фигурки, флажки и гирлянды среднего и крупного размера. Материалом для них могут служить бумага, пленка, легкие ткани и нетканые материалы.
Готовые елочные украшения для этой группы отбираются из небьющихся легких материалов: разноцветные, мелкого размера шары, колокольчики, снежинки.
Для детей от двух до четырех лет, кроме карнавальных шапочек, нужны готовые полумаски (зайчика, медведя, котенка, петушка), выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше (с пропиткой против возгорания).
Готовые елочные игрушки могут быть разными по форме, образному решению, материалу.
Необходимы также полуфабрикаты для изготовления елочных игрушек-самоделок с применением пленки, бумаги, ткани (для флажков, гирлянд), а также природного материала (скорлупа ореха, шишки, желуди, ветки и прочее).
Детям от четырех до шести лет могут быть предложены крупные надувные куклы, фигуры животных, сказочные персонажи, удобные для переноски, всевозможные жезлы, эмблемы.
Празднично-карнавальные игрушки могут быть очень крупными, декоративными. Интересны игрушки-сюрпризы с эффектами, имитирующими фейерверк (без применения огня и воспламеняющихся материалов). Атрибуты костюмов и маски должны создаваться в соответствии с антропометрическими и эргономическими данными детей каждой группы.
В содержание работы по театрализованной деятельности входит:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры-драматизации;
подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений;
упражнения по формированию выразительности исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности);
литературные игры «Угадай название», «Угадай имя героя», »Вспомни и расскажи».
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ
д/с № 347 «Ладушки»
_______Н.В.Третьякова
Положение о проведении смотра-конкурса
на лучший театральный центр среди групп ДОУ.
1. Цель смотра-конкурса: создание оптимальных условий для развития творческой активности ребенка в музыкально-театрализованной деятельности.
2. Задачи смотра-конкурса:
2.1. Способствовать повышению компетентности педагогов в создании условия для развития творческой активности ребенка в музыкально-театрализованной деятельности;
2.2. Создавать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска для эффективной организации музыкально-театрализованной деятельности;
2.3. Пополнять атрибутами музыкально-театральный центр.
3. Участники смотра-конкурса: В конкурсе принимают участие педагоги и родители всех возрастных групп ДОУ.
4. Срок проведения:
4.1. Конкурс проводится с 1.09.2014 по 30.10.2014г.
4.2. Все музыкально-театральные центры подготовить до «30» ОКТЯБРЯ 2014 г.
4.3. Подведение итогов «30» ОКТЯБРЯ 2014Г..
5. Смотр-конкурс оценивает творческая группа в составе:
• заведующего ДОУ Третьяковой Н.В.;
• старший воспитатель Александрова С.Л.; Голоскова З.Б.;
• педагог-психолог Дударева А.Н.;
• музыкальный руководитель Басанцова Г.Н., Чуркина Д.В.
6. Критерии оценки музыкально-театральных уголков:
6.1.Требования к оформлению:
6.2. Наполняемость театрального центра:
Разнообразие видов театра и соответствие их возрастной группе;
Наличие атрибутов и элементов декораций;
Наличие и разнообразие костюмов для театрализованной деятельности;
Наличие атрибутов, декораций, элементов костюмов и пр., изготовленных в совместной деятельности взрослых и детей;
6.3. Оригинальность идей;
6.4. Наличие картотек («Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки», «Речевые игры и упражнения», «Театрализованные игры и упражнения»);
6.5. Наличие фонотеки диски с записями детских песен, классических произведений, с подборкой фоновой музыки для режимных моментов;
6.6. Методическая копилка (конспекты занятий с элементами театрализации, сюжетно-ролевых игр, спектаклей).
6.7. Наличие разнообразных музыкально-дидактических игр по возрасту детей; разнообразных музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных).
6.8. Умение воспитателя презентовать свой центр.
7. Подведение итогов и награждение победителей:
7.1. Подведение итогов состоится 30.10.2014г.
7.2. Определяются победители, занявшие 1, 2, 3 место. Победители награждаются дипломами на педагогическом совете.
7.3. Самые активные родители отмечаются дипломами на родительском собрании группы.